Опубликовано: ГП 11-2020
Зелёный каркас для Москвы

Электрический грузовик DE-truck18 «МосКВа»

Александр Климнов,
фото Станислава Протасова

Розничная сеть «Магнит» первой среди российских ритейлеров приняла в опытную эксплуатацию отечественный крупнотоннажный электрический грузовик «МосКВа». После успешной опытной эксплуатации компания Drive Electro, разработавшая новую машину, рассчитывает получить заказ ещё на 200 таких машин.

Москва как крупнейшая городская агломерация страны, а значит, и объект негативного экологического воздействия транспорта на внешнюю среду и здоровье жителей, крайне заинтересована в «озеленении» всех видов транспорта. Поэтому в последние годы в столице введён так называемый «грузовой каркас», ограничивающий доступ дизельных грузовиков на внутрирайонные улицы без пропусков.

Возврат к электричеству

Важной задачей стало снижение вредных выхлопов парка грузовиков, которым в пределы МКАД можно въезжать лишь при соответствии нормам Euro 2, а в пределы Третьего транспортного кольца (ТТК) – не ниже Euro 3. Кроме того, для тяжёлых грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн действует запрет на передвижение по МКАД и въезду в город с 6:00 до 22:00 без пропуска, а грузовикам грузоподъёмностью свыше одной тонны и по передвижению по ТТК и въезду в исторический центр столицы. Правда пока контроль передвижения данных ТС по городу в период с 22:00 до 6:00 остаётся проблемой, так как нет единой общероссийской базы данных грузового автотранспорта с указанием его экологического класса. Поэтому штрафовать таких нарушителей режима по показаниям видеокамер незаконно, а инспекторы ГИБДД ночные грузовики практически не отлавливают.

Однако имеющиеся ограничения реально создают в столице потенциальный рынок для грузовиков на электротяге, т.е. с нулевым выхлопом, практически бесшумных и полностью вписывающихся в зелёный пояс Москвы. Крупнейшие ритейлеры и логистические операторы, под которые как раз и подходит розничная сеть «Магнит», всё более и более осознающие свою социальную ответственность и стремящиеся вместе с тем сократить накладные расходы в полной мере обратили взор на грузовые электромобили как на оптимальное и перспективное решение назревающих проблем.

Грузовые электромобили в Москве появились ещё в 1940-х. Тогда переделанные из пассажирских машин грузовые троллейбусы взяли на себя значительную часть внутригородских грузоперевозок (мука, дрова, уголь и проч.) на направлениях, куда не были проложены трамвайные пути. Например, такая линия существовала по Ленинградскому шоссе к Северному речному порту на Химкинском водохранилище канала им. Москвы. Для маневрирования в местах погрузки/разгрузки на таком грузовом троллейбусе кроме токоприёмных штанг имелся ещё и специальный кабель. В послевоенный период аналогичными перевозками занимались троллейкары, где основную часть маршрута гибридная машина проходила на электротяге вдоль троллейбусных линий, а «последнюю милю» преодолевала на бензиновом моторе. И такие троллейкары дожили до начала 1990-х, причём применяли их отнюдь не из-за экологической составляющей (хотя и её уже тогда начинали учитывать), а из-за большей экономии при эксплуатации, ведь электроэнергия стоила значительно меньше, чем бензин. Потом данная инициатива заглохла из-за шокового перехода экономики на рыночные рельсы, когда стало не до экологии – лишь бы выжить.

И кто знал, что некоторые преимущества грузового электротранспорта станут актуальны в наши дни. Какие же это преимущества? Более дешёвое электрическое топливо, бесшумность при движении и погрузке-разгрузке, отсутствие необходимости использовать более дорогой в обслуживании ДВС и, конечно, экологичность. Кроме того, электрогрузовики (на сегодня самый главный мейнстрим мирового автопрома) могут заезжать на закрытые склады, а также запрещённые для автотранспорта зоны в исторических центрах. Бесшумная машина открывает возможности по ночному завозу продуктов и товаров в магазины шаговой доступности. А ведь претензии жильцов, живущих близ магазинов «Магнит Сити», существуют и в своё время сеть была вынуждена отказаться от применения для их снабжения громоздких автопоездов с прицепами.

Почти как просили…

Создатель «МосКВы» (КВ – от кВт, т.е. киловатт) – достаточно известная инжиниринговая компания Drive Electro, специализирующаяся на разработке электрического коммерческого транспорта. Разработкой тяжёлого (категории N3) аккумуляторного грузового электромобиля по техзаданию розничной сети «Магнит» она занялась в прошлом году. Техзадание включало такие параметры как достижение пробега в 200–250 км на одном заряде, грузоподъёмность 8 т, вместимость фургона 16 паллет, зарядка в двух режимах: скоростная в течение 20 минут от внешнего зарядного устройства и ночная в течение 8 часов от бортового ЗУ. Преодолеваемый уклон должен был составить 20°, а максимальная скорость – 110 км/ч. Ресурс электрогрузовика вместе с батарейным блоком определён в 10 лет. Вместе с грузовиком DE-truck18 «МосКВа» компания Drive Electro должна была разработать зарядную станцию большой мощности.

Презентованный в конце сентября 2020 года электрогрузовик DE-truck18, в принципе, соответствует выдвинутым заказчиком эксплуатационным параметрам. Впрочем, согласно официальным данным Drive Electro: пробег в 200 км действует только для незагруженной машины, а при полной загрузке в 8 тонн снижается до 120 км. Максимальная скорость составляет 95 км/ч, а не 110 км/ч. Преодолеваемый уклон составляет 18°, а не 20°. Внешнее зарядное устройство CCS Combo Type2 с рабочим напряжением 380 В заряжает электогрузовик за 2 часа (т.е. на 60–110 км пробега за час), а бортовое IEC 62196-2 – за 7 часов.

Компания Drive Electro предоставляет комплексное решение, включающее как сам электротранспорт, зарядную инфраструктуру и сервис пожизненного цикла на весь период 10-летней эксплуатации. По расчётам компании совокупная стоимость владения «МосКВой» будет на 25–30% ниже аналогичного дизельного грузовика, а срок окупаемости составит 5 лет.

Опытную эксплуатацию электрогрузовика «МосКВа» намереваются проводить на территории Московской области и Москвы. Фургон будет ежедневно совершать по 2–3 рейса из распределительного центра «Магнит» в Дмитрове в московские магазины, причём каждый день в разные (в общей сложности числом 600). В течение 6–12 месяцев заказчик должен определить, насколько электрогрузовик соответствует его ожиданиям, внести коррективы в его характеристики и комплектацию, включая шасси.

Дебютный электрогрузовик построен на шасси КАМАЗ-5325 (T 1825) с короткой дневной кабиной от Mercedes-Benz Axor. На шасси смонтирован изотермический фургон-рефрижератор с холодильно-отопительной установкой Carrier, которая работает от газового электрогенератора и гидроборт Dhollandia грузоподъёмностью 1500 кг. Вместимость кузова 16 европаллет при грузоподъёмности 8 т позволяет доставлять сборные грузы.

Габаритная длина DE-truck18 «МосКВа» – 8960 мм, она определена исходя из подъездных территорий, которые по СНиПам составляют 10 м. С этим ранее была проблема при разгрузке «паровозов»: грузовиков с прицепом с двумя сближенными осями. Высота электромобиля 3760 мм, колёсная база – 5130 мм.

Технически допустимая полная масса электрогрузовика составляет 19 т при снаряжённой массе в 10 350 кг, т.е. коэффициент тары составляет 0,575, что несколько выше дизельных аналогов. Пиковая мощность электродвигателя составляет 260 кВт, а длительная мощность заявлена в 130 кВт, ёмкость LiFePO4 АКБ – 140 кВт.ч. Ресурс аккумуляторной батареи рассчитан на весь срок эксплуатации автомобиля, т.е. целое десятилетие.

Подвеска передней оси рессорная зависимая с гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя – пневматическая, рычажная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Рулевое управление типа «шариковая гайка–рейка–сектор» снабжено электрогидроусилителем. Тормозная система: рабочая пневматическая двухконтурная (на переднюю и заднюю оси) с дисковыми тормозами на всех колёсах и ABS; запасной тормозной системой выступает каждый контур. Вспомогательная тормозная система – моторный тормоз-замедлитель. Стояночный тормоз приводится от пружинных энергоаккумуляторов к тормозам колёс задней оси.

В случае успешной эксплуатации грузового электромобиля DE-truck18 «МосКВа» торговая сеть «Магнит» может заказать до 200 электрогрузовиков, которые Drive Electro начнёт собирать на собственном предприятии на территории Москвы.

Кроме проекта электрогрузовика сеть «Магнит» реализует также большой проект по конверсии обычных дизельных грузовиков в газодизельные. На сегодняшний день, таким образом, перестроены 160 грузовиков, а до конца года их число будет доведено до 250 единиц.

Комментировать ... >>
Loading...