Перронные автобусы
Европейский подход
Современные автобусы для пассажирских аэропортов имеют оригинальный внешний вид как за счёт уже упомянутых нами инженерных решений, обусловленных спецификой использования «перронников», так и вследствие применения новейших конструкционных материалов, позволяющих облегчить кузов и сделать его внешний вид запоминающимся. Панорамное остекление, пластиковые панели сложных форм и причудливая оптика творят чудеса. Кроме того, не забываем о том, что перронные машины не выезжают за пределы аэропортов – значит, им не страшны ДТП, и кузов можно сделать более лёгким, с дополнительным остеклением, чем и пользуются производители такой техники.
АППА-4* | МАЗ-171 | НефАЗ-5299-40-52 | ВМС Neoport | Cobus 3000 | Neoplan Airliner N9122L * | TAM Vivair 104WL | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Длина, мм | 14 100 | 14 400 | 12 155 | 14 000 | 13 920 | 14 720 | 14 720 |
Ширина, мм | 2 730 | 3 150 | 2 500 | 3 000 | 3 000 | 3 170 | 3 170 |
Пассажировместимость, чел. ** | 100–120 | 99–122 | 110 | 96 | 110 | 136 | 104–144 |
Кол-во мест для сидения, шт. | 16–20 | 6 | 12 | 12 | 14 | 6 | 14 |
Полная масса, кг | 17 850 | 21 420 | 18 000 | 21 000 | 20 400 | 23 690 | Нет данных |
Двигатель | – | Deutz BF4M1013 | Cummins ISB6.7e | Cummins ISB4.5 | Mercedes-Benz OM904LA | MAN D0836 LOH | MAN D0836 LOH |
Мощность двигателя, л.с. | 150 | 170 | 238 | 185 | 152 | 240 | 240–250 |
Коробка передач | – | ГМП ZF | ГМП ZF | ГМП Allison | ГМП Allison | ГМП Voith | ГМП Voith, ZF |
**Приведены официальные данные по пассажировместимости транспортных средств, рассчитанные с применением различных норм наполнения салона (от 4 до 8 чел./м2)
Разработкой и выпуском аэродромных автобусов занимается не более 20 компаний, и этот процесс носит не массовый, а единичный характер. Причины понятны: рынок сбыта относительно небольшой, дополнительные ограничения вносят высокая стоимость продукции и её долгий жизненный цикл вследствие «тепличных» условий эксплуатации.
Лидер рынка – небольшая фирма Cobus из Висбадена (Германия). Это единственный производитель, специализирующийся исключительно на перронных машинах. Компания на заводах в Португалии, Швейцарии и Германии выпускает новую технику, а также занимается ремонтом и перепродажей автобусов с пробегом. В современной продуктовой линейке Cobus присутствуют автобусы моделей 2700S, 2700 и 3000, рассчитанные на перевозку 77, 96 и 110 пассажиров. Цифровое обозначение модели соответствует ширине кузова в миллиметрах.
Новинка компании – аэродромный электробус e.Cobus на базе модели Cobus 3000. В качестве источника питания в электробусе используются литий-титанатные аккумуляторы, время зарядки при кабельном подключении к специальной станции – от 1 до 2 часов. Срок службы батарей – не менее 12 лет.
До недавнего времени вторым (а чуть раньше – первым) по значимости производителем «перронников» была компания Neoplan. До сих пор автобусы этой марки работают во многих аэропортах мира, однако, новая специализированная техника Neoplan больше не выпускается. Ныне спектр моделей «Неоплан» сокращён до трёх семейств туристских автобусов.
Однако потенциал, заложенный в последнюю модель аэродромного автобуса Neoplan оказался столь велик, что лицензию на его производство выкупили другие компании. Создание новых «Неопланов» осваивали в Греции (ΕΛΒΟ Hellenic Vehicle
Industry S.A.), Иране (Iran Khodro), а также компании Viseon Bus GmbH (Германия, ликвидирована в 2014 году) и TAM-Europe (Словения). Массово новые машины серии Neoplan Airliner стали выходить под маркой Youngman – об этом китайском производителе мы поговорим чуть позже.
Словенцы, кстати, не отказались от планов по изготовлению перронных автобусов и создали свою линейку TAM Vivair, в которую входит три модели, отличающиеся по длине и ширине – 60S, 88W и 104WL. Цифровые индексы моделей снова «говорящие»: они означают нижний порог пассажировместимости транспортных средств. Несколько словенских «перронников» уже обслуживают аэропорты наших западных соседей. Речь о лётных гаванях Киева и Харькова.
К теме аэродромного транспорта периодически обращается бельгийская компания Van Hool. Перронные автобусы бельгийцы выпускают исключительно по спецзаказу. Последний известный случай был в 2012 году, когда для аэропорта Алжира были созданы три ультравместительных автобуса-шаттла Van Hool AP2375. Оцените размах: длина 14,64 м, ширина 3,75 м, 6 автоматических двухстворчатых дверей (по две пары дверей справа и слева, ещё по одной спереди и сзади), общая пассажировместимость – 160 человек, мест для сидения – 14.
Китай вырывается вперёд
В Азии производство пассажирской техники для аэропортов освоили иранская Iran Khodro, индийские Ashok Leyland, Hinopak, Sutlej и турецкая компания BMC Power Motor ve Kontrol Teknolojileri A.Ş. Автобус BMC Neoport сложен по классическим лекалам: длина 14 м, ширина 3 м, современные двигатель и коробка-автомат. Качественно проработаны внешний и внутренний дизайн новинки. Премьерный показ модели состоялся в октябре 2017 года на выставке Busworld Europe в бельгийском Кортрейке.
Ну и было бы странно, если бы перронные автобусы не выпускались на китайских заводах. Вначале местная продукция (Beifang, Jinghua) шла только на внутренние нужды, что было связано, в том числе, с интенсивным ростом объёмов авиаперевозок в стране. Сейчас же китайские компании стали теснить классических производителей аэродромной техники – тот же Cobus, к примеру.
Один из лидеров азиатского рынка – компания Xinfa Airport Equipment Ltd, предлагающая сразу несколько моделей перронных автобусов Abus, отличающихся как по техническим характеристикам, так и по дизайну и функциональности. Для российских потребителей эти модели продаются под индексами Abus 6240, Abus 6270 и Abus 6300. Последние три цифры снова означают ширину кузова, на этот раз – в сантиметрах.
Под маркой King Long изготовляется автобус для аэропорта XMQ6139B. На упоминавшейся выставке Busworld Europe 2017 специалисты King Long United Automotive Industry Co., Ltd показали новую модель XMQ6140ABD4, построенную по трёхосной схеме и работающую от аккумуляторов. Перронный электробус повышенной вместимости был одним из уникальнейших экспонатов выставки и объяснить то, что его появление осталось практически незамеченным для прессы, можно, наверное, лишь обилием премьер на этом титулованном мероприятии и фокусировкой специализированных изданий на новинках, представляемых основными европейскими брендами.
Компания China Youngman Automobile Group Co., Ltd, будучи официальным партнёром европейского холдинга MAN Truck & Bus AG, владевшего правами на использование марки Neoplan, естественно, тоже не смогла пройти мимо такой оригинальной и перспективной разработки, как перронная пассажирская техника. Автобус Youngman JNP6140 является лицензионной копией 14-метрового Neoplan Airliner N9122. Пока известно о массовом выпуске именно этой модели, но, несомненно, наши восточные соседи со временем создадут (если уже не создали) новые модификации аэродромных автобусов, основанные уже на собственных наработках.
Ещё один китайский «перронник» – Yutong ZK6140BD от Zhengzhou Yutong Group Co., Ltd. Марка Yutong широко известна в России, и эта модель уже предлагается дилерами китайской компании, но пока нет информации, работают ли автобусы Yutong ZK6140BD где-нибудь в нашей стране. Если судить по статистике, доступной на любительских сайтах, посвящённых автобусной тематике, российские аэропорты предпочитают приобретать в основном технику минского либо немецкого производства, т. е. перронные автобусы МАЗ-171 и Cobus 2700 / 3000.