Опубликовано: ГП 08-2020
Непревзойдённый DAF 95

Седельные тягач DAF FT95XF380 4х2

Даниил Минаев, фото автора
Модель: DAF FT95XF380 4х2
Производитель: DAF TRUCKS N. V., Нидерланды
Год выпуска: 2000

У перевозчиков сегодня есть выбор, поэтому их парки и бизнес-модели существенно разнятся. Но есть и много общего. Например, лояльность, или, если хотите, верность, предпочтение одной марке. Например, в парке пензенской транспортной компании «Пегас-авто» уже много лет эксплуатируют седельные тягачи DAF. Подвижной состав регулярно обновляется, тем не менее в эксплуатации остаются несколько «ветеранов» – DAF 95XF. Один из этих автомобилей за 20 лет преодолел почти 2,5 миллиона километров нелёгких российских дорог, но продолжает радовать общим хорошим техническим состоянием. Недавно я осмотрел этого трудягу и понял, почему руководство пока не торопится срочно заменить, продать или списать столь немолодой подвижной состав.

Всего в парке перевозчика из Пензы осталось 7 единиц DAF 95XF. Остальной парк – 57 машин – это вполне современные 105-е «ДАФы». Таскают они по просторам России-матушки рефрижераторные полуприцепы: «тушевозы» и «паллетники». Но нам особенно интересен один DAF, в начале июня 2020 года одометр которого показал 2 488 831 км. Конечно же в его жизни были и смены собственников-эксплуатантов, многочисленные средние и агрегатные ремонты, а вот капитального всего транспортного средства ни одного. Как смот­рится такой динозавр в плотном и динамичном современном потоке идущего в столицу транспорта, когда в будние дни в 22:00 в Москве открываются дороги для большегрузов?

Пластика «лица»

При ближайшем рассмотрении кабины самого нового DAF XF (в его обозначении теперь отсутствуют цифровые индексы, как было ранее, например 85, 95, 105 и т. д.), в основе по-прежнему силовая схема «бестселлера DAF 85-й серии» – одной из лучших европейских кабин.

Тягачи разных поколений DAF 105 и DAF 95  имеют сходные черты и всё же заметно отличаются

В 2000 году, когда изучаемый мною сейчас экземпляр DAF FT95XF380 сошёл с конвейера, кабина была уже далеко не новинкой, с рядом модернизаций перекочевавших с 85-го семейства. Но сквозь годы, вновь пройдя череду пластических операций эта кабина с новой оптикой и оперением производится и по сей день, пряча в своих закромах хитроумную электронику и покрывая экономичные двигатели Euro 6.

Панель приборов выстроена абсолютно логично, хорошо читается и не содержит ни одного …монитора! Разве что небольшое оконце ЖК-дисплея одометра…

Дальнобойщики старшего поколения с удовольствием отметят хорошо знакомый интерьер кабины Space XH с традиционными круглыми шкалами комбинации приборов, саму панель приборов, обвивающую место водителя. Бортовая электроника в проявлении сверкающих дисплеев с множеством областей данных и ассистентов водителя придёт сюда чуть позже, лет через пять-семь, а пока здесь царит аналоговый покой. Особенно за бархатными шторами идеального спальника, в котором отдыхал, отдыхает и будет отдыхать человек как в прошлом, так и нынешнем веке…

Словом, дружелюбия и здорового традиционализма не отнять у «голландца»!

Рабочее место водителя. Высокий потолок кабины Space XH, обилие мест для хранения, но и моторный тоннель присутствует…
Рабочее место водителя. Высокий потолок кабины Space XH, обилие мест для хранения, но и моторный тоннель присутствует…
Рабочее место водителя. Высокий потолок кабины Space XH, обилие мест для хранения, но и моторный тоннель присутствует…

Краткое техническое описание

Тёплым июньским деньком, пыхнув из выхлопной трубы сизым дымом, с пол-оборота запустился рядный шестицилиндровый дизель FT95XF280M второго экологического класса. Несколько минут накачать воздух, и айда смыть пыль, чтобы позировать для фотосессии сочным апельсиновым оттенком!

А что это за «птица» такая FT95XF280M? Маркировка расшифровывается так. XF – назначение двигателя – Extra Forte – тяжёлая серия грузовиков (18–36 тонн), 280 – мощность двигателя в кВт, M – модернизированный.

Это 6-цилиндровый рядный 4-тактный дизельный мотор с водяным охлаждением, 4 клапанами на цилиндр и турбонагнетателем с промежуточным охлаждением воздуха. Система впрыска и промежуточного охлаждения наддувного воздуха – собственные разработки компании DAF, в данном случае эти компоненты являются плодами эволюции предыдущего поколения. Двигатель оснащается рядным механическим ТНВД. Сам по себе движок достаточно лёгкий, его «сухая» масса 1050 кг.

Педальный узел комбинированный. Акселератор и тормоз – напольные педали, педаль сцепления очень лёгкая – подвесная. Видна площадка для отдыха левой ноги, за которой притаилась «пуговка» горного тормоза
Педальный узел комбинированный. Акселератор и тормоз – напольные педали, педаль сцепления очень лёгкая – подвесная. Видна площадка для отдыха левой ноги, за которой притаилась «пуговка» горного тормоза
Педальный узел комбинированный. Акселератор и тормоз – напольные педали, педаль сцепления очень лёгкая – подвесная. Видна площадка для отдыха левой ноги, за которой притаилась «пуговка» горного тормоза
Спальное место удобное и широкое, умение создать уют – важное профессиональное качество дальнорейсового водителя. Порядок в кабине – важный показатель здорового психологического климата

Посмотрим на силовую линию далее. Сцепление, пожалуй, один из самых консервативных узлов автомобиля, про него и сказать особо нечего.

Теперь переходим к коробке передач. ZF S181 – механическая 16-ступенчатая КП универсального применения для автомобилей большой грузоподъёмности относится к агрегатам третьего поколения серии Ecosplit. Изготовляется компанией ZF Friedrichshafen AG. Диапазон передаточных отношений – 16,41 – 1,00. Эти же КП используются на автомобилях MAN, IVECO, RENAULT TRUCKS. Дальнейшее развитие именно этой коробки передач в сегодняшнем воплощении носит индекс ZF 16S1920 TD.

Управление КП рычагом в кабине традиционное настолько, что дальше некуда: флажок типа «кадык» для переключения рядов и сбоку тумблер выбора «половинок».

Залезать в кабину удобно, несмотря на солидный километраж ступеньки и подножка в полном порядке

Ведущий задний мост у DAF FT95XF380 модели AAS1347 с гипоидной главной передачей, передаточное отношение 3,31. В нашем случае комплектация предусматривает блокировку дифференциала.

Теперь пройдёмся по ходовой части и тормозам. Никаких принципиальных отличий от современных тягачей нет. Разве что немного иная компоновка ресиверов и прочей мелочёвки на раме. Передний мост – балка на рессорах, грузоподъёмностью 7500 кг, сзади пневматика, которая сдюжит 12 тонн.

Даже 20 лет назад у этого семейства магистральных тягачей в качестве опции были дисковые вентилируемые тормозные механизмы на всех осях. Однако данная модификация оснащена барабанными тормозными механизмами, анонсируемыми для запылённых и тяжёлых условий работы.

Передние световые приборы с ностальгичными рассеивателями гармонично вписаны в бампер, получивший ещё в те годы дополнительные аэродинамические каналы обтекатели, фары светят неплохо
При подъёме кабины сцепные шланги останутся на месте, ЛКП, несмотря на возраст и пробег, пока неплохо сопротивляется коррозии

Основные вехи ремонтов на длинном пути

Серьёзный ремонт двигателя этому тягачу потребовался при пробеге около 1 500 000 км. Проблемным местом таких моторов считаются роликовые толкатели штанг привода ГРМ. Износ начинает проявляться при пробеге от 500 000 км. Ось ролика истирает отверстия в проушинах толкателя, что приводит к перекосу ролика. Если не вмешаться на этом этапе, ролик со временем заклинит и повредит распредвал. В нашем случае дефектовка показала объективно обоснованный комплексный капремонт двигателя. Для полуторамилионного пробега это достойный показатель ходимости и живучести движка, с учётом посредственного топлива, израсходованного в периодических заторах моторесурса и частых холодных пусков, характерных в российской эксплуатации автопоездов.

Механическая КП требует переборки, в среднем, каждые 700 000 км, что тоже неплохо. Но абсолютным рекордсменом является ведущий мост, который пока не требовал ремонта.

По давней традиции, рамы «ДАФов» периодически окрашивают в стильный оранжевый цвет
Топливный бак вмещает 870 литров, при благоприятной ситуации можно преодолеть около 3000 км без дозаправки

Удачи и долгих лет, тебе DAF!

В итоге, наш «пенсионер» интересен тем, что в нём присутствует всё, ну или почти всё, что ожидается от современного магистрального тягача. Поэтому правильнее назвать его не пенсионером, которому положен заслуженный отдых, а ветераном, авторитет и опыт которого так необходим для молодых поколений, причём на передовой, а не в тени тыла. Всё добротно и аккуратно. Актуальное рабочее место в уютной просторной кабине, надёжные и неприхотливые агрегаты, да и просто удобно!

Годы, годы… Однако эти годы так и не смогли зачеркнуть успех предыдущих поколений грузовиков марки DAF. Доказательства – наличие, и не одного, как престарелого, так и довольно свежего «ДАФа» на стоянках вдоль федеральных автодорог. А что до рассмотренного сегодня DAF FT95XF380 4х2, то он ещё поработает. Во всяком случае там, где законодательно пока разрешено эксплуатировать автомобили с нормами токсичности Euro 2…

Конструкция передней подвески принципиально не изменилась за два десятилетия
Технические характеристики DAF FT95XF380 (type TE47XS-19)
Колёсная формула 4х2
Полная масса, кг 19 500
Снаряжённая масса, кг 7710
Допустимая нагрузка на переднюю / заднюю ось, кг 7500/12500
Полная масса автопоезда, кг (технически допустимая) 44000
Двигатель: DAF XE 280M, Euro 2, турбодизель
тип I-6
рабочий объём, cм3 12580
мощность, л.с. 381 при 1700 мин-1
крутящий момент, Н.м 1750 при 1100 – 1400 мин-1
Коробка передач ZF S181
тип Механическая
количество ступеней вперед / назад 16/2
Передаточное число главной пары 3,31
Подвеска Спереди – рессорная, сзади - пневматическая
Тормозная система Пневматическая
Шины 315/80R22,5
Вместимость топливного бака, л 870
Комментировать ... >>
Loading...