Сочленённые междугородные автобусы Kaiser Coach
В середине 1940-х годов в США компания Kaiser, выпускавшая широкий ассортимент продукции от бритв до автомобилей, построила первый в мире 18-метровый сочленённый междугородный автобус, главными особенностями которого являлись, как ни странно, не повышенная вместимость, а высокая максимальная скорость и безопасность. А для молодых конструкторов он стал символом достижений инженерной мысли, исходившей из заложенных Генри Кайзером традиций.
В начале 1930-х годов в США развернулось масштабное строительство сети автомобильных дорог. Государственная программа, инициированная правительством Рузвельта в разгар Великой депрессии, позволила решить сразу несколько проблем – на строительстве было задействовано огромное количество безработных, а страна получила разветвлённую сеть автомагистралей. Это стимулировало как автопроизводителей, так и транспортные компании. В конце 1930-х гг. крупнейшая автобусная компания США Greyhound Lines, названная в честь борзой породы собак (дословно – серая гончая) опутала всю Америку сетью транспортных маршрутов от океана до океана. Её автобусный парк стремительно рос и развивался.
Для компенсации растущей силы со стороны Greyhound Lines в пассажирских перевозках Межгосударственная торговая комиссия США призвала мелких независимых операторов создать Национальную систему автобусных маршрутов (NTBS). И уже 5 февраля 1936 года ассоциация независимых операторов междугородных автобусов создают консорциум NTBS и объединяются в ассоциацию Trailways Transportation System, куда вошли компании Burlington Transportation Company, Santa Fe Trails Transportation Company, Missouri Pacific Stages, Safeway Lines, Inc и Frank Martz Coach Company. Ассоциация Trailways стала грозным конкурентом Greyhound Lines.
Чтобы обойти конкурентов и привлечь новых пассажиров, Greyhound Lines совместно с General Motors разработали новый междугородный автобус. Всего за несколько месяцев до начала Второй мировой войны, 30 апреля 1939 г., в парке Флашинг-Мидоуз-Корона открылась всемирная Нью-Йоркская ярмарка, главным девизом которой было «Построение мира завтра». Там концерн General Motors представил новый автобус GM Silversides PD 3751 для компании Greyhound Lines.
Новая модель, вскоре ставшая самой популярной в США, комплектовалась двухтактной дизельной «шестёркой» и кондиционером GM Frigidaire, что для того времени было революционным решением. Алюминиевый кузов сигарообразной формы с гофрированными бортами, разработанный французским дизайнером Реймондом Фернандом Лоуи, имел хорошую обтекаемость, что позволяло автобусу развивать скорость 80 миль в час (128 км/ч). Скорость плюс комфорт на долгие годы определили дальнейшее развитие американских междугородных автобусов. В том же году, видя, как стремительно развиваются междугородные перевозки в США, молодой инженер GM Вернон Антуан разработал проект сочленённого междугородного автобуса для поездок на большие расстояния. Однако его проект так и не был реализован, поскольку не вписывался в действовавшие в стране ограничения максимальной длины автопоездов, а вступление США во Вторую мировую войну привело к полному переводу промышленности на выпуск военной продукции и отсрочило внедрение многих передовых проектов и патентов.
Автобус едет как облако
К середине 1940-х годов трафик междугородных перевозок Западного побережья на маршруте Лос-Анджелес – Сан-Франциско вырос троекратно, и транспортной компании Santa Fe Trail Transportation Co. потребовалось решать данную проблему в кратчайшие сроки. Инженеры Santa Fe Trail Transportation Co. пришли к единому мнению, что для успешной работы на данной линии необходим автобус, способный взять на борт не менее 60 пассажиров. Для его создания специалисты Santa Fe Trail Transportation Co. обратилась к GM, но те оказались не в состоянии заниматься данным проектом из-за падения прибыли и продолжительных конфликтов с профсоюзами и сокращения производства.
Тогда руководство Santa Fe Trail Transportation Co. обратилось к Генри Кайзеру: высокий технический уровень продукции Kaiser-Frazer олицетворял самые передовые достижения автомобилестроения США. Генри Кайзер и его инженеры с большим энтузиазмом взялись за новый заказ. Были рассмотрены разные варианты, но выбор пал на уже существующий патент инженера Вернера Антуана – сочленённый междугородный автобус. Такие машины давно завоевали популярность в Европе. Генри Кайзеру удалось привлечь в свою команду Реймонда Лоуи, Вернера Антуана и инженеров компаний Twim Coach и BFGoodrich.
В марте 1946 года недалеко от города Лос-Альтос (Калифорния) на заводе Kaiser Permanente Metals Corporation приступили к созданию прототипа. Силовой агрегат установили под полом за первой осью в базе тягача, что обеспечивало равномерное распределение центра тяжести при полной загрузке. Дизельный 6-цилиндровый Cummins 275 HP мощностью 275 л.с. с наддувом и 4-ступенчатая полуавтоматическая планетарная КП Allison позволили автобусу длиной 60 футов (18 288 мм) развивать максимальную скорость до 80 миль в час (128 км/ч). Автобус имел три оси с торсионной подвеской Torsilastic, разработанной Twin Coach совместно с BFGoodrich. В качестве эксперимента для улучшения комфорта и снижения тепловых нагрузок оснастили бескамерными шинами, которые впервые применялись на пассажирском транспорте. Такие новейшие технологии не остались без внимания пассажиров, и позже они описывали этот комфорт, что «автобус едет как облако».
Чтобы работа водителя казалась менее утомительной, рулевое управление было оснащено ГУРом. Обе части кузова соединялись посредством разработанного инженером Вернером Антуаном узла шарнирного сочленения, который во многом был идентичен конструкции Марио Урбинати. Для улучшения манёвренности автобус имел управляемую третью ось. Рулевая тяга 3-й оси соединена с рычагом, который, в свою очередь, присоединялся к раме тягача.
В целях обеспечения безопасного перехода пассажиров из тягача в прицеп механизм шарнирного сочленения закрыли опорно-поворотным кругом, ограждённым полукруглыми деревянными щитами. Герметизацию обеспечивал сильфон – гибкие защитные шторы из резины с армированными алюминиевыми профилями, изготовленными фирмой Koroseal.
В салоне автобуса левый ряд составляли одноместные сиденья, а правый – двухместные, причём часть пассажиров сидела спиной по направлению движения. Кресла авиационного типа могли поворачиваться на 180°. Багаж размещался в специальном отсеке под полом, а для верхней одежды и мелкой ручной клади над боковыми окнами в салоне смонтированы полки. Более того: автобус оборудовали двумя туалетными кабинками между опорно-поворотным кругом!
Машина была рассчитана на перевозку 63 пассажиров, в то время как вместимость обычного междугородного автобуса составляла 37 человек. В общих решениях дизайна Реймонда Луи чувствовалось влияние авиационного стиля. Панорамное ветровое стекло, состоявшее из нескольких частей, обеспечивало водителю широкий обзор как пилоту пассажирского лайнера, а боковые окна по форме напоминали иллюминаторы. Каркас кузова изготовляли из стальных гнутых профилей различного сечения, обшитых алюминиевыми листами. За свой новаторский дизайн и большую длину автобус получил от своих инженеров прозвище torpedo.
Впервые автобус в цветах ливреи Santa Fe Trail Transportation Co. с надписью «Автобус будущего» представили публике 1 августа 1946 года в Окленде и Сан-Франциско как Kaiser Coach. Но для выхода автобуса на регулярные рейсы Santa Fe Trail Transportation Co. пришлось получать разрешение от комиссии штата Калифорния на работу на автомагистралях, так как действовали ограничения по длине подвижного состава. Пока комиссия штата решала судьбу Kaiser Coach, Генри Кайзер занялся его рекламой. Так 21 апреля 1947 года автобус отправился из Окленда в Лос-Анджелес вместе с участниками шоу спортсменов Южной Калифорнии. Об этом написал журнал LIFE в статье «Luxury Liner». Отмечалось, что автобус, «примерно в два раза длиннее стандартной пассажирской машины и оснащённый множеством роскошных функций, будет открыт для публичного осмотра».
Регулярная эксплуатация Kaiser Coach началась в июле 1947 году на линии Лос-Анджелес – Сан-Франциско. Помимо водителя для обслуживания пассажиров в салоне находился стюард, который отвечал за сбор билетов, комфорт пассажиров, делал объявления и выдавал закуски.
Паблисити сыграло своё дело: в августе Генри Кайзер был срочно вызван в Вашингтон, где правительственная комиссия обсуждала возможность развертывания серийного производства Kaiser Coach. Власти городов Спокан (шт. Вашингтон), Бристоля (шт. Пенсильвания) и Портленда (шт. Орегон) обратились за разрешением на эксплуатацию такого автобуса на своих маршрутах.
Однако серийное производство Kaiser Coach так и не было развернуто, поскольку в различных штатах начали затягиваться слушания по изменениям ограничений длине подвижного состава, которым новый автобус не соответствовал. Кроме того, в начале 1950-х годов авиакомпания Pan American World Airways запустила регулярные рейсы внутри страны, что привело к снижению пассажиропотока на междугородных автобусных линиях. Современные самолеты не только предоставляли пассажирам высокий уровень комфорта, но и существенно сокращали время в пути. Kaiser Coach оставался в эксплуатации до 1951 года, после чего был списан и отправлен в металлолом.
Спустя несколько лет на его место пришли сочленённые междугородные автобусы фирмы Kässbohrer. В начале 1966 года Управление транзита округа Аламеда (Калифорния) объявило о создании нового сочленённого автобуса на 77 пассажиров, получившего название «Автострада», но это уже совсем другая история.
Источники:
1) Энциклопедия легковых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. – М.: За рулем, 2003. – 576 с.
2) Журнал Timken компании Timken Company, 1947, США.
3) Журнал LIFE статья «Luxury Liner», 1947, США.