Как продлить жизнь топливному насосу
Cегодня вновь вернёмся к тематике эксплуатационной бережливости. Современный автомобиль состоит из 15–20 тысяч компонентов, и чем каждый из них будет работать в наиболее оптимальных условиях, тем выше будет эксплуатационная надёжность всего сложнейшего транспортного механизма. Проанализируем условия, в которых трудятся топливные насосы, подумаем, чем можно облегчить им жизнь и продлить ресурс. Абстрагируемся от конкретного типажа транспортных средств, рассуждаем и о грузовиках, и о легковушках.
Топливный насос отвечает за то, чтобы топливо из бака попадало в двигатель, т. е. является важной деталью любого автомобиля как с бензиновым, так и с дизельным двигателем. Следует отметить, что у дизелей гораздо большее разнообразие технических решений: насос-форсунки, ТНВД, электрические и механические насосы, предварительные электронасосы подачи из бака. В этом материале применимо к дизелям речь пойдёт только о первичных электрических топливных насосах.
В силу своей важной роли топливная помпа требует к себе ответственного отношения. Как определить неполадки в работе топливного насоса и к каким последствиям они могут привести?
Основные причины поломок топливных насосов
Причины преждевременного отказа топливных насосов можно свести к нескольким основным группам.
Первая – загрязнения в топливном баке автомобиля. Их источники могут быть различными, от не очень качественного топлива до коррозии самого бака. Правда, с распространением пластиковых баков последняя причина остаётся актуальной разве что для старых моделей авто. Любой мусор рано или поздно попадает в насос вместе с топливом и, накапливаясь, провоцирует абразивный износ, что способствует его выходу из строя.
Вторая – перепады давления в топливной системе. Причины этого явления опять же могут быть различными (например, проблемы с герметичностью топливной системы), но на состоянии топливного насоса негативно сказывается в первую очередь засорение топливного фильтра. Из-за снижения его пропускной способности насосу приходится качать топливо в режиме повышенной нагрузки, и ресурс его работы значительно сокращается.
Третья – проблемы с электропроводкой. Большинство современных топливных насосов управляются электрическим реле. Если в цепи питания насоса и его управляющей электроники нарушается контакт, окисляются контакты, сильноточное реле не может нормально работать, подача топлива прекращается, и автомобиль не может тронуться с места.
Четвёртая – перегрев. Его основная причина – хронически низкий уровень топлива в баке, причём как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Дело в том, что топливо для него выступает своего рода охлаждающей жидкостью и смазкой. А когда бензина или солярки мало, вместо них насос начинает захватывать воздух и работать в буквальном смысле на износ, с повышением температурного режима, иногда даже перегреваясь и рано или поздно ломаясь.
Почему не стоит экономить на покупке топливного насоса
Сегодня, когда цены ползут вверх, многие, столкнувшись с необходимостью замены топливного модуля или топливного насоса, как одного из самых важных его компонентов, стремятся сэкономить и найти как можно более дешёвые аналоги. Но делать так не рекомендуется и вот почему.
Ко всем товарам, будь то косметика или автозапчасти, применим общий принцип. Премиум – это переплата за бренд, но при этом высокое качество и гарантии. Откровенно бюджетный товар – производитель на чём-то сэкономил, на чём, как правило, не конкретизирует. С контрафактом вообще всё понятно. Остаются ценовые «середнячки» – выбор абсолютного большинства. В случае, когда приходится выбирать топливный модуль в сборе или сам насос, следует обратить внимание на некоторые тезисы.
Использование некачественного топливного модуля может привести к отказу или некорректной работе его оборудования. Например, к заклиниванию датчика уровня топлива, т. е. на дисплее отображается неверная информация по запасу хода, и как итог – некорректному расчёту расстояния до заправки. Или некорректной работе индикатора низкого уровня топлива – это когда индикация резерва включается при достаточном уровне топлива либо не включается при практически пустом баке.
Утечки топлива. Их причиной может стать недостаточная толщина пластиковых стенок топливного модуля, наличие невидимых глазу механических повреждений, а последствием в лучшем случае запах топлива в салоне, а в худшем – по-настоящему опасные ситуации.
Некорректная работа топливного насоса или датчика уровня топлива ввиду неправильно установленных разъёмов электропроводки или вовсе их отсутствия (да, бывает и такое, что они отваливаются в процессе транспортировки!). В связи с этим не отображается уровень топлива или двигатель не запускается.
Быстрый износ некачественной изоляции. Это ведёт к коротким замыканиям и непредвиденным поломкам автомобиля.
Низкий срок службы дешёвой продукции сопровождает износ щёток, поломка коммутатора и других электрических приборов системы питания. В этом случае насос отказывает после короткого срока службы, автомобиль внезапно глохнет и больше не запускается.
Как продиагностировать топливный насос
При первых подозрениях на проблемы в работе топливного модуля в целом и топливного насоса в частности рекомендуем вам не затягивать с диагностикой. Она не занимает много времени и проводится примерно по следующему сценарию. Сначала нужно визуально осмотреть все электрические и механические соединения и компоненты, проверить надёжность изоляции и состояние контактов. Затем, если проблем на данном этапе не выявлено, следует замерить напряжение, подаваемое на контакты электродвигателя топливного насоса. Это должно исключить неисправности электрических управляющих приборов системы топливоподачи. Если замечаний нет, производите замер давления на выходе из насоса, причём не только на холостых оборотах, но и под нагрузкой. Если давление ниже нормы, а топливный фильтр исправен, это свидетельствует об износе электродвигателя топливного насоса или подгорании его обмотки, что подтверждает необходимость замены узла.
Варианты дорожного ремонта топливного насоса
Любой из нас может в пути пострадать от некачественного или не соответствующего сезону топлива, невежественных рук сервисменов, да и вообще жизненные ситуации иногда невозможно предугадать. Что можно сделать, если произошёл внезапный отказ топливного насоса? Если до цивилизации далеко, помощь буксира или автоэвакуатора нецелесообразна, в дороге можно попытаться или самостоятельно, или с помощью минимальных затрат на услуги самой базовой мастерской, восстановить топливоподачу.
Конструкция погружного насоса, установленного в топливном баке (топливного модуля), представляет из себя пластмассовый корпус, в который интегрированы электродвигатель, а иногда ещё и топливный фильтр и датчик уровня. Характерными признаками отказа бензонасоса при движении автомобиля являются плавное падение мощности, после чего движок глохнет. Но после отдыха на стоянке, остыв, как ни в чём не бывало вновь начинает работать, но только некоторое время.
Бывает и такое, что мотор идеально работает на холостых оборотах, но не может тронуться с места. Установив такой диагноз, необходимо понять два важных момента. Первое – является ли топливный фильтр самостоятельным компонентом или же он скомпонован в картридже вместе с насосом. Если фильтр установлен отдельно, то некоторое время можно ещё ехать, удалив его, но это спорный совет, так как форсунки на это время будут практически беззащитны. Может быть, лучше доехать до места ремонта на эвакуаторе, их услуги не всегда заоблачно дороги. Если всё же без вариантов, то уменьшение сопротивления фильтра на некоторое время поднимет давление в топливной системе до приемлемого. Для этого соединяем топливную магистраль отрезком металлической трубки при помощи червячных хомутов. В качестве временного соединителя отлично подходит отрезок трубки подходящего диаметра, например, от тормозной системы, купить которую несложно. Но помните, это решение на крайний случай, тем более всё равно насос придётся менять.
На грузовике, где бак висит на раме, доступ к топливному насосу относительно простой. Если автомобиль легковой, или цельнометаллический фургон, то для демонтажа насоса, установленного непосредственно вместе с топливозаборником и фильтром может потребоваться демонтаж топливного бака, но не всегда. Надо попытаться отыскать лючок на полу (насос, установленный на днище в разрыве топлипровода меняется элементарно, поэтому о нём сейчас речь не идёт).
Обнаружив место установки топливного модуля, извлеките его в сборе, удалите топливный фильтр, выньте корпус электродвигателя. Но где взять новый? Не всегда на трассе можно добыть нужный компонент из великого каталожного многообразия… Зато в любом регионе РФ вы отыщите детали национального автопрома: «вазовский» погружной или «газовский» насос в разрыв топливопровода. Теперь сравниваем оригинальный и отечественный погружные насосы. Как правило, они отличаются между собой только длиной корпуса (чаще всего для автомобилей ВАЗ немного короче). Это отличие всего лишь не даст возможности забрать топливо с самой нижней точки бака, и от вас в дальнейшем будет требоваться просто заправляться чуть раньше критической отметки. В остальном же насос встанет «как родной», да и затраты уменьшит.
Следующая проблема, с которой можно столкнуться при полевом ремонте: крышка и кольцо фиксатора картриджа насоса заворачиваются в корпус бака со значительным усилием, иногда требуется специнструмент. Снять эти детали проще, чем установить. Если не получилось, всё равно ехать можно до мастерской, но не заправляйте больше половины бака и избегайте резких манёвров.
Если по каким-то причинам всё же не получается вживить чужеродный узел в бензобак, покупаем «газовский» насос и с помощью недорогих дюритовых шлангов и червячных хомутов монтируем врезку в топливную магистраль, электропитание подаём нарастив проводку от штатного разъёма, при помощи стандартных ножевых клемм…