Автомобильная фанза, или заглядывая в будущее раз в два года
Стиль грузовых автомобилей будущего от Isuzu Motors
Специалисты часто говорят, что в развитии автомобилестроения в Европе и Японии много отличий. Это касается и подхода к формированию стиля грузовых автомобилей, который ярче всего проявляется в концептах. И здесь признанным законодателем много лет является компания Isuzu Motors, а точнее, её стилисты.
Дизайнеры компании поставлены в довольно жёсткие рамки, вызванные особенностями замкнутого и напряжённого регионального рынка. По сути, современные зодчие наравне с конструкторами должны отстаивать лидерство компании, не забывая при этом и о заделах на перспективу. Отсюда и отличный от европейских коллег подход к показу концептов. Если европейские компании афишируют результаты работы своих стилистов раз в 4–5 лет, то их японские коллеги выставляют свои изыски не реже, чем раз в два года. Традиционной площадкой для таких показов является Международный токийский автосалон, где в отличие от европейских, демонстрируются и легковые, и грузовые автомобили.
Иллюзия оги
Стилисты, привлекаемые Isuzu Motors, демонстрируют свои работы на этом салоне более 25 лет, из которых мы сосредоточимся на событиях нынешнего века. И начать следует с одной из самых нашумевших работ 2001 года – грузопассажирского многофункционального автомобиля ZEN («Дзэн»).
Автомобиль, появившийся на рубеже миллениума, не просто автомобиль, а солидный дом на колёсах, который, по мнению его создателей, должен понравиться вместимостью, полным приводом и большим дорожным просветом не только путешественникам. Он был разработан как комбинация пассажирского полноприводного автомобиля и лёгких коммерческих фургонов, оттуда и название ZEN, означающее единство и противоположность двух стихий.
Интернациональная команда стилистов, в которую входили англичане Джоффри Гардинер и Ян Нисбетт из ITCE-Design, европейского дизайнерского центра Isuzu в Бирмингеме, под руководством Ацушико Ямады построили солидный автомобиль (длина – 4480 мм, ширина – 1900 мм, высота – 1980 мм, колёсная база – 3050 мм), «способный» на многое. Прежде всего ZEN мог помочь бизнесменам в городских пробках. Только представьте, одним движением рулевая колонка утапливалась в переднюю панель, рычаг переключения передач вместе со всеми сидениями убирался в пол, и салон превращался в типичную японскую фанзу с бамбуковыми полами и татами из традиционной ткани. Чистота линий, гармония форм, спокойствие интерьера, даже окна с традиционным для Японии мелким плетением рам! Здесь можно было сконцентрироваться перед предстоящей деловой встречей, расслабиться, отвлекшись от всяких мыслей, и даже организовать чайную церемонию. Лёгкий доступ к заднему багажному отделению обеспечивали вертикальные раздвижные панели, напоминающие японские раздвижные перегородки yukimi shoji. Окно задней двери имеет специальные шторки. Если их прикрыть, будете видеть только то, что хочется, убрав, например, из поля зрения небоскребы.
Не менее смелым и оригинальным был внешний дизайн, основанный на тонко прочувствованном сочетании промышленной архитектуры в стиле хай-тек и многовековой японской культуры. В нём прослеживалась национальная графика с присущим ей рядом графических элементов, создающих иллюзию оги – японского веера, который носили… мужчины-воины!
По словам Ацушико Ямады, ZEN был разработан для «людей высокого полета», которые могли бы трансформировать автомобиль в стационарный офис, имея возможность использовать каждый элемент автомобиля для создания ощущения свободы и релаксации.
Историзированный футуризм
Затем последовал ряд концептов коммерческих автомобилей, разработанных в рамках программы, получившей обозначение F. В неё вошли малотоннажники, автобус семейства FC и коммерческие автомобили тяжёлого класса семейства FL. Первыми были показаны два проекта, построенных на концепции ветрового стекла с обратным наклоном. Первым был концепт микроавтобуса FC-12. Даже для смелых решений стилистов Isuzu его с полным правом можно назвать футуристичным. Сочетание выпуклых боковых панелей с плоскими щитками, полностью закрывающими колёса, большие углы наклона ветрового стекла и передней стенки кузова, переходящей в бампер, дополняет стремительно понижающийся назад кузов. Работа стилистов, действительно, производила сильное впечатление. Стоит отметить одну деталь. Резко понижавшийся кузов не давал возможности расположить пассажиров на задних сиденьях с достойным комфортом. И стилисты сделали над ними приподнятый стеклянный фонарь, переходящий в заднее стекло.
Следующей моделью с отрицательным наклоном ветрового стекла стал концепт городского развозного фургона FL-1. Стилистическое решение машины – более приземлённое, во многом повторяющее образ ZEN – тот же капот, тот же силуэт боковых стёкол и крыши, аналогичное решение бамперов, интегрированное в защитную накладку на боковине кузова. Если бы не отрицательный наклон ветрового стекла и остеклённая передняя часть крыши, можно было бы говорить о единых корнях FL-1 и ZEN.
Была ещё одна работа в таком же ключе, которая практически неизвестна у нас. Стилисты компании позволили себе пофантазировать на тему высадки японских астронавтов на Луну. Они снабдили первопроходцев тремя «луноходами», два из которых поразительно походили на их советского тёзку, только с двумя осями вместо четырёх. Третьим был грузопассажирский транспортёр «по мотивам» FC-12 и FL-1.
Урбанизированные проекции
В 2007 году компания ISUZU Motors показала сразу два концепт-макета в масштабе 1:5. Это были фургон FL-III грузоподъёмностью три тонны и десятитонный седельный тягач FL-X. Силуэт FL-III проще всего сравнить с утюгом – мощный кузов и резко сужающаяся кабина. Сходство с утюгом усиливает опускающаяся к переднему бамперу линия передних крыльев. Сплошное ветровое стекло начиналось практически у переднего бампера над облицовкой радиатора. По идее, FL-III предполагался как продолжение семейства Elf с той лишь разницей, что водитель находился не рядом с двигателем, а над ним. Его рабочее место расположили по центру кабины, за ним была возможна установка пассажирского сиденья. Доступ в кабину осуществлялся через широкие двери, полностью перекрывающие передние колёса.
Как в случае с крышей на автобусе FC-12, и здесь не обошлось без «изюминок». Для понижения погрузочной высоты предполагалась установка сзади 3-осного моста с колёсами малого диаметра.
Глядя на макет тягача FL-X, вообще трудно поверить, что перед нами автомобиль. Его стиль, скорее всего, был навеян доспехами средневековых рыцарей. Особенно сильно проявляется это сходство спереди. Непропорционально узкое забрало ветрового стекла, ограниченное боковинами кабины, и перфорация облицовки радиатора делают кабину похожей на рыцарский шлем. Отсутствие боковых окон компенсировалось телевизионными камерами бокового и заднего обзора. Оригинально решена проблема аэродинамики рамы автомобиля. Она полностью закрыта, включая передние и задние крылья, и сбоку выглядит абсолютно симметрично. Кабина как бы вставлена между крыльями передних колёс.
В этих концептах стилисты компании дали волю своей фантазии, не пытаясь реализовать их в полномасштабных моделях или натуральных образцах. Последовавший за этим «пиром души» концепт FL-4 вполне мог быть реализованным, об этом говорит продуманность не столько стиля, сколько системы эксплуатации возможного автомобиля.
В отличие от предыдущих шоу-каров и айз-стопперов с их принципиально новым дизайном грузового автомобиля, главной задачей специалистов ISUZU Motors в этом макете стало соответствие машины системе грузоперевозок. Особое внимание дизайнеры уделили функциональности формы автомобиля, отделочным материалам и цветовой гамме. Автомобиль создавался под лозунгом «Дизайн на службе функциональности».
Функционально автомобиль разделён на три части: платформа с двигателем, трансмиссией и ходовой частью, кабина и грузовой блок. Центром композиции является кабина. Если попробовать описать её одним словом, это слово – полбочки. Действительно, такое впечатление, что стилисты поставили на попа половину гигантской 40-вёдерной колоды, слегка распрямили стенки, остеклили её и усадили внутрь водителя. Благодаря этой форме кабины и полностью закрытым боковинам рамы и грузового отсека, автомобиль получил отличные аэродинамические характеристики, что, в свою очередь, обеспечивает высокую экономичность. Низко опущенный передний бампер и закрытые противоподкатные брусья специально для того, чтобы минимизировать зазор между дном автомобиля и дорогой. Низкий клиренс и наклонный передний бампер предназначены для защиты легковых автомобилей от подныривания под FL-4 в случае фронтальной аварии.
Большое полукруглое ветровое стекло даёт панорамный обзор дороги, но центральная посадка водителя лишает его возможности пользоваться боковыми зеркалами заднего вида. Их роль играют небольшие внешние камеры, которые подняты под крышу кабины. Благодаря такому расположению они помогают избавиться от «мёртвых зон», водитель может видеть всех участников движения, и ему не придётся выполнять манёвры вслепую.
В крыше кабины предусмотрен полукруглый стеклянный люк, который не только обеспечивает естественное освещение в светлое время суток, но и проветривает салон, заменяя вентиляторы. Водительское сиденье расположено в центре кабины для обеспечения доступа ко всем системам и рычагам управления, оно свободно вращается на 360° и может подстраиваться под габариты любого водителя, будь то американский гигант-дальнобойщик или щуплый развозчик пиццы из Вьетнама. Большая панель приборов выполнена в форме сектора круга, чтобы сделать обзор показаний приборов максимально удобным. В центре панели приборов расположен дисплей, разделённый на несколько секторов. Он предоставляет водителю полную информацию о самом автомобиле и других участниках движения, находящихся сбоку или сзади FL-4. На задней стенке кабины расположены три откидных сиденья для экспедитора, грузчиков или попутчиков.
Дверь плавно отъезжает назад, открывая широкий вход в кабину, ступеньки и поручень облегчают посадку. Пол кабины имеет противоскользящее и легко моющееся резиновое покрытие, обстановка внутри кабины скорее напоминает кабинет, чем салон грузовика.
Конструкция и компоновка FL-4 продуманы таким образом, чтобы кабина занимала минимум места на платформе, предоставляя всё оставшееся пространство грузовым контейнерам. Рама имеет специальные фиксаторы, фитинги и направляющие для механизированной погрузки и разгрузки типовых контейнеров по образцу стандартных 5-футовых. По замыслу разработчиков автомобили FL-4 предназначались как для индивидуальной работы, так и для работы в составе логистической системы. Контейнеры могли грузиться на автомобиль, разгружаться на пандусы или перегружаться с автомобиля на автомобиль без использования погрузчиков, простым перекатыванием по направляющим.
Затем последовал FL-10 – прямая противоположность «четвёрке» FL-4. Нарочито рубленые углы, плоские лицевая и боковые панели кабины. Из намёков на аэродинамику – полукруглый в поперечном разрезе воздухозаборник радиатора, переходящий в передний бампер. Проектировался концепт как магистральный седельный тягач, предназначенный для работы с полуприцепом для транспортировки модульных контейнеров, разработанных для «четвёрки». Большого ажиотажа этот проект не вызвал, зато стал важной вехой на пути разработки самого популярного концепта T-NEXT, впервые представшего перед публикой на Токийском салоне 2011 года.
Поколение NEXT
Руководство компании ISUZU Motors анонсировало концепт T-NEXT как автомобиль, дизайн которого демонстрирует стиль бренда, – чистый, твердый и эмоциональный. Монолитный, словно целиком отлитый по технологии будущего на 3D-принтере, он больше похож на космический модуль, чем на грузовой автомобиль. Готовя концепт, дизайнеры компании прежде всего сосредоточились на достижении максимальной экономии топлива за счёт коренного улучшения аэродинамических качеств. Они создали кабину в стиле Р700, улучшив её аэродинамику, скруглив боковины ветрового стекла и облицовку радиатора, установили своеобразные спойлеры для оптимизации воздушного потока. При суженой передней части кабину водителя расположили по центру, обеспечив отличный боковой обзор с помощью вынесенных телевизионных камер заднего обзора. Чтобы облегчить вход, выход и перемещение по кабине на остановках, рулевая колонка перетекает в панель приборов, обеспечивая дополнительную свободную площадь. Многофункциональная панель предназначена для отображения всей информации и телеметрии. Предполагается, что водитель будет использовать её как автопилот для навигации и для безопасности в дороге. Кабина тягача и кузов полуприцепа выполнены из облегчённых композитных материалов, что обеспечивает снижение массы автопоезда и дополнительную экономию топлива.
Concept-Truck T-NEXT, показанный на Токийском салоне 2013 года, стал продолжением начатой в 2011 году работы над семейством концептов этого семейства. Если раньше был представлен тяжёлый магистральный тягач, теперь дизайнеры компании показали четырёхосный грузовой автомобиль популярного в Юго-Восточной Азии класса Cargo.
Несмотря на всю революционность концепта, руководство ISUZU посчитало, что он весьма перспективен и даже может быть реализован в недалёком будущем.
Есть в активе стилистов ISUZU Motors и более приземлённые работы, реализация которых – дело ближайшего времени. Так, недавно они показали концепт низкопольного городского электробуса ELF-B, правда, с грузовыми автомобилями этого семейства его не объединяет абсолютно ничего. Десятиметровый автобус поставлен на 4-осное шасси по схеме 2+2 с 16-дюймовыми колесами. Отличительной особенностью автобуса стало применение сзади европейских двустворчатых распашных дверей вместо традиционных для японских городских автобусов сдвижных.
Плодовитости стилистов компании ISUZU Motors можно завидовать и удивляться. А можно восхищаться. Работая над концептами, они всегда готовы довести их до уровня реальных автомобилей, если только рынок этого потребует. И частота свежих решений – каждые два года!