Опубликовано: ГП 10-2020
Электрический рекордсмен в спецтехнике

Электрические автобетоносмесители Liebherr ETM 1005 и ETM 1205

В. Чехута, фото Holcim

Швейцарский производитель строительных материалов компания Holcim решила заказать для своих нужд электроприводной пятиосный грузовик, оснащённый бетоносмесительной установкой. Автомобиль стал совместным проектом компаний Designwerk GmbH, Futuricum AG, Liebherr и ZF. Полностью электрический автобетоносмеситель означает, что не только автомобильное шасси приводится в действие от электродвигателя, но и все вспомогательные приводы смесительного барабана будут электрифицированными.

Об этом проекте мало кому известно, и в тени он находится совершенно незаслуженно. Ведь по сути на сегодня – это одна из самых грандиозных разработок, связанных с грузовым электротранспортом. Проектом предусмотрено создание двух моделей электроприводных бетоносмесителей: ETM 1005 – с 10-кубовым барабаном и ETM 1205 – с 12-кубовым. Для обоих будет использоваться 5-осное 40-тонное шасси фирмы Futuricum с двумя отдельными электродвигателями: один для привода автомобиля, другой для барабана. При создании шасси в нём активно применялись узлы и агрегаты компании Volvo Trucks, что, кстати, можно заметить по кабине из серии FM.

Используются смесительные барабаны двух производителей – Avesco и Liebherr. Они вращаются электромотором и считаются более эффективными, чем гидравлические системы

Основной электродвигатель грузовика выдает максимальную мощность в 500 кВт. В барабанном приводе используется другой электромотор в тандеме с редуктором смесителя. Это позволило не применять дорогостоящую гидравлику, и сэкономить немалые средства заказчика. Хотя, как сэкономить, это стоило бы изучить в деталях, ведь гидропривод заменили совсем недешёвой электроникой. Сам узел электромеханического привода барабана разрабатывался специалистами компаний Liebherr и ZF.

Интересно, что инженеры Futuricum решили не создавать две раздельные энергоцепи, а применили всего одну тяговую батарею, которая будет обеспечивать энергией как грузовик, так и бетоносмесительную установку. Базовый элемент АКБ – это литий-ионный аккумуляторный блок с общей ёмкостью 170 кВт·ч. В автобетоносмесителе есть пространство для размещения двух (340 кВт·ч) или трёх (510 кВт·ч) таких блоков. Конкретно для этой строительной машины швейцарские заказчики предпочли двойной пакет ёмкостью 340 кВт·ч.

Электромотор для вращения смесительного барабана разработан отдельно, он компактный, но тяговитый

В компании Holcim понимают, чтобы применять электрифицированные транспортные средства в бетонном бизнесе, необходимо соблюдать два условия: первое – миксеры должны работать только на коротком плече, второе – иметь на ночной парковке точку зарядки батареи.

«Миксеры, изготовленные для Holcim, станут первыми в мире электрическими коммерческими автомобилями такого типа и размера. Мы подсчитали, что два модуля будет достаточно для работы нашего бетоносмесителя. Поскольку АКБ придётся заряжать ночью, то мы решили не использовать технологию ускоренной подзарядки батарей и не делать для этого внешнюю инфраструктуру», – объясняет Габриэль Матееску, менеджер по логистике бетона в компании Holcim.

Пилотные испытания трёх новых электрических бетоносмесителей запланированы на четвёртый квартал 2020 года. Перемещение 40-тонного грузовика с вращающимся барабаном, в котором будет 10 или 12 кубометров смеси – это совсем не простая задача. И в этой связи характеристики батареи ёмкостью 340 кВт·ч выглядят довольно скромными, а километраж от полного заряда батарей пока никто не сообщает даже приблизительно. Что ж мы будем следить за этой темой, посмотрим, какой опыт получит компания Holcim от применения электромобилей в строительном бизнесе.

Время стать зёленым

В своих рекламных проспектах компания Liebherr уже не первый год предлагает линейку автобетоносмесителей с дизельным, газовым, гибридным или электрическим приводом. У всех этих машин различные силовые агрегаты, а вот смесительный барабан работает не от гидропривода, а от отдельного электрического мотора. По словам производителя, такие машины отличаются сниженным уровнем расхода топлива и бесшумностью. Ёмкости аккумулятора с резервом хватает на целый рабочий день. Так что все типы бетона (В1 – В60) можно смешивать и транспортировать как и прежде. Недавно конструкторы разработали комбинацию электродвигателя и редуктора миксера, которая обеспечивает пиковую мощность 120 кВт, что позволяет использовать барабаны объёмом до 12 м³. Благодаря встроенному зарядному устройству на 22 кВт, разряженный аккумулятор можно зарядить менее чем за час. Требуется только подключение к источнику питания 380 В / 32 А. 3. Есть дополнительный дисплей снаружи, возле барабана. Он показывает все важные рабочие данные, главный из которых уровень заряда аккумулятора.

1. Эффективное управление температурой обеспечивает максимальную производительность в любых погодных условиях

2. Аккумуляторы привода смесительного барабана размещены во вспомогательной раме – идеально для распределения нагрузки на ось

3. Генератор с функцией рекуперации заряжает аккумулятор во время движения

4. Электрический привод смесительного барабана компактный, но мощный

5. Аккумулятор при относительно небольшом весе оптимизирован для длительного срока службы

Комментировать ... >>
Loading...