<<< Назад

Безостановочное производство
Автосборочное производство MAN в Санкт-Петербурге

Александр Еремцов

Оказаться на сборочном производстве в самый разгар кризиса – мечта любого журналиста. Вот где реальная картина происходящего в автопроме, без прикрас. Но кто же нас пустит в самый неблагоприятный экономический момент, когда активность и в производственной, и торговой сфере почти равна нулю. Однако один завод пустил. Так я оказался на автосборочном производстве MAN в Санкт-Петербурге. И вот что я там увидел.

Среди зарубежных сборочных производств, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, ООО «МАН Трак энд Бас Продакшн РУС» можно назвать молодым предприятием. Только в 2011 году между MAN и администрацией Санкт-Петербурга был подписан Меморандум о взаимопонимании, или, другими словами, была достигнута договорённость о строительстве завода. Инвестиции в проект завода составили 25 млн евро, и благодаря этому уже в 2013 году, после получения лицензии на сложные производства, был собран первый грузовик. Его презентация, как мы помним, состоялась на выставке COMTRANS’13.

Первый MAN, собранный в Санкт-Петербурге, представили на выставке COMTRANS’13

По всем документам продукция MAN теперь была признана происходящей из РФ согласно постановлению о закупках правительства № 656 от 14.07.2015 актом экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. А это значило, что грузовики MAN, произведённые в Санкт-Петербурге, теперь могли участвовать в закупках государственных органов власти. И они участвовали.

Последующие два года MAN не особо афишировал свою производственную деятельность в Санкт-Петербурге. Время от времени мы слышали о выигранных тендерах и неплохих продажах. Но настали тяжёлые времена, и некоторые представители «большой семёрки» официально объявили о временной остановке сборки. Другие не делали официальных заявлений, но тоже приостановили свою деятельность в России.

Первый грузовик MAN с четырёхзначным порядковым номером, им стал седельный тягач белого цвета MAN TGS 19.400 4х2 BLS-WW

В это время с производственной линии санкт-петербургского завода MAN сошёл 1000-й грузовик. Произошло это в конце июля 2015 года, именно тогда, когда было объявлено, что российская экономика достигла своего дна. Время для торжеств не подходящее, поэтому выход 1000-го грузовика заводчане отпраздновали тихо, как говорится, в семейном кругу.

Конечно, за два года можно было бы собрать и больше, ведь производственная мощность завода – 3000 грузовых автомобилей в год, если работать только в одну смену, и 6000 в год, если трудиться в две смены. Но, как я уже отметил, времена не те, поэтому пока другие заводы «большой семёрки» стоят и ждут лучших времён, санкт-петербургский завод MAN продолжает выпускать седельные тягачи и шасси под различные навески – четыре машины каждый день, России пока больше не требуется.

Логистика завода MAN в Санкт-Петербурге достаточно обширная и сложная. Лотовая система поставки – 5 контейнеров, из которых собирают 15 грузовиков. На складе обычно 2–3 лота (30–45 грузовиков). Основной поставщик – Германия Оси доставляют из Мюнхена, рамы – из Франкфурта Дизельные двигатели с Common Rail, которые устанавливают на грузовиках MAN, в сборе привозят из Нюрнберга (Nuremberg, Германия). Коробки передач производства ZF-КАМА из Набережных Челнов – это основной раздел локализации сборочного производства Кабины делают в городе Штайр (Steyr, Австрия)

Кое-кто подумает: «Ну это сказки, сейчас стоя’т все». Мне довелось побывать на заводе 7 августа 2015 года. Конец недели и последний рабочий день перед ежегодным корпоративным отпуском, а работа кипела, как-будто сегодня что-то не успевали доделать, поэтому придётся завтра выходить. И это никакая не показуха для журналистов, я был один, и на меня обращали внимание разве что только водители электрокаров, опасавшиеся случайно задеть.

Да, производство немного подужалось, имелось свободное пространство. Но всё это больше походило на оптимизацию сборочных процессов. На площадке два десятка готовых собранных грузовиков, не больше. Значит есть спрос, и мастер, отвечавший на мои вопросы, подтвердил: «Предприятие работает только под заказ, никаких накоплений». Я вижу, что в конце цеха идёт монтаж самосвальных кузовов на четырёхосное шасси. Это спецзаказ – 26 самосвалов в северном исполнении. В общем, спрос есть.

Заклёпки только в определённых местах, они дешевле, но требуют капитальных вложений в оборудование. Поэтому основной монтаж болтами По всей линии сборки пять зон контроля качества. Проверяют каждую гайку На конвейере собирают все модели и модификации, но только серии TGS. Бывают и другие проекты по модификациям, но редко. Площадь производственных помещений составляет 29 950 м<sup>2</sup> Раз в три дня (два раза в неделю) проводится аудит. Выбирается случайная машина из готовых и отправляется в специальную зону. В течение трёх дней аудитор (специально обученный человек) досконально проверяет машину и ищет дефекты

Деловая заводская среда на 45 минут заставила меня забыть о том, что в стране кризис, что одни ничего не хотят покупать, а поэтому вторые ничего не могут производить. Оказывается, производят и покупают, если сделано качественно и по цене договорились.

Развитие рынка. Россия, грузовики > 6 т, доли рынка EU7 по брендам

Покинув ворота завода, я увидел, как мимо пронёсся гружёный самосвал с эмблемой льва на капоте. Потом ещё один. Потом новенький седельный тягач с полуприцепом. Автомобилей MAN становится всё больше, потому что производство продолжается.

С конвейера каждую машину отправляют на 20-километровое испытание на ходу. После аудита – на 100-километровое испытание Главная продукция завода – тяжёлые автомобили серии TGS, это автомобили особой надёжности с допустимой полной массой от 18 до 41 т, специализированные для работы на экспортных рынках России, Азии и Африки
Комментировать ... >>
Loading...