Специфика самодостаточности
Scania P440 LA6х2HNA E4 FL
Чем интересны грузовики из Швеции марки Scania? Не только высоким качеством, надёжностью и оригинальным дизайном. Эта марка интересна ещё и тем, что не конкурирует в сегменте полной массы менее 10 т, а также известный факт – часто Scania предлагает клиенту не выбирать автомобиль из каталога, а построить направленное транспортное решение для конкретного сценария эксплуатации. Недавно мне представилась возможность познакомиться с очередным таким решением.
Речь не пойдёт об особенностях комплектации и наборе опций типовой машины, заказанной одним из многочисленных клиентов. Спецификация этого седельного тягача, недавно прибывшего из Сёдертелье, обсуждалась задолго для того, как он оказался на площадке готовой продукции.
Область применения – Центральная Россия
Седельный тягач с колёсной формулой 6х2 и «ленивым» подъёмным задним мостом заказала топливная компания для того, чтобы таскать цистерну со светлыми нефтепродуктами. Полная масса полуприцепа объёмом 32 м3 при полной загрузке дизельным топливом составляет около 27 т, что неизбежно пробивает на перегруз заднюю ось тягача, но частично загруженная ёмкость и менее плотные нефтепродукты сводят на нет целесообразность использования полноценного трёхосного тягача: неоправданно возрастает расход топлива, да и цены на трёхосники 6х4 при нынешнем курсе валют кусаются.
Логистика перевозки наливных опасных грузов такова, что технические пробеги отцепленного в одиночку седельного тягача не ограничиваются потребностями его ремонта или обслуживания. Регион эксплуатации этих автопоездов – Москва и Московская область, где почти нет затяжных подъёмов и спусков, довольно мягкая зима, в пору которой дороги обильно обрабатывают противогололёдными реагентами, так что откровенно скользкая дорога бывает не так уж часто. Предвидение всех этих факторов и побудили эксплуатанта применить третий не лишний, но «ленивый» мост, который к тому же позволит сэкономить ещё и на износе шин. Дальше в содружестве со специалистами Scania пошёл буквально творческий процесс создания специального автомобиля.
Низкая кабина, пламенный мотор и автомат…
Когда перевозчик-частник может позволить лично себе топовые версии тягачей, он не скупится. Иногда бывает, что твёрдо стоящий на ногах автопарк балует лучших водителей дорогими комплектациями, где по умолчанию «есть всё». А наш сегодняшний тягач со стороны может показаться несуразным набором дорогих и бюджетных опций, но это лишь на первый взгляд.
Первое, что бросается в глаза, – низкая кабина CP19N на дорогом и сложном шасси с мощным двигателем. Этот вопрос представители заказчика будто ждали: всё дело в том, что многие терминалы, где производится загрузка цистерн, построены ещё при советской власти и рассчитаны на небольшую габаритную высоту автопоезда, как правило, не выше 3,4 м. Нередки случаи, когда обладателям высоких кабин приходится демонтировать козырьки, спойлеры и иное оборудование, установленное сверху, чтобы встать под загрузку. Зато здесь на заводе в Швеции сразу смонтировали оранжевые проблесковые маячки на изящном и прочном трубчатом каркасе в соответствии с требованиями для перевозки опасных грузов. Поскольку эксплуатироваться тягач будет исключительно на территории России, дома его оснастили цифровым тахографом с учётом национальных требований с блоком СКЗИ «ШТРИХ Тахо Рус».
Признаки заботы о человеке за рулём
Перевозка светлых нефтепродуктов не предполагает работу на длинном плече, поэтому одного спального места вполне достаточно, прикорнуть водителю всё равно удастся лишь в ожидании загрузки на нефтебазе. Кстати, для такого режима ожидания эксплуатант не забыл предусмотреть жидкостный автономный отопитель с функцией предпускового подогрева марки Eberspacher Hydronic, а в летнее время кабину охладит базовый кондиционер. КП заказали автоматизированную, давно знакомую Opticruise GRS905, имеющую три динамических режима работы: экономичный, стандартный и мощностный. В трансмиссии применена магистральная главная пара, передаточным отношением 3,08. Доставка топлива по Москве и области предполагает жёсткий трафик – применение «автомата» в трансмиссии свидетельствует о явной заботе о водителе. Но на рабочем месте – скромная панель и нет кожаной отделки и дорогой аудиосистемы, условия работы на бензовозе совсем не тепличные, и роскошные опции на развозной работе по доставке топлива на АЗС не совсем уместны. Но вот тяговитый двигатель DC13 мощностью 440 л. с. с крутящим моментом 2300 Н∙м вполне уместен для автопоезда полной массой 44 т. Ходовая часть вполне соответствует поставленным задачам.
Подвески и тормоза
Теперь пройдёмся немного по спецификации автомобиля. Как уже говорилось, особенность ходовой части этого тягача – подкатная задняя ось с пневматическим механизмом подъёма. Грузоподъёмность задней тележки – 17 600 кг, из них 10 500 – на ведущую ось и 7100 – на подкатную. Управлять задней пневмоподвеской можно из кабины или при помощи пульта дистанционного управления с функцией системы регулировки уровня шасси. В тормозной системе дисковые механизмы, электронное перераспределение тормозных сил (EBS), система предотвращения скатывания на уклоне и электронная система курсовой устойчивости ESP, моторный замедлитель с ручным и автоматическим управлением. Подвеска спереди – малолистовые рессоры, сзади пневматика. Стабилизатор поперечной устойчивости на передней оси увеличенной жёсткости. Задний мост с блокировкой дифференциала и масляным фильтром редуктора.
Вопрос цены
Предвижу мнение скептиков, которые станут утверждать, что такая индивидуальная постройка автомобиля вряд ли выйдет дешевле, чем купить стандартный тягач и дооборудовать его для перевозки опасных грузов. И потом, кого такая спецтехника заинтересует на вторичном рынке? Действительно, эти машины недёшевы, но, во-первых, перевозчик заказал не один тягач, ведь даже малая серия, как известно, всегда благоприятно влияет на цену. Во-вторых, правильно подобранный автомобиль неизменно и стабильно будет держать планку стоимости километра пробега и тонно-километра на протяжении всего срока службы. Что до вторичного рынка, так ведь ничто не мешает использовать такой тягач и для совершенно стандартных перевозок, при чём здесь нефтепродукты и опасные грузы? Думаю, что состарившаяся Scania P440 LA6х2 вполне приглянется и следующему владельцу…
Колёсная формула | 6х2 |
Полная масса, кг | 24 700 |
Полная масса автопоезда, кг | 44 000 |
Допустимая нагрузка по осям, кг | 7100/ 10 500/ 7100 |
Двигатель:
|
Scania DC13 102 440 (Euro 4), турбодизель, I-6 12 742 440 при 1900 мин-1 2300 при 1000–1300 мин-1 |
Коробка передач:
|
Opticruise GRS905, автоматизированная 12+2/ 2 3,08 |
Подвеска спереди | Малолистовые рессоры |
Подвеска сзади | Пневматическая |
Тормозная система | Пневматическая |
Размер шин | 315/70 R22,5 |
Вместимость топливного бака, л | 400 |