Северный вариант
Полноприводный самосвал Renault K 430 P 6х6
Сочетание полного привода и спальной кабины на одном самосвале жителям мегаполисов может показаться странным, а вот в газо- и нефтедобывающих регионах страны такой комплект считается вполне стандартным.
Планомерно расширяя модельный ряд новой строительной серии K, Renault стал поставлять в Россию полноприводные версии с колёсной формулой 6х6. Зная, что полноприводные машины неизменно вызывают интерес у россиян, я решил ознакомиться с таким Renault более обстоятельно. Тем более, что совсем недавно представилась возможность проехаться за рулём Renault K 440 8x4, и интересно было произвести сравнение.
В качестве «живого» образца мне достался самосвал с надстройкой машиностроительного завода «Бецема». Как мне намекнули, это первый самосвал в России на полноприводном шасси Renault K 430 P 6х6 HEAVY.35 E5. Машина специально создана для эксплуатации в сложных условиях и имеет объёмный «зимний пакет» для работы в условиях низких температур.
Я оценил сей факт, а заодно порадовался за отечественного производителя надстроек, у которого складываются отношения с маркой Renault в некий плодотворный альянс. Напомню, что первые самосвалы на шасси Renault K с колёсными формулами 6х4 и 8х4 тоже были изготовлены на «Бецеме».
Шасси
Первичный осмотр машины разочаровал и обнадёжил одновременно. Разочаровал, потому что с первого взгляда стало понятно, что в основе шасси Renault K 6х6 лежит полноприводная трансмиссия аналогичного грузовика Volvo. Различия настолько минимальны, что создалось впечатление, что вся разница лишь в установленной на шасси кабине. А оптимизм основывался на том, что среди внедорожных самосвалов «Вольво» уверенно держится в лидерах, уступая по проходимости, пожалуй, только «Татре» с её независимой подвеской всех колёс. Нетрудно предположить, что новый Renault K 6х6 как минимум окажется в тройке лидеров.
Рама самосвала усиленная от задней части двигателя до задней части рамы с толщиной лонжеронов – 13 мм. Сзади установлена усиленная поперечина, пригодная для монтажа буксирного устройства для прицепа. Сюда же заранее выведены все необходимые коммуникации для подключения прицепа.
Явное новшество – передний ведущий мост PA 903 с максимальной нагрузкой (технический максимум) 9 т. Этот мост, унифицированный с грузовиками Volvo последнего поколения, отличается уменьшенным картером главной передачи и убранной из зоны риска (за балку моста) рулевой трапецией. Соответственно немного увеличился дорожный просвет машины, а главное – даже если придётся протягивать такой самосвал буксировкой по глубокой колее, шанс повредить элементы рулевого управления стал значительно меньше.
Дополнительно увеличить клиренс машины можно за счёт установки колёс с посадочным размером 24 дюйма – такая возможность конструкцией предусмотрена. Сейчас же на машине стоят колёса с меньшим посадочным размером ската 22,5 дюйма.
Коробка передач механическая B14 MTО 2514 (14-ступенчатая + делитель) от Volvo. Одноступенчатая раздаточная коробка BTC 2501 с жёстким подключением переднего моста, так как в ней отсутствует дифференциал. Она тоже заимствована от «Вольво» – это легко определить даже внешне по её фирменному смещению в левую сторону (по ходу движения) относительно центральной оси грузовика. Из-за этого она очень заметна под брюхом самосвала, особенно если смотреть с левого борта. Даже создается впечатление, что она очень уязвима при движении по плохим дорогам. Но реально она находится очень высоко над дорогой, и опыт эксплуатации самосвалов Volvo с точно такой же раздаточной коробкой не подтверждает этих опасений.
Передача | Передаточное число |
---|---|
Дополнительная понижающая передача 1; 2 | 16,41; 13,16 |
I | 11,13 |
II | 8,92 |
III | 7,16 |
IV | 5,74 |
V | 4,68 |
VI | 3,75 |
VII | 2,97 |
VIII | 2,38 |
IX | 1,91 |
X | 1,53 |
XI | 1,25 |
XII | 1,00 |
з.х. 1 | 15,06 |
з.х. 2 | 12,09 |
з.х. 3 | 4,02 |
з.х. 4 | 3,22 |
Отдельно хочется сказать несколько слов об управлении полноприводной трансмиссией. Давно ушли в прошлое торчащие из пола кабины рычаги включения переднего моста и управления раздаточной коробкой, теперь в кабине нового грузовика не сразу и найдёшь кнопки и клавиши, которые отвечают за его внедорожную сущность. На Renault K 6х6 подключение привода переднего моста и включение блокировок дифференциалов возложено на небольшую вращающуюся ручку, последовательно включающую опции полноприводной трансмиссии и также последовательно их отключающую. Для этого достаточно, нажав центральную часть ручки, вращать её в сторону знака «+» или знака « – » соответственно.
Всё происходит в нужном порядке (возможности перепутать алгоритм водителю просто не оставили): сначала включается задний межосевой дифференциал, потом происходит подключение переднего моста, следом активация задних межколёсных дифференциалов. Последней в бой вступает блокировка переднего межколёсного дифференциала.
Зимний пакет опций предусматривает установку на машину кабины с дополнительной теплоизоляцией и автономным жидкостным подогревателем Webasto. Кроме того, осуществляется подогрев и теплоизоляция всего топливного контура, в том числе электроподогрев топлива в фильтре. Отдельно подогревается электронный блок управления двигателем. Подогревом снабжены и дистанционно регулируемые наружные зеркала.
Длинноходный (123х152 мм) двигатель DXi11 430S-EUV снабжён тормозом-замедлителем Optibrake (мощность 300 кВт при 2300 мин-1) – это сочетание замедлителя на выхлопе и компрессионного тормоза на клапанах (моторный тормоз). Система полностью управляется электроникой и согласована с рабочей тормозной системой.
Среди электронных систем – уже ставшая обязательной для грузовиков такого класса тормозная система с электронным управлением EBS, включающая АБС, систему помощи при трогании на подъёме Hill Start Aid и систему помощи при экстренном торможении AFU.
Кабина
Кабина со спальным местом заметно больше по внутреннему объёму, чем дневная, и, естественно, вызовет больше симпатий у водителей. Хотя она по-прежнему имеет выступающий посередине моторный тоннель и довольно низкий потолок. Другими словами, передвигаться по кабине можно, но это связано с некоторыми трудностями.
Спальная полка вполне достойная, со значительным увеличением ширины в центральной части, в промежутке между спинками сидений. Сам матрас толстый и в меру мягкий (его можно легко поднять) удерживается на газовых упорах, а под ним обнаруживаются объёмные багажные отсеки. Причём к одному из них, расположенному за водительским сиденьем, есть также доступ снаружи.
Единственное, что вызвало неприятие, так это очень светлая обивка кабины и отделка матраса. Что-то мне подсказывает, что в наших условиях светлая обивка будет слишком маркой.
Допустимая полная масса, кг | 26 000 |
Распределение полной массы по осям, кг | 9000/ 13 500/ 13 500 |
Полная масса в составе автопоезда, кг | 41 000 |
Вместимость кузова, м3 | 16,0 |
Двигатель
|
Renault DXi11 430S-EUV, Euro 5, турбодизель, I-6 10 837 430 (316) при 1800 мин-1 2040 при 950–1400 мин-1 |
Коробка передач
|
Volvo B14 MTО 2514, механическая 14/ 4 |
Рабочий тормоз | Двухконтурная система тормозов с барабанными тормозными механизмами |
Сцепление | Sachs 2x400WGTZ, двухдисковое, диаметром 400 мм |
Подвеска переднего моста | Трёхлистовые параболические рессоры с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости |
Подвеска задней тележки | 11-листовые эллиптические рессоры с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости |
Шины | Bridgestone, 315/80 R22,5 |
Вместимость топливного бака, л | 445 |
Вместимость бака AdBlue, л | 48 |
Самосвальная платформа
На данном шасси Renault K 430 6х6 оборудована самосвальная установка БЦМ-128 с увеличенной эффективностью обогрева кузова за счёт применения двойного пола. При такой конструкции горячие выхлопные газы подаются сразу под пол самосвальной платформы, минуя силовые элементы днища кузова. А это значит, что выхлопные газы распределяются по днищу более равномерно и лучше держат тепло. Но главное – в силовых элементах кузова больше не скапливается конденсат от выхлопных газов и они меньше подвержены коррозии и разрушению. Данная система обогрева кузова уже прошла суровые испытания в реальных условиях эксплуатации и получила хорошие отзывы потребителей. Даже несмотря на то, что у новых машин с двигателями Euro 5 температура выхлопа ниже, чем была на грузовиках раньше, этой температуры в большинстве случаев хватает, чтобы качественно обогреть днище и исключить примерзание грунта.
Остаётся только добавить, что днище кузова выполнено из 8 мм высокопрочной стали Hardox 400, а передний и боковые борта из 5 мм высокопрочной стали Domex.
Гидрооборудование на самосвальной установке применено итальянское от компании Binotto в северном исполнении для работы при температуре до –50 °C.