Опубликовано: ГП 02-2020
Биннс Роад, пятидесятые годы
Раритеты из Туманного Альбиона. Недоступный Foden

Масштабные модели грузовиков Foden серии Dinky Supertoys от компании Meccano

Дмитрий Лисин

«За деньги счастья не купишь, но я лучше буду оплакивать этот факт в салоне автомобиля «Ягуар», чем в автобусe».

Франсуаза Саган

В Великобритании, на родине своеобразного юмора, футбола, Шерлока Холмса, группы «Битлз» и многого другого, зародилось коллекционирование масштабных моделей автомобилей как хобби. Многие поговаривают, что им увлекался Уинстон Черчилль. Я отношусь к этому как к красивой «байке», пока не появятся достоверные доказательства. Однако бесспорен факт, что компания Meccano (с 1901 по 1979 год её основная фабрика располагалась в Ливерпуле на улице Бриннс Роад), под руководством создателя Фрэнка Хорнби с 1931 года под названием «Modelled Miniatures», а с 1934 как «Dinky», неустанно расширяла ассортимент производимых из ЦАМа (сплав металла, состоящего из Цинка, Алюминия и Меди) die-cast копий автомобилей в масштабе 1:43 или близком к нему. С тех пор сформировалась огромная армия коллекционеров продукции, произведённой Meccano, в наши дни только увеличивающаяся.

Все эти годы коллекционеры без устали пытаются разыскать и заполучить в свои коллекции наиболее редкие экземпляры масштабных моделей компании Meccano. Тем временем предприимчивые люди организовали бизнес в сети Интернет по продаже моделей Dinky стремясь увеличить прибыль, а попутно помочь коллегам сформировать их коллекции и немного просветить вновь прибывших нюансами многолетней истории компании.

Meccano Биннс Роад, 1927 г.
Фрэнк Хорнби – создатель Меккано

Наследие Фодена

Сегодня интернет-торговля антикварными масштабными моделями Dinky составляет несколько десятков миллионов фунтов стерлингов в год, цены неуклонно растут, а доступных раритетов всё меньше. И если подворачивается хорошая возможность, то лучше её не упускать! Как несколько лет назад это сделал аноним, купивший за рекордную сумму в 12 000 фунтов стерлингов прекрасно сохранённую копию восьмиколёсного грузовика Foden в масштабе, близком к 1:43 (номер 505 в каталоге) Dinky от 1947 года.

Foden DG 1949
Foden DG 1949

Самый часто задаваемый в подобной ситуации вопрос: почему так дорого? Что ж, давайте разберёмся. Возможно, дело в прототипе? Компания Foden – один из старших производителей коммерческих автомобилей в Великобритании. Ярчайший представитель британского консервативного подхода к стилю и конструкции своих автомобилей. Несмотря на то, что коллектив Foden изготавливал свою продукцию скромными партиями практически вручную, она широко распространена и хорошо узнаваема в общем потоке. Простота управления машинами, их надёжность, прочность и ремонтопригодность снискали уважение у водителей всего мира, которым посчастливилось крутить «баранку» этих грузовиков. Появившись на свет в 1856 году как производитель сельскохозяйственной техники, компания постепенно превратилась в мощный автозавод, производящий грузовики и автобусы. В 1980 году путём многочисленных слияний она вошла в группу компаний Paccar. А история Foden завершилась в 2006 году, когда из стен завода вышел последний грузовик. Сегодня наследие Foden так или иначе присутствует в конструкциях и возможностях грузовых автомобилей DAF.

Грузовики Foden DG 6 и DG в порту Ливерпуля
Foden DG, 1945 г.

Спасительный грузовой сегмент

То, что решили скопировать специалисты компании Meccano, перед окончанием Второй мировой войны, запуская в производство новую серию Dinky Supertoys редкостью точно не являлось. Восьмиколёсные грузовики Foden серии DG6 1945 года выпуска трудились тут же в Ливерпуле, перевозя экспортные грузы со всей страны в доки одного из крупнейших портов Великобритании и вывозя из них поступивший в основном из США импорт.

Возникает резонный вопрос, для чего копировать вполне обычные грузовики? Дело в том, что по окончании войны правительство Великобритании, восстанавливая свои силы после нацистских бомбардировок, усиленно боролась с дефицитом продовольственных товаров, сырья, строительных материалов, наращивала импорт товаров преимущественно из США. Всё оплачивалось долларами и их приходилось зарабатывать. Всё что могло приносить деньги, в том числе и товары из ассортимента компании Meccano, шло прежде всего на экспорт, а не на внутренний рынок. Для того чтобы увеличить этот экспорт в Канаду, США, европейские страны, Южную Америку, Ближний Восток расширялся и ассортимент. В ход шли самые разные схемы сотрудничества. Например, в Чили или ЮАР из Великобритании поступали отливки масштабных моделей, там их обрабатывали, окрашивали, упаковывали в коробки собственного дизайна и реализовывали на внутреннем рынке.

Сотрудник Meccano – производство Dinky Supertoys

В Meccano, продолжая выпуск масштабных моделей в основном легковых и небольших коммерческих автомобилей, разработанных ещё до войны, в августе 1947 года решили предложить потребителям ещё и копии более крупных дизельных грузовиков. Дав серии соответствующее название – Dinky Supertoys, тем самым подчеркивая крупный размер, входящих в неё масштабных моделей. Хитрость специалистов Meccano заключалась в том, что имея копии унифицированных кабин и шасси одних из самых распространённых грузовиков Великобритании Foden, Guy и других они значительно могли увеличить ассортимент, а следственно, и сбыт в том числе экспортный, просто варьируя их грузовыми надстройками.

По современным понятиям – это игрушка, но очень дорогая
По современным понятиям – это игрушка, но очень дорогая

На старте серии выпустили сразу модель восьмиколёсного Foden DG6 и копию четырёхтонного Guy с бортовым и плоскими кузовами. Кабина и шасси грузовиков отливались из ЦАМа единой деталью, все кузова, также отлитые единой деталью из сплава, крепились к шасси с помощью небольших винтиков. Кроме цистерн они вначале изготавливались из жести и крепились к шасси, а в последующие годы и вовсе стали пластиковыми.

Масштабные модели автомобилей Foden серии Dinky Supertoys, выпущенные компанией Meccano с 1947 по 1951 год
Название модели Номер в каталоге Год начала производства
Foden DG 6 с бортовым кузовом 501 1947
Foden DG 6 с плоским кузовом 502 1947
Foden DG 6 с плоским кузовом и задним бортом 503 1947
Foden DG 6 танкер 504 1948
Foden DG 6 с плоским кузовом и цепями 505 1951
Страница из первого каталога, изданного в США в 1952 году. Кабины уже от Foden FG
Страница из каталога 1957 года, видно, у каких моделей кабины от Foden DG6 и Foden FG

Никакой имитации стекла в кабине и никаких декоративных мелочей, приближающих масштабную модель к её прототипу! Размеры масштабных моделей Foden новой серии по отношению к их прототипам были просчитаны в футах и дюймах, но в целом был близок к 48 масштабу.

14-тонный танкер Foden DG 6 (номер в каталоге 504)
14-тонный танкер Foden FG (номер в каталоге 904)

Как создать новую модель?

Интересную модель Meccano выпустила в 1951 году. Это был год, когда армии Великобритании, США и их союзников вели войну в Корее. Из-за трудностей с поставками ЦАМа в страну компания три года не выпускала новинки. И даже в этой сложной ситуации специалисты с Бриннс Роад нашли выход. Они придумали изящную конверсию Foden DG 6 с плоским кузовом (номер 502 в каталоге), добавив к нему шесть небольших столбиков, объединённых единой цепью. Они создали новую модель – Foden DG 6 с плоским кузовом и цепями, присвоив ей номер в каталоге 505.

Слева копия Foden FG (номер в каталоге 905), справа копия Foden DG 6 (номер в каталоге 505)

Разумеется, сотрудники фабрики экономили на сплаве ЦАМ в момент его дефицита. Продажу новой модели начали в Канаде по цене $1,8, чуть позже в США уже по $3, и только в октябре 1951 года Foden DG 6 с плоским кузовом и цепями стал доступен в Великобритании по цене 9 шиллингов и 11 пенсов, т.е. на один пенс меньше 10 шиллингов (до 1971 года в Великобритании в 1 фунте стерлингов было 240 пенсов или 20 шиллингов, т. е. один шиллинг равнялся 12 пенсам).

Копия 323 страницы журнала Meccano за август 1947 года, анонсирующего выпуск серии Dinky Supertoys

В марте 1952 года специалисты Meccano ещё раз обновили ассортимент и начали выпуск моделей с каталожными номерами 901–905 с новыми кабинами, от прототипа Foden FG. Поэтому в отличие от своих предшественников, моделей с каталожными номерами 501–504, копия Foden DG6 с плоским кузовом и цепями продержалась в выпуске всего около года!

Масштабные модели грузовиков Foden, которыми завершилась серия Dinky Supertoys
Название модели Номер в каталоге Год начала производства
Foden с кабиной DG 6 и кабиной FG с бортовым кузовом 901 1957
Foden с кабиной DG 6 и кабиной FG с плоским кузовом 902 1960
Foden с кабиной DG 6 и кабиной FG с плоским кузовом и задним бортом 903 1960
Foden FG танкер 904 1953
Foden FG с плоским кузовом и цепями 905 1964
Различные грузовики Guys серии Dinky Supertoys
Модели Foden с кабинами FG

Помимо новой кабины последующие модели серии Dinky Supertoys получили новые колёса с более проработанными дисками и другим типом протектора. Оси колёс к раме стали крепить иначе, чем на ранних вариантах этих моделей. Все эти нововведения и сделали первые Foden DG 6 с каталожным номером 505 1951 года в родной коробке раритетом. Что интересно, эти раритеты проще найти за пределами Великобритании: в Северной и Южной Америках, Азии, Ближнем Востоке и даже Южно-Африканской Республике. Вот вам и самые рыбные места.

Бортовой грузовик Foden DG 6 (номер в каталоге 501)
Бортовой грузовик Foden FG (номер в каталоге 901)

Постепенно серия «Dinky Supertoys» стала разрастаться, появились копии грузовиков Guy с различными настройками, Leyland и Bedford. Номера масштабных моделей Foden в каталогах изменились, как изменился и дизайн коробок.

Надеюсь, эта информация поможет коллекционерам увереннее атрибутировать масштабные модели грузовиков Foden серии Dinky Supertoys. Не пропустите раритет, если вам представится возможность ПОДЕРЖАТЬ ЕГО В РУКАХ!

Карьерный самосвал Foden из поздней серии Dinky Supertoys (номер в каталоге 959)
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию