Новое поколение грузовиков MAN TGL, TGM, TGS и TGX
Здравый смысл больше тяготеет к эволюционным изменениям нежели революционным, и это ещё раз подтвердил мониторинг, который компания MAN Truck & Bus провела в процессе работы над своими новыми машинами, показанными 10 февраля 2020 года в порту города Бильбао (Испания). Последние пять лет работая над усовершенствованием своей и без того хорошей техники, немецкая компания всецело опиралась на мнение водителей. И вот что получилось.
Показ нового поколения грузовиков MAN не ограничился демонстрацией только тягача, немецкая компания представила всю линейку серии TG и даже подготовила изюминку – MAN Individual – флагманскую машину с расширенными опциями. Я не собираюсь спорить очередное ли это обновление или действительно новое поколение, но однозначно внешнее и внутреннее изменение машин пошло им на пользу. Модели TGL, TGM, TGS и TGX получили новый дизайн и новый интерьер кабин, некоторые новые узлы и функции. Самые большие изменения произошли во флагманской модели TGX – кроме удачного фейслифтинга машина получила новую крышу и новые двери.
Проект в цифрах
Выход на рынок автомобилей MAN нового поколения – самый амбициозный проект компании за последние 20 лет. В ходе работы над ним потрачено 12 000 000 рабочих часов, что примерно соответствует 1300 годам жизни. Прежде, чем выйти на рынок, грузовики прошли 4 000 000 тестовых километров, что соответствует четырём поездкам вокруг земного шара. В рамках этого проекта написано 2 800 000 строк программного кода, сравнить эту цифру невозможно ни с чем. На разработку дизайна новых автомобилей потрачено 167 000 рабочих часов. Во всех отделах компании интегрировано около 22 000 новых позиций номенклатуры. В проекте принимали непосредственное участие 2100 сотрудников MAN, вся команда – 36 000 сотрудников. Для четырёх семейств моделей MAN TGX, TGS, TGM и TGL доступно 8 вариантов кабин разного размера
Эпоха похожистов
Ещё не закончилось мероприятие, а в сети уже появляются комментарии: «ощущение, что китайские дизайнеры успешно эмигрируют по миру», «похожи на машины DAF», «однозначно содрали элементы дизайна у IVECO». Это комменты в соцсетях людей весьма категоричных и столь же безграмотных, не зря их прозвали «похожистами», потому что большинство их сообщений начинается со слов «похоже на».
А правда, что кардинально нового может представить компания современному водителю. Ничего! Как написал в своей докладной записке директор Национального патентного бюро США Уильям Маккинли ещё в далёком 1899 году: «Всё, что можно было изобрести, уже изобретено». Поэтому компании доводят до совершенства то, над чем уже работали в прежние годы, и это совершенно правильная стратегия.
Для своего нового грузовика MAN не разработал полностью новую кабину, а довёл до совершенства удачный каркас 2000 года, представленный в серии TGA. Но в своих поисках оптимальных решений конструкторы компании исходили не из каких-то умозрительных идей, а опираясь на конкретные предложения опытных водителей. Чтобы получить такие знания, пришлось обсуждать прототипы различных решений с конкретными специалистами и их было более чем 700. Приходилось посещать сервисные центры, ведь именно там концентрировался опыт обслуживания и чаще всего появлялись те, кто эксплуатирует эти машины. Девиз этого поколения автомобилей MAN обозначен не иначе как – «Просто мой автомобиль» (Simply my Truck) – это своего рода базис для развития. На презентации неоднократно подчёркивалось, что стояла и стоит главная задача – создать идеальное рабочее место и уютное жизненное пространство, а в основе конструкции автомобиля должен лежать личный опыт водителей.
Кроме личных контактов с водителями, специалисты MAN организовали специальную встречу в Мюнхене, куда пригласили 300 местных и зарубежных клиентов из 16 стран мира, чтобы вместе с ними определить наиболее важные сегменты обустройства новой линейки автомобилей. Все данные были сопоставлены, проанализированы и на их основе выявлены ключевые идеи и свежие решения. Именно так рождалось новое поколение.
Практическое превосходство
По заявлению компании, идеальное сочетание силовых агрегатов с новыми, более экономичными компонентами привода и новым программным обеспечением наделяют будущие семейства моделей исключительной эффективностью. Благодаря улучшенной аэродинамике новые автомобили демонстрируют на 8% меньший расход топлива, при этом естественно снизились и показатели выбросов CO2. Новый ассистент поворота помогает предотвратить серьёзные аварии при движении в городе. Ассистент перестроения предупреждает водителя об автомобилях в соседних полосах. Кроме этого наличие на борту дополнительного программного обеспечения, осуществляющего практическое обучение во время езды, помогает водителям придерживаться более эффективного стиля вождения. Оптимизация технического и сервисного обслуживания сокращает эксплуатационные расходы, и к тому же новые автомобили MAN отличаются улучшенной грузоподъёмностью.
Вместе с новыми автомобилями компания решила внедрить и новую работу с предложениями заказчиков, целиком ориентированную на их нужды. Система следует логике подхода к сборке грузовика, созданного на основе профиля его использования. По этой задумке на финише автомобиль в точности должен соответствовать транспортной задаче. Такой подход предполагает использование индивидуально скоординированных сервисов технического обслуживания. А программа MAN Individual предлагает просто обширный набор дополнительных опций, позволяя ещё на заводе адаптировать автомобиль в соответствии с особыми пожеланиями клиента.
Идеальное место для работы
Сосредоточием большинства обновлений стала кабина грузовика. Эргономика рабочего места в новой машине просто превосходная. Считывание и использование органов управления можно назвать идеальным. Рабочие элементы находятся в непосредственной близости и все они повернуты к водителю. В то же время все дисплеи, отображающие визуальную информацию, расположены немного дальше от водителя, что помогает быстрее воспринимать информацию. Кроме того, водитель значительно меньше отвлекается от происходящего на дороге, что является плюсом с точки зрения безопасности для всех участников дорожного движения.
Одним из элементов, который MAN полностью переработал и переставил, является управление коробкой передач MAN TipMatic с переключателем на правой стороне рулевого колеса, т. е. в пределах лёгкой досягаемости. Появилась функция удержания тормоза при кратковременных остановках. Переключатель для управления новым электрическим стояночным тормозом тоже близко – на панели приборов, справа от основного дисплея.
Отдельные кнопки и переключатели обеспечивают чёткую тактильную обратную связь – это один из примеров отклика на мнение водителя, который должен не только видеть органы управления, но и ощущать их, например, в тёмное время суток. Переключатели и кнопки сгруппированы в логические группы. Особенно важные или часто используемые функции расположены в фиксированных местах. Есть возможность настройки персонального меню.
Имеется 12,3-дюймовый цветной дисплей с высоким разрешением, без бликов. Это новая форма визуализации, но она нисколько не напрягает водителя, так как изображения на ней вполне традиционные: слева – спидометр, справа – тахометр, между ними есть информационная область, которая показывает короткие уведомления, и они находятся в прямой видимости водителя.
На центральном дисплее грузовика отображается информация, касающаяся систем помощи водителю, посредством трёхмерного изображения самого транспортного средства и, в зависимости от обстоятельств, транспортных средств, опережающих или обгоняющих в момент движения.
Рулевое колесо многофункциональное, оно регулируется по высоте на 110 миллиметров, а по углу наклона в диапазоне от 20 до 55 градусов. Объём кабины в новом поколении седельных тягачей MAN составляет 1148 литров, но и это не предел, в версии MAN Individual пространство для хранения может быть увеличено до 1400 литров. В кабинах с высокой крышей над ветровым стеклом расположены три больших отсека для хранения вещей, в которых есть место для всего, что нужно водителю для поездки, продолжающейся несколько дней. В совокупности они обеспечивают до 355 литров пространства для хранения.
Сиденье водителя просто роскошное, с пневматической подвеской и регулировкой высоты на девять уровней. Есть функции памяти и быстрого опускания, которая облегчает вход и выход из грузовика. Сиденье второго водителя производства Vario очень хитрое, оно не только функциональное, но и обеспечивает дополнительное пространство в кабине. В тягачах MAN TGX оно может поставляться с поворотной функцией. А если верхнюю часть спинки сиденья наклонить вперед и открыть, появляется стол размером примерно A2 со встроенным держателем чашки.
Благодаря наличию на борту Bluetooth® водитель может не отвлекаться на смартфон и общаться с позвонившим по интегрированной системе громкой связи. MAN дополнительно предлагает приложение для смартфонов, например, бесплатное приложение MAN Driver, которое помогает облегчить повседневную работу водителей, и одной из её функций является дистанционное управление мультимедийной системой автомобиля. Вся аппаратно-программная часть грузовиков разработана и реализована специалистами компанией MAN. Её обновление происходит как у современных смартфорнов – удалённо.
Самая инновационная технология в кабине нового грузовика – это MAN SmartSelect. Компания сознательно отказалась от использования сенсорного экрана, так как при его использовании ваш взгляд автоматически следует за пальцем и отвлекает от дороги. Поэтому в машине появился своеобразный джойстик, который реагирует на давление и поворот. При такой работе с дисплеем, водитель почти не отвлекается от дороги. К тому же это привычный для многих водителей упор для правой руки, снимающий нагрузку при длительной езде.
Уютное жизненное пространство
В ночной кабине седельного тягача MAN стандартно одно нижнее спальное место, опционально возможно и верхнее складывающееся. В новом поколении грузовиков MAN – кровать с решётчатой плоскостью, закреплённой внутри стальной рамы. Отдельные элементы решётчатой конструкции состоят из разных материалов с разными характеристиками. Может быть семь зон, которые адаптируются к различным частям тела, к тому же такая конструкция обеспечивает хорошее проветривание матрацев.
Размер нижнего матраца составляет 2000 мм на 800 мм, в средней части ширина чуть уже – 700 мм. Верхнее спальное место поменьше: 1970 х 7150 мм. Толщина матраца – 110 мм.
Над нижним спальным местом для небольших предметов, таких как мобильные телефоны или очки, есть полка с подстаканником. На задней стенке кабины большое отделение для хранения вещей, состоящее из нескольких частей. От падения с верхней кровати защищает сетка, прикреплённая двумя ремнями к крыше. Если приподнять нижнее спальное место, открывается дополнительное пространство для хранения достаточно габаритных предметов под койкой.
В средней части отсека находится дополнительный пульт дистанционного управления. Используя его, водитель получает доступ к бесконечному набору функций прямо из кровати. Он может управлять механизмами подъёма окна и запирания дверей, активировать вспомогательную систему кондиционирования, автономного отопления и освещения, изменять температуру и т. д.
Клаустрофобии не будет
В новом поколении грузовиков MAN предлагает девять различных кабин. Самые большие из них три: GX, GM и GN. Для дальних перевозок лучший вариант GX и GM шириной 2,44 метра. Благодаря низкорасположенному трансмиссионному туннелю высота кабины GM 1,87 м, в GX и того больше – 2,07 м. Третий вариант кабины – GN – тоже большой, но предназначен для конкретных видов работ (например, автовоз), а потому оснащается невысокой крышей. Внутренняя высота кабины GN 1,57 м.
Компания также разработала узкие кабины – шириной 2,24 м. Это серии TGL, TGM и TGS. Они широко используются в городских службах, на строительстве, на работах с маневрированием, частыми остановками и выходом из кабины. В этих кабинах отличная видимость и эргономичный вход и выход.
Благодаря небольшой ширине (2,24 м), новая кабина FM легка и компактна, но с такой же длиной и высокой крышей как GM, т. е. имеет спальные места – идеальное решение для интенсивной перевозки грузов на средние и даже большие расстояния.
NN – это стандартная дневная кабина. Наиболее частые области её применения в строительстве и дорожных работах. Несмотря на свою компактную длину 1,88 м, NN обеспечивает достаточно места за водительским сиденьем для рабочей одежды и инструментов. В опциональном комплекте у этой кабины лестница с небольшой платформой над левой колёсной аркой и поручень на крыше. Это техническое решение позволяет безопасно и удобно контролировать грузовое пространство за кабиной. Такие конструкции кабин оснащаются трёхкомпонентным стальным бампером, части которого легко меняются в случае повреждения во время работы.
Помимо кабин TGL и TGM также предлагается укороченная кабина CC с наружной шириной 2,24 м, но внешней длиной 1,62 м. Сфера её применения очень широка: доставка мелких грузов в город и пригород, коммунальные услуги и даже строительство. Водители, которым часто приходится покидать кабину, получат удовольствие от очень низкой высоты входа и широко открывающихся дверей.
И в конце списка – самая длинная кабина для служб с экипажем. Новая четырёхдверная кабина, обозначенная индексом DN, обеспечивает достаточно места для семи человек и их оборудования на удобной четырёхместной скамье и двух или трёх сиденьях спереди. Это делает её идеальной для торговых операций, муниципальных и экстренных служб.
Незримые помощники
Помимо продуманного функционального и удобного дизайна кабины, в новых автомобилях MAN много невидимых помощников, которые облегчают водителю выполнение задачи вождения. Наиболее важные из них – радарные датчики. При поворотах система машины контролирует слепую боковую область рядом с транспортным средством со стороны второго водителя. При возникновении помехи, в передней стойке начинают мигать светодиодные модули: чем ближе объект, тем большее количество модулей сигнализирует.
В машинах нового поколения также есть система Lane Change Support (LCS) – поддержка безопасной смены полосы движения. Она использует радарные датчики и при движении со скоростью 50 км/ч и более, контролирует боковые зоны слева и справа от полосы движения грузовика. Если при смене полосы движения датчики обнаруживают опасную ситуацию из-за приближающегося сзади автомобиля, то с помощью светодиодов на передних стойках предупреждают водителя.
Если транспортное средство рискует отклониться от своей полосы движения без активирования указателя поворота, включается система Lane Return Assist (LRA) и не только информирует водителя о несанкционированном съезде, но автоматически вмешивается и направляет транспортное средство обратно в область маркированной полосы движения.
Новое поколение грузовиков MAN оснащено множеством других вполне интеллектуальных систем безопасности. Например, ACC Stop & Go поддерживает правильное безопасное расстояние перед впереди движущимся автомобилем в форме адаптивного круиз-контроля. Расширение ACC Stop & Go при необходимости замедляет транспортное средство при опасном сближении с впереди едущей машиной и даже останавливает, а затем снова запускает грузовик. Система экстренного торможения (Emergency Brake Assist, EBA) вмешивается, когда существует риск столкновения сзади, она предупреждает водителя. А помощник MAN AttentionGuard – постоянно оценивает внимание водителя, и в случае частых нарушений делает предупреждение.
Мощная основа
В грузовиках MAN нового поколения используются силовые агрегаты, выпущенные компанией весной 2019 года. Они соответствуют самым строгим нормам по выхлопам – Euro 6d. Но в ходе последней модернизации двигателя MAN D26 удалось достичь его ещё лучшей экологичности (ранее был Euro 6c), более высокого уровня производительности, сократить расход топлива и при этом сбросить около 70 кг веса.
Модель объёмом 12,4 л доступна в мощностных вариантах 430 л. с., 470 л. с. и 510 л. с., крутящий момент при этом составляет 2200, 2400 и 2600 Н·м (от 930 до 1350 об/мин). У двигателя оптимизирована геометрия камеры сгорания, улучшены характеристики сжатия и снижена скорость рециркуляции отработавших газов. Всё это в конечном счёте повлияло на производительность, а расход топлива сократился.
Чтобы разместить двигатель кабина новой модели расположена на 7 см выше рамы, благодаря чему на полу появилась небольшая ступенька, но она так гармонично вписана, что можно и не заметить. Приподнятая кабина, видимо, спроектирована чтобы разместить новый двигатель Traton Group, которого, к сожалению, в показанной новой машине не было, он будет закончен только осенью 2020 года. Логично было бы показать все новинки вместе, но, похоже, у силового агрегата будет отдельная мировая премьера.
В других машинах используется двигатель D15 рабочим объёмом в девять литров и диапазоном мощности 330 л. с., 360 л. с. и 400 л. с. Он компактнее и проще, но генерирует максимальный крутящий момент даже на низких скоростях от 1600 до 1800 Н·м и является идеальным приводом для работ с повышенной нагрузкой. Этот силовой агрегат также обновлён, новые материалы и конструктивные решения сделали его примерно на 230 кг легче, чем двигатель D20, который он заменил с момента появления семейства двигателей Euro 6d.
В топовом сегменте находится модель двигателя MAN D38 мощностью от 540 до 640 л. с. Он как и другие силовые агрегаты соответствует экологическим нормам Euro 6d. Это самый мощный и производительный мотор для тяжёлых условий эксплуатации.
Двигатель MAN D08 появился на рынке в 2018 году, он устанавливается в новые лёгкие MAN TGL и TGM. Силовые агрегаты доступны в 4-цилиндровых и 6-цилиндровых версиях. Этот надёжный двигатель с диапазоном мощности от 160 до 320 л. с. отличается высокой эффективностью, универсальностью и самым малым весом.
Двигатели D26 и D38 теперь работают с моторным маслом 5W-20 (стандарт MAN3977), которое делает эти агрегаты мощнее и экономичнее. А специальные присадки масла очищают технически сложные ключевые компоненты двигателя и предотвращают преждевременный износ. В связи с этим интервалы замены масла увеличились до 140 000 километров, а для двигателей D38 и D26 – до 18 месяцев. Максимальный интервал очистки для сажевого фильтра для дизельных двигателей теперь может составлять 800 000 километров для D38 или даже до 900 000 километров для D26.
Всё это сводит к минимуму затраты на техническое обслуживание и экономит время, которое, как известно, стоит денег.