65-летня история и модель артиллерийского тягача
Совсем немного опоздала компания SSM с выпуском модели артиллерийского тягача АТ-Т, ведь в минувшем году эта машина отпраздновала своё 65-летие – серийный выпуск этого монстра был начат в далёком 1949 году на Харьковском заводе транспортного машиностроения.
Дела давно минувших дней
По ряду узлов, таких как элементы трансмиссии, опорные катки, траки гусениц, ведущие и направляющие колёса, АТ-Т («изделие «401») был унифицирован с основным танком той поры – Т-54, выпуск которого осуществлялся также на ХЗТМ. В передней части машины размещали четырёхтактный V-образный дизель А-401, представлявший собой дальнейшее развитие дизеля В-2, который применялся ещё на танках Т-34.
АТ-Т получил коробчатую раму, к которой крепились узлы и механизмы машины. Цельнометаллическая четырёхместная кабина располагалась в передней части тягача и представляла собой существенно расширенную за счёт центральной вставки кабину грузовика ЗИС-150, несколько уменьшённую при этом по высоте.
Позади кабины располагался металлический кузов, выполненный заодно с бортами и платформой. Кузов получил откидные скамейки для перевозки личного состава и откидной задний борт. В задней части платформы, под её полом, устанавливали лебёдку, обслуживание которой осуществлялось сверху через откидные люки.
Выпуск этого тягача продолжался 30 лет – машина покинула конвейер лишь в середине 1979 года. Да и не мудрено – мощная, ремонтопригодная, простая, подвластная даже солдату-срочнику. Создатели этого тягача – коллектив конструкторов под руководством А. А. Морозова – совершенно заслуженно получили Сталинскую премию за эту разработку. Уже в 1952 году и на все последующие 30 лет этот тягач стал непременным участником военных парадов на Красной площади.
В процессе производства постоянно создавались новые модификации АТ-Т, существенно расширявшие круг «обязанностей» машины. К примеру, было создано шасси, предназначенное для монтажа радиолокационной станции «Круг». Отдельные исполнения выпускались для монтажа инженерного оборудования – так увидели свет бульдозеры-путепрокладчики БАТ, траншеекопатели БТМ, роторные экскаваторы МДК и др. Тягачам АТ-Т довелось послужить даже в Антарктиде в антарктических экспедициях – сначала в базовом варианте, потом в виде специально подготовленных полярных саней АТ-ТА, а затем в виде знаменитой «Харьковчанки» (которая даже попала на обложку журнала «Техника – молодёжи», № 3, 1959 г).
Маленький великан
Но обратимся к модели! Компания SSM представила на суд коллекционеров два варианта исполнения арттягача АТ-Т – в классическом советском хаки и его гражданском исполнении в оранжевом цвете.
Нужно сказать, что в компании SSM есть кто-то явно неравнодушный к гусеничной технике. Иначе чем ещё можно объяснить выпуск уже третьей гусеничной машины в непривычном для этих транспортных средств 43-м масштабе да ещё на таком хорошем уровне? Не секрет, что ни одна колёсная модель SSM ещё не обходилась без вала критики со стороны коллекционеров. Причём в большинстве случаев критика носила совершенно заслуженный характер. Совсем иное дело гусеничные машины этого производителя – даже имея мелкие недочёты, все они принимались публикой «на ура» и являются украшением любой коллекции. АТ-Т не стал исключением – все коллекционеры, которые приобрели эту модель, отзываются о ней исключительно хорошо.
Что же предложил нам производитель? Модели отличаются не только цветом – оранжевая модель дополнительно получила приклеенный тент, который, к сожалению, скрывает неплохо проработанный кузов. Пожалуй, этот тент пошёл модели во вред – он выглядит несколько неестественно и чем-то напоминает старые добрые коробчатые тенты моделей КАМАЗ предприятия «Элекон». С другой стороны, на полках многих коллекционеров уже скопилось столько техники в цвете хаки, что любой нестандартный цвет для них как глоток свежего воздуха.
Итак, модель! Сразу отметим, что производителю удалось передать брутальную красоту настоящей машины. «Насупленный» передок с «усами» штатных тросов не оставляет сомнений, что это именно АТ-Т. Как и у настоящего тягача, поражают размеры модели – обычный ГАЗ-66 выглядит рядом с ним недоростком, что уж тут говорить о легковых машинах! Тем удивительнее взять модель в руки, имея такие габариты, она при этом очень лёгкая. Сказывается высокое (может быть даже 100 %) содержание пластика в модели. Есть несколько неправильных или переразмеренных деталей, таких как фара-искатель, поручни в кабине и за кабиной, дверные ручки, которые, тем не менее, совершенно «не режут» глаз, а только лучше работают на передачу образа тяжёлой надёжной машины.
Приятно удивила проработка пола платформы – присутствует насечка, передана расшивка технологических люков. Но при этом о днище модели производитель полностью забыл – предельно упрощённое, не показан ни один люк, присутствуют лишь одни отверстия для крепёжных винтов.
Прокатиться по столу
Отдельно пару слов следует сказать про «катабельность» модели – в отличие от своих предшественников ГАЗ-71 и ГАЗ-47, модель АТ-Т запросто можно катать по столу – катки крутятся, гусеницы подвижные. Коллекционеры ведь, как дети, невзирая на возраст, им важно поиграть с моделью.
Модель также получила проработку салона кабины. Толком ничего не видно и поэтому сложно сказать, насколько это соответствует прототипу, но всё равно приятно, что производитель заострил на этом внимание.
К сожалению, бо’льшая часть мелочей (крепления тента, ручки люков, замки капота и прочее) была имитирована на крупных деталях – так отлить и собрать быстрее, проще и дешевле. Но, например, тот же люк в крыше кабины имело смысл выполнить отдельной деталью – он выглядел бы как настоящий. Сейчас же из-за вынужденных скруглений для выемки детали из формы и последующего слоя краски он выглядит несколько замыленно.
Как уже было сказано, модель, безусловно, удалась, несмотря на мелкие недочёты. Будем надеяться, что однажды последуют и другие варианты машин на базе АТ-Т, включая пожарные. Кстати, производитель анонсировал модель тягача АТС-59Г. А там, может быть, даже получим Т-54 в масштабе 1:43 – шасси-то, можно сказать, готово!