Опубликовано: ГП 09-2015

Северный вариант
Полноприводный самосвал Renault K 430 P 6х6

Максим Шелепенков, фото автора

Сочетание полного привода и спальной кабины на одном самосвале жителям мегаполисов может показаться странным, а вот в газо- и нефтедобывающих регионах страны такой комплект считается вполне стандартным.

Планомерно расширяя модельный ряд новой строительной серии K, Renault стал поставлять в Россию полноприводные версии с колёсной формулой 6х6. Зная, что полноприводные машины неизменно вызывают интерес у россиян, я решил ознакомиться с таким Renault более обстоятельно. Тем более, что совсем недавно представилась возможность проехаться за рулём Renault K 440 8x4, и интересно было произвести сравнение.

В качестве «живого» образца мне достался самосвал с надстройкой машиностроительного завода «Бецема». Как мне намекнули, это первый самосвал в России на полноприводном шасси Renault K 430 P 6х6 HEAVY.35 E5. Машина специально создана для эксплуатации в сложных условиях и имеет объёмный «зимний пакет» для работы в условиях низких температур.

Я оценил сей факт, а заодно порадовался за отечественного производителя надстроек, у которого складываются отношения с маркой Renault в некий плодотворный альянс. Напомню, что первые самосвалы на шасси Renault K с колёсными формулами 6х4 и 8х4 тоже были изготовлены на «Бецеме».

Шасси

Первичный осмотр машины разочаровал и обнадёжил одновременно. Разочаровал, потому что с первого взгляда стало понятно, что в основе шасси Renault K 6х6 лежит полноприводная трансмиссия аналогичного грузовика Volvo. Различия настолько минимальны, что создалось впечатление, что вся разница лишь в установленной на шасси кабине. А оптимизм основывался на том, что среди внедорожных самосвалов «Вольво» уверенно держится в лидерах, уступая по проходимости, пожалуй, только «Татре» с её независимой подвеской всех колёс. Нетрудно предположить, что новый Renault K 6х6 как минимум окажется в тройке лидеров.

Рама самосвала усиленная от задней части двигателя до задней части рамы с толщиной лонжеронов – 13 мм. Сзади установлена усиленная поперечина, пригодная для монтажа буксирного устройства для прицепа. Сюда же заранее выведены все необходимые коммуникации для подключения прицепа.

Явное новшество – передний ведущий мост PA 903 с максимальной нагрузкой (технический максимум) 9 т. Этот мост, унифицированный с грузовиками Volvo последнего поколения, отличается уменьшенным картером главной передачи и убранной из зоны риска (за балку моста) рулевой трапецией. Соответственно немного увеличился дорожный просвет машины, а главное – даже если придётся протягивать такой самосвал буксировкой по глубокой колее, шанс повредить элементы рулевого управления стал значительно меньше.

Передний ведущий мост с уменьшенным картером главной передачи На снимке хорошо видна рулевая трапеция, спрятанная за балку переднего моста во избежание нежелательных повреждений Раздаточная коробка, свисающая посередине машины, на самом деле расположена высоко над дорогой (это видно даже если просто сравнить с положением балки переднего моста) и не подвержена повреждениям

Дополнительно увеличить клиренс машины можно за счёт установки колёс с посадочным размером 24 дюйма – такая возможность конструкцией предусмотрена. Сейчас же на машине стоят колёса с меньшим посадочным размером ската 22,5 дюйма.

Коробка передач механическая B14 MTО 2514 (14-ступенчатая + делитель) от Volvo. Одноступенчатая раздаточная коробка BTC 2501 с жёстким подключением переднего моста, так как в ней отсутствует дифференциал. Она тоже заимствована от «Вольво» – это легко определить даже внешне по её фирменному смещению в левую сторону (по ходу движения) относительно центральной оси грузовика. Из-за этого она очень заметна под брюхом самосвала, особенно если смотреть с левого борта. Даже создается впечатление, что она очень уязвима при движении по плохим дорогам. Но реально она находится очень высоко над дорогой, и опыт эксплуатации самосвалов Volvo с точно такой же раздаточной коробкой не подтверждает этих опасений.

Рукоятка включения и управления полноприводной трансмиссией автомобиля. Под ней клавиша перехода на ручное управление оборотами двигателя
Передаточные числа КП
Передаточные числа КП
Передача Передаточное число
Дополнительная понижающая передача 1; 2

16,41; 13,16
I 11,13
II 8,92
III 7,16
IV 5,74
V 4,68
VI 3,75
VII 2,97
VIII 2,38
IX 1,91
X 1,53
XI 1,25
XII 1,00
з.х. 1 15,06
з.х. 2 12,09
з.х. 3 4,02
з.х. 4 3,22

Отдельно хочется сказать несколько слов об управлении полноприводной трансмиссией. Давно ушли в прошлое торчащие из пола кабины рычаги включения переднего моста и управления раздаточной коробкой, теперь в кабине нового грузовика не сразу и найдёшь кнопки и клавиши, которые отвечают за его внедорожную сущность. На Renault K 6х6 подключение привода переднего моста и включение блокировок дифференциалов возложено на небольшую вращающуюся ручку, последовательно включающую опции полноприводной трансмиссии и также последовательно их отключающую. Для этого достаточно, нажав центральную часть ручки, вращать её в сторону знака «+» или знака « – » соответственно.

Всё происходит в нужном порядке (возможности перепутать алгоритм водителю просто не оставили): сначала включается задний межосевой дифференциал, потом происходит подключение переднего моста, следом активация задних межколёсных дифференциалов. Последней в бой вступает блокировка переднего межколёсного дифференциала.

Зимний пакет опций предусматривает установку на машину кабины с дополнительной теплоизоляцией и автономным жидкостным подогревателем Webasto. Кроме того, осуществляется подогрев и теплоизоляция всего топливного контура, в том числе электроподогрев топлива в фильтре. Отдельно подогревается электронный блок управления двигателем. Подогревом снабжены и дистанционно регулируемые наружные зеркала.

Длинноходный (123х152 мм) двигатель DXi11 430S-EUV снабжён тормозом-замедлителем Optibrake (мощность 300 кВт при 2300 мин-1) – это сочетание замедлителя на выхлопе и компрессионного тормоза на клапанах (моторный тормоз). Система полностью управляется электроникой и согласована с рабочей тормозной системой.

Среди электронных систем – уже ставшая обязательной для грузовиков такого класса тормозная система с электронным управлением EBS, включающая АБС, систему помощи при трогании на подъёме Hill Start Aid и систему помощи при экстренном торможении AFU.

Кабина

Кабина со спальным местом заметно больше по внутреннему объёму, чем дневная, и, естественно, вызовет больше симпатий у водителей. Хотя она по-прежнему имеет выступающий посередине моторный тоннель и довольно низкий потолок. Другими словами, передвигаться по кабине можно, но это связано с некоторыми трудностями.

Кабина Renault K430 Р6х6 имеет стильный современный интерьер Спальное место в кабине в средней части имеет заметный прилив Под спальной полкой вместительные багажные отсеки Пульт управления автономным отопителем, расположенный над спальной полкой

Спальная полка вполне достойная, со значительным увеличением ширины в центральной части, в промежутке между спинками сидений. Сам матрас толстый и в меру мягкий (его можно легко поднять) удерживается на газовых упорах, а под ним обнаруживаются объёмные багажные отсеки. Причём к одному из них, расположенному за водительским сиденьем, есть также доступ снаружи.

Единственное, что вызвало неприятие, так это очень светлая обивка кабины и отделка матраса. Что-то мне подсказывает, что в наших условиях светлая обивка будет слишком маркой.

Техническая характеристика Renault K430 P6X6 HEAVY.35 E5 type-HD009
Допустимая полная масса, кг 26 000
Распределение полной массы по осям, кг 9000/ 13 500/ 13 500
Полная масса в составе автопоезда, кг 41 000
Вместимость кузова, м3 16,0
Двигатель
  • рабочий объём двигателя, cм3
  • мощность, л.с. (кВт)
  • крутящий момент, Н∙м
Renault DXi11 430S-EUV, Euro 5, турбодизель, I-6
10 837
430 (316) при 1800 мин-1
2040 при 950–1400 мин-1
Коробка передач
  • число ступеней вперёд/ назад
Volvo B14 MTО 2514, механическая
14/ 4
Рабочий тормоз Двухконтурная система тормозов с барабанными тормозными механизмами
Сцепление Sachs 2x400WGTZ, двухдисковое, диаметром 400 мм
Подвеска переднего моста Трёхлистовые параболические рессоры с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
Подвеска задней тележки 11-листовые эллиптические рессоры с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
Шины Bridgestone, 315/80 R22,5
Вместимость топливного бака, л 445
Вместимость бака AdBlue, л 48
Выхлопная система автомобиля имеет отвод на подогрев самосвального кузова Гидрооборудование компании Binotto

Самосвальная платформа

На данном шасси Renault K 430 6х6 оборудована самосвальная установка БЦМ-128 с увеличенной эффективностью обогрева кузова за счёт применения двойного пола. При такой конструкции горячие выхлопные газы подаются сразу под пол самосвальной платформы, минуя силовые элементы днища кузова. А это значит, что выхлопные газы распределяются по днищу более равномерно и лучше держат тепло. Но главное – в силовых элементах кузова больше не скапливается конденсат от выхлопных газов и они меньше подвержены коррозии и разрушению. Данная система обогрева кузова уже прошла суровые испытания в реальных условиях эксплуатации и получила хорошие отзывы потребителей. Даже несмотря на то, что у новых машин с двигателями Euro 5 температура выхлопа ниже, чем была на грузовиках раньше, этой температуры в большинстве случаев хватает, чтобы качественно обогреть днище и исключить примерзание грунта.

Остаётся только добавить, что днище кузова выполнено из 8 мм высокопрочной стали Hardox 400, а передний и боковые борта из 5 мм высокопрочной стали Domex.

Гидрооборудование на самосвальной установке применено итальянское от компании Binotto в северном исполнении для работы при температуре до –50 °C.

Комментировать ... >>