Продажи-2015: обвал продолжается
Автопром за первые 6 месяцев
Сдержанные прогнозы сбыта автомобильной техники на текущий год оказались слишком оптимистическими. Даже с учётом пройденного экватора – середины сезона – ясно: дно падения продаж ещё не достигнуто. С особой очевидностью это показывают итоги восьми месяцев. В минусе все сегменты от LCV, включая пикапы, до тяжёлых грузовиков и автобусов. Просадку испытывают и российские, и иностранные бренды, как новые, так и с пробегом. На этом фоне приятно отметить, что некоторые бренды и модели коммерческого автотранспорта всё-таки в плюсе.
Грузовая колея
Тенденции, наметившиеся в конце прошлого года и передавшие эстафету году нынешнему, во II и III кварталах сезона-2015 только усилились. Надеждам бизнесменов обрести некую стабильность даже при высоком курсе доллара и евро не суждено было сбыться. Пессимизм участников рынка усилили возобновившиеся скачки курсов российского рубля по отношению к иностранной валюте. Сдержанность в закупках новой техники стали проявлять не только частные перевозчики-одиночки, но и крупные операторы в лице компаний «Деловые линии», «Магнит», «ЖелДорЭкспедиция» и др.
Марка грузового а/м | Ед. | % |
---|---|---|
ГАЗ | 744 702 | 24,0 |
КАМАЗ | 733 707 | 23,6 |
МАЗ | 216 187 | 7,0 |
«Урал» | 121 623 | 3,9 |
Volvo | 81 775 | 2,6 |
MAN | 77 846 | 2,5 |
Isuzu | 68 692 | 2,2 |
FUSO | 65 855 | 2,1 |
Scania | 64 888 | 2,1 |
Mercedes-Benz | 58 872 | 1,9 |
Hyundai | 44 627 | 1,4 |
DAF | 35 685 | 1,2 |
Hino | 30 211 | 1,0 |
IVECO | 25 771 | 0,8 |
Shaanxi | 17 904 | 0,6 |
МАЗ-MAN | 6175 | 0,2 |
ВСЕГО | 2 394 520 | 100,0 |
Непростая экономическая ситуация, связанная с санкциями, по умолчанию спроецировалась и на транспортный бизнес. В России резко упал спрос на рефрижераторные прицепы, полуприцепы и кузовные надстройки. Из-за удорожания иномарок и кредитов покатился вниз спрос на легковые автомобили. Вслед за этим начали простаивать низкорамные автопоезда, где «паровозом» выступают тягачи с низкой высотой крыши, а такую «голову» отдельно продать почти невозможно. И далее этот перечень можно продолжать долго…
Лакмусовой бумажкой состояния отрасли стал август. По данным аналитической компании «Автостат Инфо», в последний месяц лета на рынке РФ был реализован 3451 новый грузовик среднего и тяжёлого класса, что на 2837 ед., или на 45,1%, меньше, чем годом ранее. Более чем на треть (на 34,2%, или на 1124 ед.) ушли в минус продажи техники российских марок и более чем наполовину (на 57,1%, или на 1713 ед.) стагнировал сбыт иномарок. Величина спада пугает даже у более-менее стабильных в спросе на грузовики Южном и Сибирском федеральных округах (падение на 29,3 и 31,0% соответственно). Прежде стабильный СФО отметился охлаждением продаж на 40,1%, а Приволжский и Центральный ФО пережили резкое снижение на 47,7 и 51,1%. Болезненное падение величиной 61,1% испытал Дальний Восток.
По отношению к августу 2014 года серьёзные потери понесли лидеры рынка КАМАЗ и ГАЗ – минус 27,4 и 28,3% соответственно. Белорусские марки тоже недосчитались прежних объёмов: МАЗ просел на 62,5%, а МАЗ-MAN – на 65,8%. Любопытно, что даже при падении объёмов отгрузки в августе рыночная доля КАМАЗа выросла с 28,6 до 37,8%, а доля ГАЗа поднялась с 11,6% в августе 2014-го до 15,1% в августе 2015-го.
Марка грузового автомобиля | Январь–август | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
КАМАЗ | 10 505 | 18 227 | –7722 | –42,4 |
ГАЗ | 5235 | 6667 | –1432 | –21,5 |
Scania | 1596 | 3934 | –2338 | –59,4 |
МАЗ | 1579 | 3997 | –2418 | –60,5 |
Hyundai | 1508 | 3132 | –1624 | –51,9 |
Isuzu | 1449 | 1360 | 89 | 6,5 |
«Урал» | 1320 | 2193 | –873 | –39,8 |
MAN | 1143 | 2646 | –1503 | –56,8 |
Hino | 1020 | 1721 | –701 | –40,7 |
Mercedes-Benz | 935 | 1753 | –818 | –46,7 |
Volvo | 790 | 2395 | –1605 | –67,0 |
МАЗ-MAN | 557 | 1244 | –687 | –55,2 |
FUSO | 435 | 731 | –296 | –40,5 |
DAF | 412 | 1266 | –854 | –67,5 |
IVECO | 194 | 578 | –384 | –66,4 |
Shaanxi | 121 | 1609 | –1488 | –92,5 |
Марка грузового автомобиля | Январь–август | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
КАМАЗ | 68 166 | 68 017 | 149 | 0,2 |
ГАЗ | 32 992 | 34 525 | –1533 | –4,4 |
ЗИЛ | 22 163 | 25 705 | –3542 | –13,8 |
МАЗ | 21 729 | 24 084 | –2355 | –9,8 |
MAN | 15 643 | 11 100 | 4543 | 40,9 |
«Урал» | 11 521 | 11 554 | –33 | –0,3 |
Volvo | 11 264 | 11 862 | –598 | –5,0 |
Scania | 9881 | 9367 | 514 | 5,5 |
Mercedes-Benz | 8142 | 7240 | 902 | 12,5 |
Isuzu | 7181 | 8650 | –1469 | –17,0 |
Hyundai | 6884 | 5660 | 1224 | 21,6 |
FUSO | 6657 | 7698 | –1041 | –13,5 |
Nissan | 5237 | 6652 | –1415 | –21,3 |
DAF | 4937 | 5269 | –332 | –6,3 |
Renault Trucks | 4004 | 4206 | –202 | –4,8 |
Hino | 3702 | 3726 | –24 | –0,6 |
IVECO | 3652 | 3713 | –61 | –1,6 |
Глубина пропасти увеличилась и в статистической отчётности представителей большой семёрки. Фаворит продаж новой европейской техники Scania в августе 2015 года отметила спад на уровне 41,4%, или 166 ед. Минимальным снижением (на 6,1%, или 11 ед.) характеризовались августовские продажи Mercedes-Benz, максимальным (на 90%, или 279 ед.) – реализация новых машин Volvo Trucks. У других представителей G7 «минус» тоже существенный: на 44,8%, или 134 ед., – у MAN, на 49,2%, или 31 ед., – у IVECO, на 76,3%, или 122 ед., – у DAF.
Картина января–августа 2015 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года – как отражение правила с одним исключением: в плюсе оказался только бренд Isuzu (продажи выросли на 89 ед., или на 6,5%). Наиболее болезненные количественные потери в сбыте новой техники понёс «КАМАЗ» – более 7,7 тыс. ед., а в процентном отношении глубже всех опустился Shaanxi – 92,5%. С января по август 2015 года включительно было продано чуть более 29,9 тыс. новых грузовиков, что существенно скромнее данных первых восьми месяцев прошлого года.
Марка и модель грузового автомобиля | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август |
---|---|---|---|---|---|---|
КАМАЗ-65115 (6х4) | 311 | 312 | 225 | 419 | 317 | 335 |
КАМАЗ-43118 (6х6) | 359 | 306 | 233 | 203 | 262 | 256 |
«ГАЗон NEXT» (4х2) | 137 | 218 | 250 | 435 | 429 | 236 |
КАМАЗ-6520 (6х4) | 155 | 102 | 86 | 167 | 214 | 135 |
ГАЗ-3309 (4х2) | 187 | 272 | 191 | 219 | 187 | 128 |
Mercedes-Benz Actros (4х2) | 41 | 33 | 34 | 31 | 119 | 121 |
КАМАЗ-53605 (4х2) | 37 | 38 | 53 | 127 | 114 | 113 |
Isuzu NQR (4x2) | 97 | 72 | 51 | 59 | 113 | 113 |
Isuzu NPR (4x2) | 66 | 58 | 42 | 24 | 45 | 80 |
ГАЗ-3310 «Валдай» (4х2) | 76 | 87 | 78 | 117 | 118 | 75 |
«Урал-4320» (6х6) | 109 | 115 | 72 | 56 | 87 | 72 |
ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) | 111 | 79 | 94 | 100 | 91 | 71 |
КАМАЗ-65117 (6х4) | 68 | 84 | 48 | 72 | 52 | 69 |
КАМАЗ-5350 «Мустанг» (6х6) | 70 | 42 | 68 | 62 | 30 | 66 |
Hyundai HD-Series (4х2) | 104 | 82 | 54 | 65 | 109 | 66 |
ИТОГО в топ-15 | 1928 | 1900 | 1579 | 2156 | 2287 | 1936 |
В первой десятке наиболее востребованных рынком новых грузовиков четыре модели Камского и три модели Горьковского автозаводов, плюс три иномарки российского производства – Mercedes-Benz Actros и две версии Isuzu. Абсолютным лидером по объёмам потребительского спроса по итогам восьми месяцев остаётся самосвал КАМАЗ-65115 (6х4) грузоподъёмностью 15 т с рестайлинговой кабиной и двускатной ошиновкой задних колёс. Его поставляют с 300-сильным дизелем Cummins и газовым двигателем КАМАЗ мощностью 260 л.с. Вторую позицию по количеству проданной новой техники занимает шасси КАМАЗ-43118 (6х6) с односкатными шинами на всех осях, увеличенной до 3690/ 1320 мм колёсной базой и способностью везти более 13 т груза. Первую тройку наиболее продаваемых грузовиков занимает новичок среднего класса «ГАЗон NEXT» (4х2) грузоподъёмностью 4,7–5,0 т с мотором ЯМЗ потенциалом в 137 л.с. или двигателем Cummins в 152 «лошадки».
Продажи грузовиков с пробегом идут чуть лучше, чем новых представителей того же класса. В августе 2015 года по отношению к августу 2014 года рынок б/у техники просел на 2354 ед., или на 7,3%. При этом платежеспособный спрос на российские грузовики с пробегом упал на 1137 ед., или на 5,9%, а на иномарки он обвалился на 1217 ед., что соответствует величине 9,3%.
Небольшое увеличение продаж «бэушек» в 2,9% зарегистрировано в Северо-Западном федеральном округе. По остальным регионам падение составило от 0,6% в Северо-Кавказском и 4,7% в Уральском до 14,3% в Сибирском и 16,8% в Дальневосточном ФО.
В августе плюсовую динамику сбыта в сегменте грузовиков с пробегом демонстрировали Hyundai (17,7%), Mercedes-Benz (8,7%), IVECO (3,2%) и MAN (1,8%). По итогам первых восьми месяцев сбыт подержанных MAN взлетел до величины в 40,9%. Спрос на корейские грузовики вырос до 21,6%, российского Mercedes-Benz – до 12,5%. В плюс вышла Scania с пробегом (5,5%) и КАМАЗ (0,2%). Бренд IVECO, напротив, утратил наступательный порыв и нырнул под нулевую отметку на 1,6 процентных пункта.
Марка LCV | Ед. | % |
---|---|---|
ГАЗ | 1 482 651 | 43,5 |
УАЗ | 605 865 | 17,8 |
Toyota | 220 087 | 6,5 |
Volkswagen | 209 696 | 6,2 |
Ford | 142 445 | 4,2 |
Mercedes-Benz | 125 150 | 3,7 |
Nissan | 78 763 | 2,3 |
Peugeot | 74 383 | 2,2 |
Hyundai | 68 634 | 2,0 |
FIAT | 65 244 | 1,9 |
Renault | 48 830 | 1,4 |
Citroёn | 48 161 | 1,4 |
Mitsubishi | 33 408 | 1,0 |
KIA | 21 893 | 0,6 |
IVECO | 19 413 | 0,6 |
BAW | 12 190 | 0,4 |
Skoda | 10 803 | 0,3 |
FAW | 4913 | 0,1 |
Yuejin | 1391 | 0,0 |
ВСЕГО | 3 273 920 | 100,0 |
В категории самых востребованных грузовиков с пробегом расположились преимущественно российские марки. Половина топ-10 носит эмблему КАМАЗ, причём четыре модели Камского автозавода сгруппировались в первой пятерке, вслед за лидером спроса на вторичном рынке – ГАЗ-3307 (4х2). Неожиданно для конкурентов в рейтинге наиболее раскупаемых тягачей появился Volvo FH, обогнавший даже Mercedes-Benz Actros. Но в целом баланс спроса и предложения ожидаемый.
Спрос на LCV нестабилен
Каким бы ни был источник статистических данных (аналитическое агентство «Автостат Инфо», «АСМ Холдинг», Ассоциация Европейского бизнеса и т.д.), характер информации похожий: ёмкость российского рынка продолжает снижаться. Продажи новых малотоннажников в России ярко иллюстрируют чётко выраженную ниспадающую линию потребительского спроса. И здесь показательным отрезком ухудшения продаж выступил август. Только за один предпоследний месяц III квартала на рынке LCV было реализовано 6113 ед. подвижного состава – на 3041 ед., или на 33,2% меньше, чем в августе 2014-го.
Некогда благополучный сегмент автомобилей малой грузоподъёмности тоже испытывает давление целого ряда факторов, так или иначе связанного с частным предпринимательством, малым и средним бизнесом. Удорожание товаров и услуг на фоне снижения доходов населения стало одним из основных, но далеко не единственным фактором отложенного спроса. Спрос на мобильные транспортные средства упал в разных секторах доставки, что вылилось в отрицательную динамику продаж. Повременить с покупкой новых «каблуков», пикапов, фургончиков и других «коммерсантов» малой грузоподъёмности решили тысячи перевозчиков, отчего продажи покатились под гору.
Тенденция в изменении спроса на подобный транспорт такая же, как по средним и тяжёлым грузовикам: сбыт отечественной техники упал меньше, чем сбыт иномарок. Продажи LCV российских марок без пробега в августе 2015 года стали скромнее по сравнению с августом 2014 года на 1288 ед., или на 24,7%. Желающих приобрести лёгкие коммерческие автомобили зарубежных марок стало меньше на 44,5% – объём реализации зафиксирован ниже прошлогодних значений на 1753 ед.
Марка LCV | Январь–август | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
ГАЗ | 23 128 | 35 304 | –12 176 | –34,5 |
УАЗ | 12 601 | 10 226 | 2375 | 23,2 |
Mercedes-Benz | 5102 | 4940 | 162 | 3,3 |
Ford | 3185 | 5218 | –2033 | –39,0 |
Volkswagen | 2238 | 5787 | –3549 | –61,3 |
FIAT | 2095 | 3370 | –1275 | –37,8 |
Peugeot | 1162 | 4750 | –3588 | –75,5 |
Citroёn | 1014 | 3685 | –2671 | –72,5 |
Renault | 1000 | 3014 | –2014 | –66,8 |
Hyundai | 841 | 1816 | –975 | –53,7 |
IVECO | 678 | 1454 | –776 | –53,4 |
Nissan | 280 | 320 | –40 | –12,5 |
KIA | 179 | 1032 | –853 | –82,7 |
Skoda | 133 | 643 | –510 | –79,3 |
BAW | 101 | 184 | –83 | –45,1 |
Toyota | 84 | 349 | –265 | –75,9 |
FAW | 73 | 74 | –1 | –1,4 |
Yuejin | 42 | 0 | 42 | 999,0 |
Mitsubishi | 7 | 16 | –9 | –56,3 |
ВСЕГО | 53 943 | 82 182 | –28 239 | –34,4 |
В структуре сбыта доля российских малотоннажников за год выросла с 57,0 до 64,3%, а доля иномарок соответственно упала с 43,0 до 35,7%. При этом благополучия в реализации отечественной техники не наблюдается. Например, лидер сегмента LCV – ГАЗ в августе растерял треть былых объёмов и продал на 1321 ед. меньше, чем годом ранее. Почти три сотни машин и без малого 54% не дотянул до показателей августа 2014 года Volkswagen. Серьёзную корректировку показателей (на треть и ниже) пережили FIAT, Mitsubishi, IVECO. Более чем наполовину сбавили обороты сделок Ford, Peugeot, Hyundai, Citroёn, Renault. Двузначными цифрами характеризуются потери по брендам BAW, Škoda, Toyota. Катастрофической просадкой сбыта отмечены бренды KIA (–83,0%) и FAW (–85,2%). Светлым пятном в августе стал рост продаж УАЗ на 3,2% и Mercedes-Benz на 4,2%, но в количественном выражении это 39 и 30 ед. соответственно.
Предельное покупательское равнодушие в августе текущего года проявили в Сибири и на Урале, где рынок новых LCV рухнул на 37,5 и 49,9% соответственно. Недалеко ушли Северо-Запад и федеральный центр, где сбавление оборотов тоже существенное – 32,3 и 36,0%. На Дальнем Востоке и в Приволжском ФО показатели сбыта новых LCV ушли в минус на 22,5 и 26,6%. Минимальные потери в 17,2 и 19,5% понесли на Северном Кавказе и Юге России, но это слабое утешение.
Марка LCV | Январь–август | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
ГАЗ | 144 942 | 154 639 | –9697 | –6,3 |
УАЗ | 39 022 | 38 122 | 900 | 2,4 |
Volkswagen | 22 679 | 24 797 | –2118 | –8,5 |
Toyota | 20 179 | 24 550 | –4371 | –17,8 |
Ford | 16 569 | 16 377 | 192 | 1,2 |
Mercedes-Benz | 14 904 | 18 261 | –3357 | –18,4 |
Peugeot | 9833 | 10 771 | –938 | –8,7 |
Nissan | 8609 | 11 374 | –2765 | –24,3 |
Hyundai | 8207 | 9891 | –1684 | –17,0 |
FIAT | 7149 | 7007 | 142 | 2,0 |
Citroen | 6070 | 5982 | 88 | 1,5 |
Renault | 5514 | 6199 | –685 | –11,1 |
ТагАЗ | 4470 | 5092 | –622 | –12,2 |
Mitsubishi | 3387 | 4161 | –774 | –18,5 |
Mazda | 3146 | 3652 | –506 | –13,9 |
IVECO | 2582 | 2389 | 193 | 8,1 |
ВСЕГО | 31 7262 | 343 264 | –26 002 | –7,6 |
По итогам восьми месяцев текущего года ситуация тоже оставляет желать лучшего. По сравнению с январём–августом прошлого года ГАЗ реализовал на 12 176 ед., или на 34,5%, меньше. В глубокий минус ушли все те, кто не блистал результатами продаж в августе. Четырёхзначными цифрами характеризуются потери шести брендов: Volkswagen, FIAT, Ford, Peugeot, Citroёn, Renault. Сотни нераспроданных машин не позволили дотянуть до значений января–августа 2014 года ещё пяти импортёрам: Hyundai, IVECO, KIA, Škoda, Toyota.
Рейтинг наиболее привлекательных для перевозчиков лёгких коммерческих автомобилей без пробега возглавляет бортовая «ГАЗель NEXT» со стандартной и удлинённой колёсной базой. Начало серийного производства машин с двухрядной кабиной увеличило число желающих её приобрести, а с выходом цельнометаллического фургона и микроавтобуса на его платформе эта модель станет недосягаемой для конкурентов. Продукция ГАЗ вообще делает погоду на рынке малотоннажников – чуть ли не половина моделей в топ-15 носит нижегородскую эмблему.
Вслед за двумя «ГАЗелями» (NEXT и «Бизнес») огромным спросом в сельской местности пользуется «буханка» УАЗ-3741 (4х4). Чаще её покупают в виде цельнометаллического фургона с грузовым отсеком объёмом 6 «кубов», где можно перевозить 925 кг груза. Популярны также грузопассажирская версия и микроавтобус, которые часто используют в качестве санитарного и служебного транспорта.
Марка и модель LCV | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август |
«ГАЗель NEXT» | 911 | 939 | 849 | 1140 | 1242 | 1128 |
ГАЗ-3302 «ГАЗель» | 1160 | 1281 | 1042 | 1348 | 1170 | 769 |
УАЗ-3741 | 627 | 909 | 1199 | 1771 | 1157 | 601 |
Mercedes-Benz Sprinter | 452 | 539 | 311 | 413 | 570 | 592 |
УАЗ-3909 | 274 | 189 | 292 | 311 | 351 | 291 |
ГАЗ-3221 «ГАЗель» | 230 | 248 | 212 | 300 | 260 | 255 |
FIAT Ducato | 246 | 233 | 112 | 254 | 267 | 241 |
Ford Transit | 374 | 515 | 494 | 276 | 225 | 227 |
УАЗ-2206 | 114 | 79 | 119 | 180 | 227 | 218 |
ГАЗ-2752 «Соболь» | 185 | 225 | 218 | 283 | 293 | 204 |
ГАЗ-2705 «ГАЗель» | 463 | 364 | 232 | 396 | 230 | 199 |
Peugeot Boxer | 69 | 77 | 74 | 85 | 98 | 141 |
ГАЗ-2217 «Соболь» | 28 | 128 | 96 | 148 | 109 | 108 |
УАЗ-3303 | 115 | 118 | 144 | 147 | 142 | 105 |
Volkswagen Caravelle | 86 | 73 | 70 | 76 | 73 | 88 |
ИТОГО в топ-15 | 5334 | 5917 | 5464 | 7128 | 6414 | 5167 |
Среди иномарок заслуженно лидирует Mercedes-Benz Sprinter Classic нижегородской сборки, что объясняется выгодным соотношением цена/ качество, развитым сервисом и доступностью запчастей. Не сбрасывается со счетов престиж трёхлучёвой звезды и знаменитая мерседесовская надёжность.
Из позитивных моментов января–августа 2015 года применительно к сегменту LCV отметим начало продаж малотоннажников марки Yuejin и плюсовые значения продаж УАЗ и Mercedes-Benz. Реализация российских машин с полным приводом выросла на 2375 ед., или 23,2%. Немецкие LCV с моноприводом улучшили статистику годичной данности на 162 ед., или на 3,3%.
Эксперты отметили сокращение объёмов продаж LCV с пробегом в августе на 8,1%, или на 3528 ед. Соотношение российских брендов и иномарок практически осталось прежним: оно изменилось в пользу отечественной техники с 55:45% на 56:44%. Растаяли объёмы реализации бэушных машин и по итогам восьми месяцев. За период с января по август 2015 года на рынке РФ количество проданных автомобилей малой грузоподъёмности уменьшилось на 7,8%, или на 27 780 ед.
Как и в случае с новыми LCV, на вторичном рынке безоговорочно лидирует продукция ГАЗ: за ней три первых строчки по моделям ГАЗ-3302, -3221, -2705. И в целом каждый третий малотоннажник из топ-15 продаж автомобильного «сэконд-хенда» когда-то был выпущен в Нижнем Новгороде. Из самых распространённых иномарок верхние строчки занимают немецкие Ford Transit, VW Transporter и MB Sprinter. Иностранные бренды представляют итальянский FIAT Ducato, японская Toyota Hi-Ace и французский Peugeot Boxer.
Марка автобуса | Ед. | % |
---|---|---|
ПАЗ | 159 150 | 38,7 |
НефАЗ | 18 832 | 4,6 |
«Волжанин» | 3006 | 0,7 |
МАЗ | 7375 | 1,8 |
ЛиАЗ | 26 629 | 6,5 |
КАвЗ | 52 477 | 12,8 |
«Урал» | 5035 | 1,2 |
Higer | 3206 | 0,8 |
Daewoo | 4524 | 1,1 |
Golden Dragon | 1216 | 0,3 |
MAN | 3206 | 0,8 |
Другие | 126 753 | 30,7 |
ВСЕГО | 411 409 | 100,0 |
За отчётный период падение продаж в сегменте LCV то ускорялось, то замедлялось, но направленность тенденции прежняя – на понижение. И как бы ни улучшилась ситуация за оставшиеся до Нового года недели, общий итог сезона-2015, к сожалению, будет «минусовым».
Автобусная «благодать»
В отличие от продаж грузового транспорта «вести с полей» на ниве пассажирской техники выглядят не столь удручающе. Эксперты отмечают замедление спада продаж новых автобусов, хотя и здесь до прежних значений очень далеко.
По итогам первого полугодия 2015 года парк автобусов в РФ подрос на 1,1%, до 411,4 тыс. ед. Доля отечественных пассажирских машин выросла на 1,2%, до 347,2 тыс. ед., а иномарок – на 0,2%, до 64,2 тыс. ед. Это вселило надежду, хотя продажи новых лайнеров обвалились на 1083 ед., или 20,5%.
По информации «Автостат Инфо», в августе 2015 года падение объёмов реализации новых автобусов в РФ составило 192 ед., или 19,4%. Продажи российских пассажирских машин съёжились на 142 ед., или 15,8%, а иномарок – на 50 ед., или 54,1%. За минувший год реализация автобусов российского производства «отобрала» у иномарок 4,4% и достигла отметки 96,5%. Сбыт пассажирских лайнеров иностранных брендов утратил прежнюю долю в 7,9% и составил только 3,5%.
Марка автобуса | Январь–август | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
ПАЗ | 3041 | 3484 | –443 | –12,7 |
НефАЗ | 809 | 621 | 188 | 30,3 |
ЛиАЗ | 596 | 785 | –189 | –24,1 |
МАЗ | 300 | 674 | –374 | –55,5 |
«Волжанин» | 243 | 126 | 117 | 92,9 |
КАвЗ | 188 | 168 | 20 | 11,9 |
«Урал» | 157 | 185 | –28 | –15,1 |
Higer | 48 | 141 | –93 | –86,0 |
MAN | 17 | 47 | –30 | –63,8 |
Golden Dragon | 12 | 40 | –28 | –70,0 |
Daewoo | 11 | 42 | –31 | –73,8 |
Рейтинг «растратчиков» объёмов в августе возглавил Павловский автобусный завод – 300 ед., или 48,1%. На 99 ед., или 76,2%, меньше к августу 2014 года произвели их коллеги из Ликино-Дулёво. Белорусские МАЗы тоже не доехали к потенциальным заказчикам в количестве 24 шт., или 39,3%. Если не брать во внимание штучные потери объёмов у Higer, Daewoo и MAN, то у остальных производителей (за исключением трёх ранее названных) полный порядок – реализация в плюсе. Быть может, это маленький маячок к тому, что дно уже найдено и впереди ждёт период стабилизации – хотя бы без ухода в красную зону, характерную для падения продаж.
В августе текущего года по отношению к данным годичной давности сбыт автобусов в Южном ФО прибавил рекордные 229,5%. В Северо-Кавказском ФО он вырос на 85,7%, в Приволжском – на 51,4%. Спрос на новую пассажирскую технику в Уральском ФО снизился на 7,6%, а далее – существенные провалы: в Дальневосточном ФО сбыт растаял на 31,0%, в Сибирском ФО – на 40,5%, в Центральном ФО – на 66,8%, в Северо-Западном ФО – на 70,0%.
Марка автобуса | Январь–август | Изменение | ||
---|---|---|---|---|
2015 г. | 2014 г. | Ед. | % | |
ПАЗ | 11 110 | 11 352 | –242 | –2,1 |
ЛиАЗ | 1906 | 2005 | –99 | –4,9 |
НефАЗ | 1824 | 1620 | 204 | 12,6 |
КАвЗ | 1656 | 1559 | 97 | 6,2 |
«Кубань» | 1557 | 1851 | –294 | –15,9 |
ТагАЗ | 1107 | 1311 | –204 | –15,6 |
Hyundai | 923 | 1116 | –193 | –17,3 |
Mercedes-Benz | 799 | 775 | 24 | 3,1 |
Bogdan | 608 | 623 | –15 | –2,4 |
МАЗ | 588 | 689 | –101 | –14,7 |
KIA | 483 | 653 | –170 | –26,0 |
MAN | 399 | 382 | 17 | 4,5 |
Setra | 372 | 440 | –68 | –15,5 |
Higer | 367 | 385 | –18 | –4,7 |
Neoplan | 355 | 468 | –113 | –24,1 |
Golden Dragon | 165 | 81 | 84 | 103,7 |
Другие | 3073 | 3858 | –785 | –20,3 |
ВСЕГО | 27 292 | 29 168 | –1876 | –6,4 |
Между тем, данные января–августа 2015 года не дают однозначного ответа на вопрос: пик спада пройден или нет? Скажем, в августе продажи ПАЗ упали на 48,1%, тогда как за восемь месяцев глубина спада почти в четыре раза меньше – всего 12,7%. В августе доля ПАЗ на рынке сократилась с 63,1 до 40,7%, но она точно так же может и вырасти уже по итогам сентября или на финише года. За минувшие восемь месяцев самые существенные количественные потери объёмов сбыта отмечены по технике ПАЗ (443 ед.), МАЗ (374 ед.), ЛиАЗ (189 ед.). Лидеры процентного спада – Daewoo (–73,8%), Golden Dragon (–70,0%) и MAN (–63,8%). В тройке счастливчиков роста оказались «Волжанин» (плюс 117 ед., или 92,9%), НефАЗ (188 ед., или 30,3%), КАвЗ (20 ед., или 11,9%).
В топ-15 продаж новых автобусов лидирует ПАЗ-3205, и в целом техники Павловского завода в данном рейтинге предостаточно. Второй в списке продаж по массовости оплаты – НефАЗ-5299. Как и лидера поставок, его производят в городском и пригородном исполнении. Третий, наиболее привлекательный для операторов вид рейсового транспорта, – ПАЗ-4234. Близки к нему по количеству проданных машин «Волжанин-52701» и ПАЗ-3203.
Марка и модель автобуса | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август |
---|---|---|---|---|---|---|
ПАЗ-3205 | 244 | 396 | 193 | 219 | 233 | 176 |
НефАЗ-5299/ КАМАЗ-5297 | 22 | 37 | 42 | 44 | 33 | 175 |
ПАЗ-4234 | 34 | 39 | 48 | 75 | 41 | 50 |
«Волжанин-52701» | 0 | 0 | 0 | 0 | 56 | 45 |
ПАЗ-3203 | 5 | 55 | 9 | 37 | 13 | 44 |
ПАЗ-3204 | 18 | 74 | 28 | 31 | 27 | 42 |
НефАЗ-3297 Marcopolo | 4 | 6 | 2 | 1 | 9 | 33 |
«Волжанин-5270» | 0 | 0 | 0 | 10 | 0 | 29 |
НефАЗ-4208/КАМАЗ-4310 | 44 | 19 | 15 | 19 | 30 | 24 |
МАЗ-203 | 3 | 0 | 0 | 0 | 5 | 20 |
Volgabus 4298 | 2 | 3 | 1 | 0 | 0 | 20 |
«Урал-3255», «Урал-4320» | 21 | 8 | 35 | 22 | 13 | 19 |
МАЗ-103 | 7 | 20 | 6 | 6 | 1 | 15 |
ЛиАЗ-5292 | 50 | 27 | 100 | 58 | 0 | 15 |
КАвЗ-4238 | 8 | 8 | 29 | 34 | 16 | 14 |
ИТОГО в топ-15 | 462 | 692 | 508 | 556 | 477 | 721 |
ПАЗ-3205 лидирует и в списке продаж автобусов с пробегом, причём на протяжении всего года. Вторым по количеству реализованной б/у техники остается «Кубань Г1», третьим – ПАЗ-3204. Общий рынок подержанных автобусов в августе сократился на 255 ед., или на 7,6%. Продажи российских пассажирских машин ушли в минус на 276 ед., или 10,7%, тогда как сбыт иномарок отмечен плюсом в 21 ед., или 2,7%. Более того, выросший спрос на технику иностранных брендов изменил структуру продаж с долей 25,5% вместо прежних 22,9%.
Впереди у России чемпионат мира по футболу 2018 года, а до этого – ряд мероприятий национального и международного уровня. И это не только спортивные соревнования. И не будем забывать: сейчас в автобусном парке РФ более четверти миллиона (свыше 254 тыс. ед.), или 61,8%, машин возрастом старше 10 лет. Доля новых автобусов 2013– 2015 г.в. составляет всего 6,6% (менее 27 тыс. ед.). Немалую долю составляют пассажирские машины, с момента выпуска которых прошло более 15 лет. Старый парк вынуждает перевозчиков так или иначе проявлять активность в плане приобретения новых или более свежих лайнеров, что непременно отразится на улучшении статистики продаж. А пока, как говорится, имеем то, что имеем.