Тракторная экспозиция посвящённая Американской национальной выставки в СССР на 22-й «Олдтаймер-Галерее»
С 7 по 10 марта 2014 года в Москве прошла XXII «Олдтаймер-галерея» Ильи Сорокина, в очередной раз собравшая под одной крышей старинные автомобили, антиквариат и, несомненно, всех тех, кто этим живёт или просто интересуется. На этом празднике было на что посмотреть, в том числе и по тематике коммерческого транспорта.
…Но сначала о другом. До этого момента выставка традиционно проходила в МВЦ «Крокус Экспо», но ещё в прошлом году организаторы мероприятия решили поменять дислокацию, и в качестве новой выставочной площадки 2014 года был выбран КВЦ «Сокольники». Ходили слухи, что связано это прежде всего с повышением стоимости аренды на старом месте. Что интересно, «переезд» в Сокольники удачно совпал с одним знаменательным событием 55-летней давности, которое и стало лейтмотивом 22-й Олдтаймер-галереи. Это первая в СССР Американская национальная выставка, открывшаяся в Сокольниках в июне 1959 года, на которой советские граждане могли увидеть продукцию автопрома США.
Этой выставке на прошедшей Олдтаймер-галерее был посвящён отдельный стенд, который был украшен не только многочисленными старыми фотографиями и документами, но даже макетом того самого купольного павильона, где всё это происходило (к сожалению, сам павильон до наших дней не дожил). Кстати, в экспозиции, посвящённой 55-летию американской выставки, был показан один из тех выставочных образцов, доживших до наших дней и пребывающий в процессе глубокой реставрации.
Однако это был всего лишь повод вспомнить о былом, этакий красивый неназойливый антураж, под покровом которого проглядывалась традиционно разномастная экспозиция всевозможных старинных автомобилей, мототехники, ретроразвалы. В общем, всё, как и в прошлые годы… за исключением посещаемости. По этому показателю выбор с Сокольниками оказался не просто удачным – он превзошёл все ожидания.
Если в «Крокус Экспо» ехали целенаправленно, и случайных людей там просто не было, то в парке «Сокольники» в праздничные дни отдыхающих великое множество, и среди них оказалось немало праздных зевак, проявивших интерес к выставке. Итог – все четыре дня непрерывного ажиотажа. Оно и понятно. Такого разнообразия ретротехники больше нигде не увидишь: автомобили, мотоциклы и… даже тракторы. Последние вызывали просто неописуемый восторг у публики, поэтому считаю необходимым остановиться на них подробнее.
Вообще, тракторной тематике столь пристальное внимание уделено впервые. Экспозиция, представленная мастерской Евгения Шаманского, состояла из пяти тракторов различных лет, наглядно иллюстрирующих эпоху 1930–1950-х годов. Все эти образцы были восстановлены фактически из металлолома. Некоторые из них пришлось доставать из болот, в которых они утонули много лет назад, какие-то сохранились чудом, будучи в своё время водружёнными на постаменты. Их теперешнее состояние можно смело оценить как «лучше, чем с конвейера». Отрадно, что очередь дошла и до сельхозтехники, ведь на сегодняшний день сохранившиеся образцы старых тракторов в нашей стране можно пересчитать по пальцам, в то время как интерес к теме явно набирает обороты.
Несмотря на огромное число экспонатов, коммерческой техники практически не было. Кроме тракторов можно было ещё обратить внимание, например, на грузовой мотороллер «Вятка» МГ-150П, восстановленный до мельчайших деталей. Реставраторы говорят, что им пришлось даже доски для грузовой платформы изготовлять самостоятельно, потому что сортимент такой толщины и ширины у нас уже давно не делают.
Можно ещё вспомнить полуторку военного образца, но эта машина стала завсегдатаем многих ретро-слётов и потому не представляла для нас особого интереса. Разве что на этот раз к ней прикатили походную кухню на базе одноосного прицепа, но сама она предстала на выставке в аутентичном состоянии – ржавой, мятой и на спущенных колёсах.
В остальном, привычные взгляду «Волги», «Победы», «Москвичи» на любой вкус, разбавленные экзотическими машинами типа Locomobile 1914 года или Aero Minor, подаренного И.В. Сталину чехословацким пролетариатом. Можно сказать, что выставка удалась, а хорошее впечатление испортило только огромное количество народа, которое в столь стеснённых условиях двух павильонов явно создавало впечатление базара, где не протолкнуться. Что ж, говорят, недостатки – это оборотная сторона достоинств. Зато таким образом это мероприятие уж точно привнесёт культуру в массы. Не ради этого ли собрались?..