Опубликовано: ГП 09-2020
Зелёный фургон

LEVC VN5

Денис Орлов
Фото LEVС

Больше ста лет человечество не впрягает лошадей в фургоны. Теперь и двигатели внутреннего сгорания впали в немилость. А лошадь по-прежнему остаётся главным символом и мерилом силы наземных транспортных средств. Вот и «Компания лондонских электромобилей» (LEVC) выбрала своим тотемом мифического крылатого Пегаса. Как известно, телегу не запрягают впереди лошади, и Пегас на капоте пикапа LEVC VX5 уверенно несёт его в электрическое будущее.

Возрождение британской автомобильной промышленности после выхода страны из Евросоюза легло на плечи азиатских инвесторов. География участия весьма широка: Индия, Китай и даже Малайзия. Вот и компания LEVС («Компания лондонских электромобилей») принадлежит Zhejiang Geely Holding Group Co., Ltd, известной под маркой Geely.

На эмблеме завода – крылатый конь Пегас
VN5 означает «Фургон вместимостью 5 кубометров»

Самое крупное приобретение Geely в европейском автомобилестроении, конечно, легковое Volvo. А в Великобритании в 2006 году Geely инвестировала в The London Taxi Company, ранее известную как London Taxi International (LTI) и Carbodies – кузовостроительный завод, выпускавший знаменитые лондонские таксомоторы. На тот момент заводом владел Manganese Bronze Holdings plc. (MBH). Поначалу всё выглядело невинно. Создали совместное производство классических таксомоторов в Китае. Но осенью 2012-го у MBH начались финансовые трудности, холдинг перешёл под внешнее управление аудиторского бюро PricewaterhouseCoopers, после чего в январе 2013 года предприятие таксомоторов за £11,4 млн перешёл в собственность Geely целиком. Кроме того, в мае 2017 года Geely присмотрела себе на «британской автомобильной распродаже» компанию Lotus, которой отныне владеет на паях с малайской Etika Strategy.

Компания Carbodies основана в Ковентри в 1921 году и прославилась лондонскими чёрными кэбами
Современный завод площадью 38 000 м[sup]2[/sup] возведён возле деревушки Энсти под Ковентри

В том же 2017-м китайцы за £300 миллионов возвели для LEVC новый завод в Энсти (это пригород Ковентри) – первое автомобильное предприятие, построенное в Великобритании более чем за десятилетие. Завод, накапливающий солнечную энергию, собирающий дождевую воду, использующий естественную вентиляцию и не дающий никаких вредных выбросов. Наняли германский менеджмент. Кто лучше немцев разбирается в автомобилях? Председатель правления LECV Карл-Питер Форстер (Carl-Peter Forster) имеет за плечами опыт работы в BMW, Opel и Tata (как куратор Jaguar и Land-Rover), директор-распорядитель Йорг Хоффман (Jörg Hofmann) прежде работал в Audi и General Motors. Спрос на электротакси LECV TX превзошёл ожидания. С момента дебюта модели TX в 2018 году продано свыше 4000 таких таксомоторов. Недавно Азербайджан приобрёл партию из 100 машин.

LEVC успешно продолжил традицию чёрных кэбов моделью TX. Правда, не везде они чёрные. В марте 2020 года несмотря на пандемию партия из 100 таксомоторов цвета «красный Тапело» отгружена для ООО «Бакинская служба такси». На снимке помощник министра транспорта, связи и высоких технологий Азербайджанской Республики Эмин Таир оглу Мамедов и начальник отдела международного сотрудничества Шахин Исмаилов принимают таксомоторы у директора-распорядителя LEVC Йорга Хоффмана (в центре)
Ширина проёма боковой двери – 1038 мм, задние распахиваются в пропорции 40:60, открывая проём шириной 1275 мм. Расстояние между колёсными арками – 1120 мм

Но компания не собиралась повторять своих прежних ошибок и загонять себя в узкие рамки специализации. 11 сентября 2019 года на Франкфуртском автосалоне IAA анонсировали развозной электрофургон на базе TX. Ему присвоили индекс VN5. Унификация между такси и фургоном предельная. Каркасно-панельная конструкция позволила без серьёзных затрат увеличить длину с 4857 до 5233 мм, чтобы внутри помещались две европаллеты. Подрос автомобиль и вверх (1,99 м против 1,89 м у TX5). Вместимость фургона составляет 5,5 м3. Это меньше, чем у Ford Transit Custom (6,0 м3), но больше, чем у Renault Trafic (5,2 м3). Грузоподъёмность LEVC VN5 – 830 кг.

Площадь вспомогательного экрана больше размера панели приборов
В конструкции немало современных пластиков. Воздуховоды системы вентиляции, отопления и кондиционирования отформованы из полиолефиновой пены Alveolen NL

Кузова и такси, и фургона склеены из экструдированных алюминиевых профилей, поставляемых с завода компании Hydro (бывшая Sapa) в городе Бедас (Уэльс). Каркас на треть легче стального. От коррозии его защищают анодированием. Наружные панели кузова пластиковые, отформованные из полиэфирного препрега (SMC). Поставщик – тоже британский. LEVC их только окрашивает. В компании очень гордятся тем, что фургон локализован на треть. Ещё треть поставщиков – европейские, а ещё треть – китайские. В частности из Китая приходит так называемый range extender – 1,5-литровый 3-цилиндровый бензиновый двигатель с турбонаддувом. Разработан Volvo, но выпускается на заводе Geely. Расположен «удлинитель пробега» продольно в передней части автомобиля, однако с ведущими колёсами механически не связан. Крутит генератор и заряжает литий-ионные батареи LE Chem жидкостного охлаждения с энергоотдачей 31 кВт·ч. На электротяге фургон проходит 93 км, накомбинированной тяге – 484 км (топливный бак рассчитан на 36 л).

Склеенный из алюминиевых экструзий каркас кузова на треть легче стального и компенсирует 400 кг веса электрической батареи с жидкостным охлаждением
Склеенный из алюминиевых экструзий каркас кузова на треть легче стального и компенсирует 400 кг веса электрической батареи с жидкостным охлаждением
По заводу подсобранные кузова перемещаются на роботизированных транспортно-сборочных платформах. Хорошо видно место под Range-extender без какого-либо тоннеля к ведущим колёсам.

Электромотор Siemens мощностью 110 кВт втиснут внутрь заднего подрамника. Из-за этого VN5 порог грузового отсека высоковат. Да и в целом большинство одноклассников VN5 – переднеприводные. Однако у автомобиля есть перед ними другое преимущество – манёвренность. Традиционно, конструкция поворотных кулаков у лондонских такси устроена таким образом, что позволяет колесу поворачивать почти на 45 градусов. При переднем приводе, с шарнирами равных угловых скоростей такое просто невозможно. Диаметр разворота фургона – 10,1 м.

Благодаря большому углу поворота колёс VN5 имеет лучший в своём классе диаметр разворота 10,1 метра
Комбинированная силовая установка LEVC называется eCity. Предусмотрены две розетки, «ударной» высоковольтной зарядки постоянным током на 50 кВт и бытовым переменным током 11 кВт (у версии Ultima – 22 кВт)

Главное же, на что упирают разработчики VN5, его рентабельность. Сообщается о межсервисном пробеге в 40 000 км, о затратах на заправку £2/1,2 км, о льготах, полагающихся владельцам электротранспорта в крупных городах. Гарантия на него 5 лет или 240 000 км (на батарею – 8 лет или 240 000 км). LEVC отнюдь не дёшев: цена начинается от £46,500 (Transit Custom Limited PHEV стоит £38,701). Но Карла-Питера Форстера это не смущает: «Что вы хотели? Алюминиевый кузов обходится втрое дороже стального, зато весит на треть меньше».

Прототипы фургонов LEVC, построенные на базе такси TX в этом году проходят опытную эксплуатацию у 25 партнёров, в частности в Royal Mail и сервисе онлайн-торговли DPD
Прототипы фургонов LEVC, построенные на базе такси TX в этом году проходят опытную эксплуатацию у 25 партнёров, в частности в Royal Mail и сервисе онлайн-торговли DPD

Фургон предлагается в исполнениях Business, City и Ultima. Все они оснащены автономной системой экстренного торможения (AEB), передними и боковыми подушками безопасности, круиз-контролем, 9-дюймовым сенсорным экраном и двухзонным климат-контролем. Версия City получает обогреваемое ветровое стекло, парктроник, индикатор выезда за пределы полосы движения, шторки безопасности. Ultima оснащён камерой заднего вида, более удобными сиденьями и зарядным устройством переменного тока повышенной мощности 22 кВт, а не 11 кВт. Кроме того, предусмотрены шесть пакетов оснащения. Заказы уже принимаются, однако первые поставки фургонов с рулём справа следует ждать в четвёртом квартале 2020 года, а «леворукие» модели – не раньше марта 2021 года.

В 2022 году завод рассчитывает выйти на полную мощность 20 тыс. автомобилей в год, и 70% выпуска придётся именно на фургоны.

Комментировать ... >>
Loading...