Опубликовано: ГП 08-2007

«Магазин закрыт в связи с проездом катера»

Владимир Чехута, фото из архива МЗКТ

Наблюдать редкое зрелище, когда автомобиль-тяжеловоз на специальном прицепе медленно тащит какой-нибудь негабаритный груз, весьма интересно и людям, не связанным с автомобильной техникой. Но есть уникальные перевозки, о которых потом пишут рассказы и снимают фильмы. К таким можно отнести «транспортный эпизод», ставший единственным в истории Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). Он был настолько экстраординарным, что если б можно было его повторить, посмотреть на это событие наверняка приехали бы тысячи энтузиастов из многих стран мира.

Дело происходило летом 1996 года в Белоруссии. Одна коммерческая фирма приробрела 40-метровый прогулочный катер весом 88 т, который находился в акватории реки Березина. Покупалось судно для организации плавучего ресторана на курортном побережье озера Нарочь. Но беда в том, что водного пути между р. Березина и о. Нарочь не существовало, как, впрочем, не существует и сейчас. Будущие рестораторы стали думать, как доставить негабаритную покупку.

Сначала искали транспортную фирму, у котоой был опыт подобных перевозок и специализированный подвижной состав. Но тщетно, в тот момент в республике не было ни спецперевозчиков, ни подходящих трейлеров, рассчитанных на транспортировку длинного, тяжелого и к тому же высокого катера. Единственное, что было в Белоруссии, – тяжелые и очень тяжелые тягачи, и были они у МЗКТ.

Не знаю, долго или нет уговаривали новоиспеченные владельцы корабля автопроизводителей, чтобы они перевезли судно по дорогам общего пользования. Но в итоге договор был подписан, и специалисты МЗКТ начали подготовку, которая длилась почти два месяца.

Сначала прорабатывался вариант невиданного доселе автопоезда, в котором роль балластного тягача отводилась восьмиосному полноприводному автомобилю МЗКТ-79222 (разработанному специально для перевозки межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь М»), а на роль трейлера планировался… автомонстр МАЗ-7907.

Откуда он появился?

В 1980-е годы, в разгар «холодной войны», у американцев появилась новая межконтинентальная ракета МХ со стартовой массой 88 т. В то время СССР вел разработку ракетного комплекса «Тополь» с твердотопливной баллистической ракетой РТ2ПМ (SS-25 Sickle по классификации НАТО) со стартовой массой 45 т. Естественно, Советский Союз не хотел отставать, поэтому Министерство обороны заказало ракетчикам разработку аналога.

Так появился проект межконтинентальной ракеты РТ-23 «Молодец» (SS-24 Scalpel) весом более 100 т с десятью разделяющимися ядерными боеголовками. Расчетная дальность полета такого «ядреного паренька» составляла более 10 000 км. Изготовлять боевые части и собирать ракеты планировалось в России, ракетные двигатели – на Украине на Днепропетровском заводе «Южмаш», а «ноги» для перевозки «молодцов» разработали и сделали на ПСКТ Минского автозавода, которое позднее стало отдельным предприятием МЗКТ.

Автопроект назывался «Целина-2», в соответствии с ним на супершасси должен был разместиться транспортнопусковой контейнер (ТПК) с межконтинентальной баллистической ракетой, длина которого составляла 22,6 м; диаметр – 2,4 м; а масса – 104,5 т.

Таким образом, выполняя ответственную задачу партии и правительства, минчане собрали в 1985 году два автомонстра МАЗ-7907. Это было двенадцатиосное супершасси с колесной формулой 24х24 грузоподъемностью 150 т и снаряженной массой 66 т! Машина оснащалась газотурбинным двигателем ГТД 1000Т ФМ мощностью 1250 л.с. с соединенным с ним в один блок генератором переменного тока. Генератор вырабатывал электроэнергию и питал всю электротрансмиссию шасси, которая состояла из 24 синхронных электромоторов переменного тока, установленных внутри рамы по одному на каждое колесо. Углубляясь в историю, можно заметить, что в связи с незавершенностью работ смежников по созданию синхронного двигателя с полным масляным охлаждением были применены синхронные двигатели воздушномасляного охлаждения.

Максимальная скорость движения двенадцатиосника составляла 25 км/ч. Габаритные размеры МАЗ-7907 были такие: длина – 28,1 м, ширина – 4,1 м, высота – 4,45 м. Транспортер комплектовали колесами ВИ-207 размером 1660х600635.

Несостоявшийся участник экспедиции – тягач МЗКТ-79221 (внизу) уступил свое место «трейлеру» МАЗ-7907 (вверху) вследствии банальной поломки
Несостоявшийся участник экспедиции – тягач МЗКТ-79221 (внизу) уступил свое место «трейлеру» МАЗ-7907 (вверху) вследствии банальной поломки

При значительной длине у супершасси была удовлетворительная маневренность. Рама хребтового типа имела горизонтальный силовой шарнир. Это техническое решение в сочетании с большим ходом колес рычажной подвески позволяло автомобилю, не напрягаясь и не зависая точками опор, преодолевать сложный профиль грунтовых дорог. В то же время в горизонтальной плоскости при поворотах эта рама оставалась жесткой.

Небольшой радиус поворота обеспечивался путем поворота всех пар колес, кроме 5, 6, 7и 8-й. Первые четыре пары поворачивались в одну сторону, а последние четыре – в противоположную.

Опытные образцы двенадцатиосных автомобилей успешно прошли испытания, но ракеты повозить на них не успели – «холодная война» окончилась. Впоследствии ни военные, ни гражданские заказчики не интересовались этим транспортером, и стояли эти два «супергрузовика» много лет за высоким забором на заводском полигоне под Минском, пока о них вдруг не вспомнили.

Подготовка

Итак, запланированный автомобильный караван состоял из восьмиосного «тягача» (шасси МЗКТ-79222 общей длиной около 20 м) и двенадцатиосного трейлера (шасси МАЗ-7907 с габаритной длиной 28 м!). Думаю, вид такого автопоезда, да с 40-метровым катером на «плечах» вогнал бы в ступор любого!..

Так как автомобиль МЗКТ-79222 должен был тащить автомонстра с судном, то с ним никаких специальных мероприятий не проводилось, а все подготовительные работы велись с машиной МАЗ7907. Поскольку после испытаний у супершасси сохранился надрамник для крепления ТПК, его постепенно трансформировали в ложементы, которые по форме соответствовали профилю дна катера. Всего было изготовлено 8 ложементов, их смонтировали таким образом, что «пятно контакта» совпадало с внутренними переборками судна, чтобы не произошло разрушение донной обшивки судна.

«Магазин закрыт…»

В назначенный июльский день, когда у деревни Веселово собрались все основные участники экспедиции – «трейлер» – МАЗ-7907, автокран средней грузоподъемности МАЗ, тяжелый кран КАТО и, конечно, речной катер, к ним из Минска выехал основной тягач МЗКТ-79222. Но после 30 км пути восьмиосник сломался, и в сложившейся ситуации, когда уже было задействовано много людей и техники из других организаций, руководство приняло решение «трейлеру» стать самоходным транспортером.

Да, перед поездкой рассматривался вариант отдельного использования двенадцатиосника, но существовали опасения относительно способности МАЗ7907 двигаться самостоятельно, и поэтому ему отвели роль «прицепа». Инженеры, готовившие машину, говорили, что двигатель двенадцатиосника был в хорошей форме, но страхи оставались относительно его электротрансмиссии, компоненты которой были в свое время изготовлены в НИИ Комплексного управления (г. Новосибирск). Дело в том, что во время подготовки к поездке не было возможности приобрести запасные части и отреставрировать электротрансмиссию двенадцатиоски, так как российский институт уже не существовал.

Но чему быть, того не миновать. Место погрузки было предварительно подготовлено: спланирован съезд для МАЗ-7907 и сделаны специальные насыпи для автокранов. После подъемнопогрузочной операции катер благополучно стал на ложементы «трейлера», и тут стало заметно, что центр тяжести речного судна находится не там, где его ожидали увидеть, т. е. корма катера прилично задралась вверх. Позже стало понятно, что это происходило изза того, что фирмазаказчик, решив сэкономить деньги, нагрузила в носовую часть судна немало досок, цемента и других материалов. Для придания катеру нормального транспортного положения на корму был установлен противовес. Эта дополнительная загрузка вместе с основной серьезно нагрузили многоосный автомобиль, его осадка стала очень заметна. По прикидкам специалистов, полная масса всей загрузки реально достигла 100 т!

Так как погрузка закончилась к вечеру, ночевать экспедиция решила возле деревни Веселово. Надо сказать, что габаритная высота транспортера с судном превышала 8,5 м, поэтому по пути следования каравана его должны были встречать бригады электриков и связистов и разъединять линии, проходящие над дорогами, или приподнимать. Вот это «разъединение» и ощутили озадаченные жители д. Веселово, которые с вечера до следующего утра оставались без света, связи и работающего магазина. На нем, кстати, висело замечательное объявление: «Магазин закрыт в связи с проездом катера».

Купание гиганта

Утром каравану предстояло пересечь мост через Березину. Маршрут специально составлялся так, чтобы не пересекать мосты и путепроводы. Но два моста все же были запланированы на этот рейс, и один из них должны были пройти в первый день.

Я думаю, нетрудно себе представить, что суммарная масса двенадцатиосного МАЗа и груза была, мягко скажем, не маленькая и не каждый мост готов был пропустить через себя такую «загогулину».

Поскольку это инженерное сооружение не было рассчитано на проезд сверхтяжелого транспортного средства, для решения этой проблемы в обозе был запланирован грузовик поддержки. Это был четырехосный полноприводный МЗКТ-79091, оснащенный лебедкой и дополнительной кормовой мачтой. При запасовке каната через мачту, установленную в вертикальном положении, лебедка из тянущего средства превращалась в подъемное. Вот это оборудование и планировали использовать при пересечении мостов. Канат прикрепили к корме катера и приподняли с помощью лебедки, таким образом, часть нагрузки от катера перешла на МЗКТ-79091. Далее автомобили синхронно и медленно начали движение по мосту через Березину. Для контроля такой сверхсложной перевозки приехали представители мостовых служб (правда, во время самого волнующего момента их никто не видел), но все закончилось благополучно.

МАЗ-7907 справился с непростой транспортной задачей, его электротрансмиссия работала штатно, и караван двигался к озеру. Скорость движения транспортера составляла примерно 5–10 км/ч. Проехав бо’льшую часть пути, водители двенадцатиоски, немного привыкнув, подняли темп до 20 км/ч.

Длина маршрута превысила 200 км, поэтому перевозчикам пришлось останавливаться еще на три ночевки. В обозе был автомобиль МАЗ-543 с кунгом, где находились кухня, столовая и места для ночлега.

Прибыв в пункт назначения – озеро Нарочь, без особой подготовки автокраны заехали прямо в озеро, и туда же за ними последовал транспортер с катером. Находясь наполовину в воде, двенадцатиосная машина разгрузилась.

Жилой модуль на шасси МАЗ-543 с кухней, столовой и ночлегом

А что может быть с неводоплавающим автомобилем после купания в озере? Да ничего особенного! МАЗ-7907 выехал из воды и отправился в обратный путь. Только через некоторое время стали выходить из строя некоторые узлы электротрансмиссии, а к середине маршрута работающих электромоторов просто не осталось. Позднее на помощь двенадцатиоснику приехал заводской тягач, который на буксире притянул гиганта на базу. Так закончилась недельная эпопея по перевозке речного катера необычным автомобилем.

В прошлом году из частей двух машин МАЗ-7907, находившихся до этого на заводском полигоне, собрали одну. Это шасси сейчас находится на территории предприятия в ожидании полной реставрации и, видимо, станет главным звеном будущей музейной экспозиции Минского завода колесных тягачей.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию