<<< Назад

Продажи-2015: обвал продолжается
Автопром за первые 6 месяцев

Александр Трохачёв

Сдержанные прогнозы сбыта автомобильной техники на текущий год оказались слишком оптимистическими. Даже с учётом пройденного экватора – середины сезона – ясно: дно падения продаж ещё не достигнуто. С особой очевидностью это показывают итоги восьми месяцев. В минусе все сегменты от LCV, включая пикапы, до тяжёлых грузовиков и автобусов. Просадку испытывают и российские, и иностранные бренды, как новые, так и с пробегом. На этом фоне приятно отметить, что некоторые бренды и модели коммерческого автотранспорта всё-таки в плюсе.

Грузовая колея

Тенденции, наметившиеся в конце прошлого года и передавшие эстафету году нынешнему, во II и III кварталах сезона-2015 только усилились. Надеждам бизнесменов обрести некую стабильность даже при высоком курсе доллара и евро не суждено было сбыться. Пессимизм участников рынка усилили возобновившиеся скачки курсов российского рубля по отношению к иностранной валюте. Сдержанность в закупках новой техники стали проявлять не только частные перевозчики-одиночки, но и крупные операторы в лице компаний «Деловые линии», «Магнит», «ЖелДорЭкспедиция» и др.

Суммарный парк грузовых автомобилей полной массой
свыше 5 т в РФ на июнь 2015 г.
Марка грузового а/м Ед. %
ГАЗ 744 702 24,0
КАМАЗ 733 707 23,6
МАЗ 216 187 7,0
«Урал» 121 623 3,9
Volvo 81 775 2,6
MAN 77 846 2,5
Isuzu 68 692 2,2
FUSO 65 855 2,1
Scania 64 888 2,1
Mercedes-Benz 58 872 1,9
Hyundai 44 627 1,4
DAF 35 685 1,2
Hino 30 211 1,0
IVECO 25 771 0,8
Shaanxi 17 904 0,6
МАЗ-MAN 6175 0,2
ВСЕГО 2 394 520 100,0

Непростая экономическая ситуация, связанная с санкциями, по умолчанию спроецировалась и на транспортный бизнес. В России резко упал спрос на рефрижераторные прицепы, полуприцепы и кузовные надстройки. Из-за удорожания иномарок и кредитов покатился вниз спрос на легковые автомобили. Вслед за этим начали простаивать низкорамные автопоезда, где «паровозом» выступают тягачи с низкой высотой крыши, а такую «голову» отдельно продать почти невозможно. И далее этот перечень можно продолжать долго…

Лакмусовой бумажкой состояния отрасли стал август. По данным аналитической компании «Автостат Инфо», в последний месяц лета на рынке РФ был реализован 3451 новый грузовик среднего и тяжёлого класса, что на 2837 ед., или на 45,1%, меньше, чем годом ранее. Более чем на треть (на 34,2%, или на 1124 ед.) ушли в минус продажи техники российских марок и более чем наполовину (на 57,1%, или на 1713 ед.) стагнировал сбыт иномарок. Величина спада пугает даже у более-менее стабильных в спросе на грузовики Южном и Сибирском федеральных округах (падение на 29,3 и 31,0% соответственно). Прежде стабильный СФО отметился охлаждением продаж на 40,1%, а Приволжский и Центральный ФО пережили резкое снижение на 47,7 и 51,1%. Болезненное падение величиной 61,1% испытал Дальний Восток.

По отношению к августу 2014 года серьёзные потери понесли лидеры рынка КАМАЗ и ГАЗ – минус 27,4 и 28,3% соответственно. Белорусские марки тоже недосчитались прежних объёмов: МАЗ просел на 62,5%, а МАЗ-MAN – на 65,8%. Любопытно, что даже при падении объёмов отгрузки в августе рыночная доля КАМАЗа выросла с 28,6 до 37,8%, а доля ГАЗа поднялась с 11,6% в августе 2014-го до 15,1% в августе 2015-го.

Продажи новых грузовых автомобилей полной массой
свыше 5 т в РФ в январе–августе 2015 г.
Марка грузового автомобиля Январь–август Изменение
2015 г. 2014 г. Ед. %
КАМАЗ 10 505 18 227 –7722 –42,4
ГАЗ 5235 6667 –1432 –21,5
Scania 1596 3934 –2338 –59,4
МАЗ 1579 3997 –2418 –60,5
Hyundai 1508 3132 –1624 –51,9
Isuzu 1449 1360 89 6,5
«Урал» 1320 2193 –873 –39,8
MAN 1143 2646 –1503 –56,8
Hino 1020 1721 –701 –40,7
Mercedes-Benz 935 1753 –818 –46,7
Volvo 790 2395 –1605 –67,0
МАЗ-MAN 557 1244 –687 –55,2
FUSO 435 731 –296 –40,5
DAF 412 1266 –854 –67,5
IVECO 194 578 –384 –66,4
Shaanxi 121 1609 –1488 –92,5
Продажи грузовых автомобилей с пробегом полной массой свыше 5 т в РФ в январе–августе 2015 г.
Марка грузового автомобиля Январь–август Изменение
2015 г. 2014 г. Ед. %
КАМАЗ 68 166 68 017 149 0,2
ГАЗ 32 992 34 525 –1533 –4,4
ЗИЛ 22 163 25 705 –3542 –13,8
МАЗ 21 729 24 084 –2355 –9,8
MAN 15 643 11 100 4543 40,9
«Урал» 11 521 11 554 –33 –0,3
Volvo 11 264 11 862 –598 –5,0
Scania 9881 9367 514 5,5
Mercedes-Benz 8142 7240 902 12,5
Isuzu 7181 8650 –1469 –17,0
Hyundai 6884 5660 1224 21,6
FUSO 6657 7698 –1041 –13,5
Nissan 5237 6652 –1415 –21,3
DAF 4937 5269 –332 –6,3
Renault Trucks 4004 4206 –202 –4,8
Hino 3702 3726 –24 –0,6
IVECO 3652 3713 –61 –1,6

Глубина пропасти увеличилась и в статистической отчётности представителей большой семёрки. Фаворит продаж новой европейской техники Scania в августе 2015 года отметила спад на уровне 41,4%, или 166 ед. Минимальным снижением (на 6,1%, или 11 ед.) характеризовались августовские продажи Mercedes-Benz, максимальным (на 90%, или 279 ед.) – реализация новых машин Volvo Trucks. У других представителей G7 «минус» тоже существенный: на 44,8%, или 134 ед., – у MAN, на 49,2%, или 31 ед., – у IVECO, на 76,3%, или 122 ед., – у DAF.

Картина января–августа 2015 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года – как отражение правила с одним исключением: в плюсе оказался только бренд Isuzu (продажи выросли на 89 ед., или на 6,5%). Наиболее болезненные количественные потери в сбыте новой техники понёс «КАМАЗ» – более 7,7 тыс. ед., а в процентном отношении глубже всех опустился Shaanxi – 92,5%. С января по август 2015 года включительно было продано чуть более 29,9 тыс. новых грузовиков, что существенно скромнее данных первых восьми месяцев прошлого года.

Топ-15 самых продаваемых новых грузовых автомобилей полной массой свыше 5 т в РФ за последние 6 месяцев 2015 г., ед.
Марка и модель грузового автомобиля Март Апрель Май Июнь Июль Август
КАМАЗ-65115 (6х4) 311 312 225 419 317 335
КАМАЗ-43118 (6х6) 359 306 233 203 262 256
«ГАЗон NEXT» (4х2) 137 218 250 435 429 236
КАМАЗ-6520 (6х4) 155 102 86 167 214 135
ГАЗ-3309 (4х2) 187 272 191 219 187 128
Mercedes-Benz Actros (4х2) 41 33 34 31 119 121
КАМАЗ-53605 (4х2) 37 38 53 127 114 113
Isuzu NQR (4x2) 97 72 51 59 113 113
Isuzu NPR (4x2) 66 58 42 24 45 80
ГАЗ-3310 «Валдай» (4х2) 76 87 78 117 118 75
«Урал-4320» (6х6) 109 115 72 56 87 72
ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) 111 79 94 100 91 71
КАМАЗ-65117 (6х4) 68 84 48 72 52 69
КАМАЗ-5350 «Мустанг» (6х6) 70 42 68 62 30 66
Hyundai HD-Series (4х2) 104 82 54 65 109 66
ИТОГО в топ-15 1928 1900 1579 2156 2287 1936

В первой десятке наиболее востребованных рынком новых грузовиков четыре модели Камского и три модели Горьковского автозаводов, плюс три иномарки российского производства – Mercedes-Benz Actros и две версии Isuzu. Абсолютным лидером по объёмам потребительского спроса по итогам восьми месяцев остаётся самосвал КАМАЗ-65115 (6х4) грузоподъёмностью 15 т с рестайлинговой кабиной и двускатной ошиновкой задних колёс. Его поставляют с 300-сильным дизелем Cummins и газовым двигателем КАМАЗ мощностью 260 л.с. Вторую позицию по количеству проданной новой техники занимает шасси КАМАЗ-43118 (6х6) с односкатными шинами на всех осях, увеличенной до 3690/ 1320 мм колёсной базой и способностью везти более 13 т груза. Первую тройку наиболее продаваемых грузовиков занимает новичок среднего класса «ГАЗон NEXT» (4х2) грузоподъёмностью 4,7–5,0 т с мотором ЯМЗ потенциалом в 137 л.с. или двигателем Cummins в 152 «лошадки».

Продажи грузовиков с пробегом идут чуть лучше, чем новых представителей того же класса. В августе 2015 года по отношению к августу 2014 года рынок б/у техники просел на 2354 ед., или на 7,3%. При этом платежеспособный спрос на российские грузовики с пробегом упал на 1137 ед., или на 5,9%, а на иномарки он обвалился на 1217 ед., что соответствует величине 9,3%.

Небольшое увеличение продаж «бэушек» в 2,9% зарегистрировано в Северо-Западном федеральном округе. По остальным регионам падение составило от 0,6% в Северо-Кавказском и 4,7% в Уральском до 14,3% в Сибирском и 16,8% в Дальневосточном ФО.

В августе плюсовую динамику сбыта в сегменте грузовиков с пробегом демонстрировали Hyundai (17,7%), Mercedes-Benz (8,7%), IVECO (3,2%) и MAN (1,8%). По итогам первых восьми месяцев сбыт подержанных MAN взлетел до величины в 40,9%. Спрос на корейские грузовики вырос до 21,6%, российского Mercedes-Benz – до 12,5%. В плюс вышла Scania с пробегом (5,5%) и КАМАЗ (0,2%). Бренд IVECO, напротив, утратил наступательный порыв и нырнул под нулевую отметку на 1,6 процентных пункта.

Суммарный парк LCV в РФ на июнь 2015 г.
Марка LCV Ед. %
ГАЗ 1 482 651 43,5
УАЗ 605 865 17,8
Toyota 220 087 6,5
Volkswagen 209 696 6,2
Ford 142 445 4,2
Mercedes-Benz 125 150 3,7
Nissan 78 763 2,3
Peugeot 74 383 2,2
Hyundai 68 634 2,0
FIAT 65 244 1,9
Renault 48 830 1,4
Citroёn 48 161 1,4
Mitsubishi 33 408 1,0
KIA 21 893 0,6
IVECO 19 413 0,6
BAW 12 190 0,4
Skoda 10 803 0,3
FAW 4913 0,1
Yuejin 1391 0,0
ВСЕГО 3 273 920 100,0

В категории самых востребованных грузовиков с пробегом расположились преимущественно российские марки. Половина топ-10 носит эмблему КАМАЗ, причём четыре модели Камского автозавода сгруппировались в первой пятерке, вслед за лидером спроса на вторичном рынке – ГАЗ-3307 (4х2). Неожиданно для конкурентов в рейтинге наиболее раскупаемых тягачей появился Volvo FH, обогнавший даже Mercedes-Benz Actros. Но в целом баланс спроса и предложения ожидаемый.

Спрос на LCV нестабилен

Каким бы ни был источник статистических данных (аналитическое агентство «Автостат Инфо», «АСМ Холдинг», Ассоциация Европейского бизнеса и т.д.), характер информации похожий: ёмкость российского рынка продолжает снижаться. Продажи новых малотоннажников в России ярко иллюстрируют чётко выраженную ниспадающую линию потребительского спроса. И здесь показательным отрезком ухудшения продаж выступил август. Только за один предпоследний месяц III квартала на рынке LCV было реализовано 6113 ед. подвижного состава – на 3041 ед., или на 33,2% меньше, чем в августе 2014-го.

Некогда благополучный сегмент автомобилей малой грузоподъёмности тоже испытывает давление целого ряда факторов, так или иначе связанного с частным предпринимательством, малым и средним бизнесом. Удорожание товаров и услуг на фоне снижения доходов населения стало одним из основных, но далеко не единственным фактором отложенного спроса. Спрос на мобильные транспортные средства упал в разных секторах доставки, что вылилось в отрицательную динамику продаж. Повременить с покупкой новых «каблуков», пикапов, фургончиков и других «коммерсантов» малой грузоподъёмности решили тысячи перевозчиков, отчего продажи покатились под гору.

Тенденция в изменении спроса на подобный транспорт такая же, как по средним и тяжёлым грузовикам: сбыт отечественной техники упал меньше, чем сбыт иномарок. Продажи LCV российских марок без пробега в августе 2015 года стали скромнее по сравнению с августом 2014 года на 1288 ед., или на 24,7%. Желающих приобрести лёгкие коммерческие автомобили зарубежных марок стало меньше на 44,5% – объём реализации зафиксирован ниже прошлогодних значений на 1753 ед.

Продажи новых LCV в РФ по маркам в январе–августе 2015 г.
Марка LCV Январь–август Изменение
2015 г. 2014 г. Ед. %
ГАЗ 23 128 35 304 –12 176 –34,5
УАЗ 12 601 10 226 2375 23,2
Mercedes-Benz 5102 4940 162 3,3
Ford 3185 5218 –2033 –39,0
Volkswagen 2238 5787 –3549 –61,3
FIAT 2095 3370 –1275 –37,8
Peugeot 1162 4750 –3588 –75,5
Citroёn 1014 3685 –2671 –72,5
Renault 1000 3014 –2014 –66,8
Hyundai 841 1816 –975 –53,7
IVECO 678 1454 –776 –53,4
Nissan 280 320 –40 –12,5
KIA 179 1032 –853 –82,7
Skoda 133 643 –510 –79,3
BAW 101 184 –83 –45,1
Toyota 84 349 –265 –75,9
FAW 73 74 –1 –1,4
Yuejin 42 0 42 999,0
Mitsubishi 7 16 –9 –56,3
ВСЕГО 53 943 82 182 –28 239 –34,4

В структуре сбыта доля российских малотоннажников за год выросла с 57,0 до 64,3%, а доля иномарок соответственно упала с 43,0 до 35,7%. При этом благополучия в реализации отечественной техники не наблюдается. Например, лидер сегмента LCV – ГАЗ в августе растерял треть былых объёмов и продал на 1321 ед. меньше, чем годом ранее. Почти три сотни машин и без малого 54% не дотянул до показателей августа 2014 года Volkswagen. Серьёзную корректировку показателей (на треть и ниже) пережили FIAT, Mitsubishi, IVECO. Более чем наполовину сбавили обороты сделок Ford, Peugeot, Hyundai, Citroёn, Renault. Двузначными цифрами характеризуются потери по брендам BAW, Škoda, Toyota. Катастрофической просадкой сбыта отмечены бренды KIA (–83,0%) и FAW (–85,2%). Светлым пятном в августе стал рост продаж УАЗ на 3,2% и Mercedes-Benz на 4,2%, но в количественном выражении это 39 и 30 ед. соответственно.

Предельное покупательское равнодушие в августе текущего года проявили в Сибири и на Урале, где рынок новых LCV рухнул на 37,5 и 49,9% соответственно. Недалеко ушли Северо-Запад и федеральный центр, где сбавление оборотов тоже существенное – 32,3 и 36,0%. На Дальнем Востоке и в Приволжском ФО показатели сбыта новых LCV ушли в минус на 22,5 и 26,6%. Минимальные потери в 17,2 и 19,5% понесли на Северном Кавказе и Юге России, но это слабое утешение.

Продажи LCV с пробегом полной массой свыше 5 т в РФ по маркам в январе–августе 2015 г.
Марка LCV Январь–август Изменение
2015 г. 2014 г. Ед. %
ГАЗ 144 942 154 639 –9697 –6,3
УАЗ 39 022 38 122 900 2,4
Volkswagen 22 679 24 797 –2118 –8,5
Toyota 20 179 24 550 –4371 –17,8
Ford 16 569 16 377 192 1,2
Mercedes-Benz 14 904 18 261 –3357 –18,4
Peugeot 9833 10 771 –938 –8,7
Nissan 8609 11 374 –2765 –24,3
Hyundai 8207 9891 –1684 –17,0
FIAT 7149 7007 142 2,0
Citroen 6070 5982 88 1,5
Renault 5514 6199 –685 –11,1
ТагАЗ 4470 5092 –622 –12,2
Mitsubishi 3387 4161 –774 –18,5
Mazda 3146 3652 –506 –13,9
IVECO 2582 2389 193 8,1
ВСЕГО 31 7262 343 264 –26 002 –7,6

По итогам восьми месяцев текущего года ситуация тоже оставляет желать лучшего. По сравнению с январём–августом прошлого года ГАЗ реализовал на 12 176 ед., или на 34,5%, меньше. В глубокий минус ушли все те, кто не блистал результатами продаж в августе. Четырёхзначными цифрами характеризуются потери шести брендов: Volkswagen, FIAT, Ford, Peugeot, Citroёn, Renault. Сотни нераспроданных машин не позволили дотянуть до значений января–августа 2014 года ещё пяти импортёрам: Hyundai, IVECO, KIA, Škoda, Toyota.

Рейтинг наиболее привлекательных для перевозчиков лёгких коммерческих автомобилей без пробега возглавляет бортовая «ГАЗель NEXT» со стандартной и удлинённой колёсной базой. Начало серийного производства машин с двухрядной кабиной увеличило число желающих её приобрести, а с выходом цельнометаллического фургона и микроавтобуса на его платформе эта модель станет недосягаемой для конкурентов. Продукция ГАЗ вообще делает погоду на рынке малотоннажников – чуть ли не половина моделей в топ-15 носит нижегородскую эмблему.

Вслед за двумя «ГАЗелями» (NEXT и «Бизнес») огромным спросом в сельской местности пользуется «буханка» УАЗ-3741 (4х4). Чаще её покупают в виде цельнометаллического фургона с грузовым отсеком объёмом 6 «кубов», где можно перевозить 925 кг груза. Популярны также грузопассажирская версия и микроавтобус, которые часто используют в качестве санитарного и служебного транспорта.

Топ-15 самых продаваемых новых LCV в РФ за последние 6 месяцев 2015 г., ед.
Марка и модель LCV Март Апрель Май Июнь Июль Август
«ГАЗель NEXT» 911 939 849 1140 1242 1128
ГАЗ-3302 «ГАЗель» 1160 1281 1042 1348 1170 769
УАЗ-3741 627 909 1199 1771 1157 601
Mercedes-Benz Sprinter 452 539 311 413 570 592
УАЗ-3909 274 189 292 311 351 291
ГАЗ-3221 «ГАЗель» 230 248 212 300 260 255
FIAT Ducato 246 233 112 254 267 241
Ford Transit 374 515 494 276 225 227
УАЗ-2206 114 79 119 180 227 218
ГАЗ-2752 «Соболь» 185 225 218 283 293 204
ГАЗ-2705 «ГАЗель» 463 364 232 396 230 199
Peugeot Boxer 69 77 74 85 98 141
ГАЗ-2217 «Соболь» 28 128 96 148 109 108
УАЗ-3303 115 118 144 147 142 105
Volkswagen Caravelle 86 73 70 76 73 88
ИТОГО в топ-15 5334 5917 5464 7128 6414 5167

Среди иномарок заслуженно лидирует Mercedes-Benz Sprinter Classic нижегородской сборки, что объясняется выгодным соотношением цена/ качество, развитым сервисом и доступностью запчастей. Не сбрасывается со счетов престиж трёхлучёвой звезды и знаменитая мерседесовская надёжность.

Из позитивных моментов января–августа 2015 года применительно к сегменту LCV отметим начало продаж малотоннажников марки Yuejin и плюсовые значения продаж УАЗ и Mercedes-Benz. Реализация российских машин с полным приводом выросла на 2375 ед., или 23,2%. Немецкие LCV с моноприводом улучшили статистику годичной данности на 162 ед., или на 3,3%.

Эксперты отметили сокращение объёмов продаж LCV с пробегом в августе на 8,1%, или на 3528 ед. Соотношение российских брендов и иномарок практически осталось прежним: оно изменилось в пользу отечественной техники с 55:45% на 56:44%. Растаяли объёмы реализации бэушных машин и по итогам восьми месяцев. За период с января по август 2015 года на рынке РФ количество проданных автомобилей малой грузоподъёмности уменьшилось на 7,8%, или на 27 780 ед.

Как и в случае с новыми LCV, на вторичном рынке безоговорочно лидирует продукция ГАЗ: за ней три первых строчки по моделям ГАЗ-3302, -3221, -2705. И в целом каждый третий малотоннажник из топ-15 продаж автомобильного «сэконд-хенда» когда-то был выпущен в Нижнем Новгороде. Из самых распространённых иномарок верхние строчки занимают немецкие Ford Transit, VW Transporter и MB Sprinter. Иностранные бренды представляют итальянский FIAT Ducato, японская Toyota Hi-Ace и французский Peugeot Boxer.

Суммарный парк автобусов полной массой свыше 5 т в РФ на июнь 2015 г.
Марка автобуса Ед. %
ПАЗ 159 150 38,7
НефАЗ 18 832 4,6
«Волжанин» 3006 0,7
МАЗ 7375 1,8
ЛиАЗ 26 629 6,5
КАвЗ 52 477 12,8
«Урал» 5035 1,2
Higer 3206 0,8
Daewoo 4524 1,1
Golden Dragon 1216 0,3
MAN 3206 0,8
Другие 126 753 30,7
ВСЕГО 411 409 100,0

За отчётный период падение продаж в сегменте LCV то ускорялось, то замедлялось, но направленность тенденции прежняя – на понижение. И как бы ни улучшилась ситуация за оставшиеся до Нового года недели, общий итог сезона-2015, к сожалению, будет «минусовым».

Автобусная «благодать»

В отличие от продаж грузового транспорта «вести с полей» на ниве пассажирской техники выглядят не столь удручающе. Эксперты отмечают замедление спада продаж новых автобусов, хотя и здесь до прежних значений очень далеко.

По итогам первого полугодия 2015 года парк автобусов в РФ подрос на 1,1%, до 411,4 тыс. ед. Доля отечественных пассажирских машин выросла на 1,2%, до 347,2 тыс. ед., а иномарок – на 0,2%, до 64,2 тыс. ед. Это вселило надежду, хотя продажи новых лайнеров обвалились на 1083 ед., или 20,5%.

По информации «Автостат Инфо», в августе 2015 года падение объёмов реализации новых автобусов в РФ составило 192 ед., или 19,4%. Продажи российских пассажирских машин съёжились на 142 ед., или 15,8%, а иномарок – на 50 ед., или 54,1%. За минувший год реализация автобусов российского производства «отобрала» у иномарок 4,4% и достигла отметки 96,5%. Сбыт пассажирских лайнеров иностранных брендов утратил прежнюю долю в 7,9% и составил только 3,5%.

Продажи новых автобусов полной массой свыше 5 т в РФ в январе–августе 2015 г.
Марка автобуса Январь–август Изменение
2015 г. 2014 г. Ед. %
ПАЗ 3041 3484 –443 –12,7
НефАЗ 809 621 188 30,3
ЛиАЗ 596 785 –189 –24,1
МАЗ 300 674 –374 –55,5
«Волжанин» 243 126 117 92,9
КАвЗ 188 168 20 11,9
«Урал» 157 185 –28 –15,1
Higer 48 141 –93 –86,0
MAN 17 47 –30 –63,8
Golden Dragon 12 40 –28 –70,0
Daewoo 11 42 –31 –73,8

Рейтинг «растратчиков» объёмов в августе возглавил Павловский автобусный завод – 300 ед., или 48,1%. На 99 ед., или 76,2%, меньше к августу 2014 года произвели их коллеги из Ликино-Дулёво. Белорусские МАЗы тоже не доехали к потенциальным заказчикам в количестве 24 шт., или 39,3%. Если не брать во внимание штучные потери объёмов у Higer, Daewoo и MAN, то у остальных производителей (за исключением трёх ранее названных) полный порядок – реализация в плюсе. Быть может, это маленький маячок к тому, что дно уже найдено и впереди ждёт период стабилизации – хотя бы без ухода в красную зону, характерную для падения продаж.

В августе текущего года по отношению к данным годичной давности сбыт автобусов в Южном ФО прибавил рекордные 229,5%. В Северо-Кавказском ФО он вырос на 85,7%, в Приволжском – на 51,4%. Спрос на новую пассажирскую технику в Уральском ФО снизился на 7,6%, а далее – существенные провалы: в Дальневосточном ФО сбыт растаял на 31,0%, в Сибирском ФО – на 40,5%, в Центральном ФО – на 66,8%, в Северо-Западном ФО – на 70,0%.

Продажи автобусов с пробегом полной массой свыше 5 т в РФ в январе–августе 2015 г.
Марка автобуса Январь–август Изменение
2015 г. 2014 г. Ед. %
ПАЗ 11 110 11 352 –242 –2,1
ЛиАЗ 1906 2005 –99 –4,9
НефАЗ 1824 1620 204 12,6
КАвЗ 1656 1559 97 6,2
«Кубань» 1557 1851 –294 –15,9
ТагАЗ 1107 1311 –204 –15,6
Hyundai 923 1116 –193 –17,3
Mercedes-Benz 799 775 24 3,1
Bogdan 608 623 –15 –2,4
МАЗ 588 689 –101 –14,7
KIA 483 653 –170 –26,0
MAN 399 382 17 4,5
Setra 372 440 –68 –15,5
Higer 367 385 –18 –4,7
Neoplan 355 468 –113 –24,1
Golden Dragon 165 81 84 103,7
Другие 3073 3858 –785 –20,3
ВСЕГО 27 292 29 168 –1876 –6,4

Между тем, данные января–августа 2015 года не дают однозначного ответа на вопрос: пик спада пройден или нет? Скажем, в августе продажи ПАЗ упали на 48,1%, тогда как за восемь месяцев глубина спада почти в четыре раза меньше – всего 12,7%. В августе доля ПАЗ на рынке сократилась с 63,1 до 40,7%, но она точно так же может и вырасти уже по итогам сентября или на финише года. За минувшие восемь месяцев самые существенные количественные потери объёмов сбыта отмечены по технике ПАЗ (443 ед.), МАЗ (374 ед.), ЛиАЗ (189 ед.). Лидеры процентного спада – Daewoo (–73,8%), Golden Dragon (–70,0%) и MAN (–63,8%). В тройке счастливчиков роста оказались «Волжанин» (плюс 117 ед., или 92,9%), НефАЗ (188 ед., или 30,3%), КАвЗ (20 ед., или 11,9%).

В топ-15 продаж новых автобусов лидирует ПАЗ-3205, и в целом техники Павловского завода в данном рейтинге предостаточно. Второй в списке продаж по массовости оплаты – НефАЗ-5299. Как и лидера поставок, его производят в городском и пригородном исполнении. Третий, наиболее привлекательный для операторов вид рейсового транспорта, – ПАЗ-4234. Близки к нему по количеству проданных машин «Волжанин-52701» и ПАЗ-3203.

Топ-15 самых продаваемых новых автобусов полной массой свыше 5 т в РФ за последние 6 месяцев 2015 г., ед.
Марка и модель автобуса Март Апрель Май Июнь Июль Август
ПАЗ-3205 244 396 193 219 233 176
НефАЗ-5299/ КАМАЗ-5297 22 37 42 44 33 175
ПАЗ-4234 34 39 48 75 41 50
«Волжанин-52701» 0 0 0 0 56 45
ПАЗ-3203 5 55 9 37 13 44
ПАЗ-3204 18 74 28 31 27 42
НефАЗ-3297 Marcopolo 4 6 2 1 9 33
«Волжанин-5270» 0 0 0 10 0 29
НефАЗ-4208/КАМАЗ-4310 44 19 15 19 30 24
МАЗ-203 3 0 0 0 5 20
Volgabus 4298 2 3 1 0 0 20
«Урал-3255», «Урал-4320» 21 8 35 22 13 19
МАЗ-103 7 20 6 6 1 15
ЛиАЗ-5292 50 27 100 58 0 15
КАвЗ-4238 8 8 29 34 16 14
ИТОГО в топ-15 462 692 508 556 477 721

ПАЗ-3205 лидирует и в списке продаж автобусов с пробегом, причём на протяжении всего года. Вторым по количеству реализованной б/у техники остается «Кубань Г1», третьим – ПАЗ-3204. Общий рынок подержанных автобусов в августе сократился на 255 ед., или на 7,6%. Продажи российских пассажирских машин ушли в минус на 276 ед., или 10,7%, тогда как сбыт иномарок отмечен плюсом в 21 ед., или 2,7%. Более того, выросший спрос на технику иностранных брендов изменил структуру продаж с долей 25,5% вместо прежних 22,9%.

Впереди у России чемпионат мира по футболу 2018 года, а до этого – ряд мероприятий национального и международного уровня. И это не только спортивные соревнования. И не будем забывать: сейчас в автобусном парке РФ более четверти миллиона (свыше 254 тыс. ед.), или 61,8%, машин возрастом старше 10 лет. Доля новых автобусов 2013– 2015 г.в. составляет всего 6,6% (менее 27 тыс. ед.). Немалую долю составляют пассажирские машины, с момента выпуска которых прошло более 15 лет. Старый парк вынуждает перевозчиков так или иначе проявлять активность в плане приобретения новых или более свежих лайнеров, что непременно отразится на улучшении статистики продаж. А пока, как говорится, имеем то, что имеем.

Комментировать ... >>
Макс. МСК-ТМК
(08.10.15)
Перепроданные кубани бывают двух видов. Попиленные из кооперативов и украинские.
Loading...