Элита прайда
«MAN Bus Day» приуроченный 100-летнему юбилею MAN Truck and Bus
В этом году компания MAN Truck and Bus празднует свой 100-летний юбилей. Если уж быть совсем точным, то история Группы MAN насчитывает более 250 лет, но производству именно коммерческого транспорта всего один век. Этому знаменательному событию мы уже посвящали статью, но она касалась коммерческого транспорта в целом. Мне же довелось побывать на мероприятии, также приуроченном к юбилею, но проводимом в ключе достижений сугубо автобусного производства – эдакий «MAN Bus Day» на территории завода в Анкаре.
Первые автобусы, как это ни удивительно, были собраны менее чем через полгода после выпуска первого грузовика – 18-местный кузов базировался на шасси MAN-Saurer. А уже в 1925 году вышел первый автобус созданный не на базе грузовика, а на специальном шасси. Кстати, тогда же началась история пассажирского транспорта, непосредственно связанная с Россией. Дизельные MAN 3TC в массовом (разумеется, для того времени) порядке вышли на маршруты Москвы. Так что и в «автобусном» филиале юбилеев в этом году предостаточно.
MAN Day
В 1961 году увидел свет MAN 750 HO – первый автобус модульной конструкции с шасси, рассчитанным на установку кузовов различного назначения, от городских, до туристских.
А 1992 год ознаменовался выходом модели MAN Lion’s Star, от которой по официальной версии ведут свою родословную все нынешние поколения автобусов.
2001 год пополнил ряды MAN не менее знаменитым брендом Neoplan.
Пошедший в серию в 2010 году MAN Lion’s City Hybrid стал символом компании в сфере энергосберегающего транспорта.
Постепенно начался процесс оптимизации заводов по выпуску автобусов. В настоящее время происходит окончательное «распределение ролей». Уже с 2017 года всё производство пассажирской техники будет разделено между тремя разными предприятиями.
Германия (Plauen) – здесь находится модификационный центр, отвечающий за создание экземпляров по индивидуальным проектам (клубные автобусы, офисы на колёсах и т. п.).
Турция (Ankara) – на заводе сконцентрировано производство всех без исключения туристских и междугородных моделей автобусов MAN и Neoplan.
(Starachowice) – на долю поляков осталось изготовление городской и пригородной линейки автобусов MAN и Neoplan.
Впрочем, если говорить конкретно о производстве в Турции, то оно свой юбилей будет праздновать в следующем году, когда исполнится ровно 50 лет с начала сборки MAN в Стамбуле. Впрочем, первые пассажирские MAN вышли на улицы Стамбула только в 1968 году. В 1985 году заработал новый завод по производству техники и двигателей в Анкаре. В 2011-м вступил в действие новый комплекс по антикоррозионной обработке кузова, а в 2014-м в турецкую столицу перевели сборку туристской элиты, автобусов Neoplan.
Результат всех этих преобразований как раз и можно было увидеть на «MAN Bus Day». Пять статичных экспонатов на закрытой и три – на открытой экспозиции, 7 автобусов MAN и Neoplan, доступных для знакомства в динамике. Возможность общения с руководящим звеном и специалистами по продвижению бренда. Работай – не хочу!
Лично меня очень впечатлила география продаж в 2014 году. Судите сами: Париж (53 гибридных и 88 газовых машин); София (125 газовых автобусов); Стокгольм (181 городской автобус) и контракт на поставку 800 гродских автобусов в Германию с 2015 по 2018 год. Кроме того, 166 шасси A22 ушло в Израиль и 62 машины собраны в Польше совместно с Solaris. А это только то, что касается Европы. А ведь были ещё поставки шасси в Мексику, Саудовскую Аравию, Сингапур и др., цифры и там идут на сотни. Перу вообще закупило двухэтажные «туристы» для полиции.
Воистину – всемирный юбилей…
Мечта о большом и светлом
Как я сказал, не обошлось на столь весомом мероприятии без полноценного тест-драйва. О его «целенаправленной» части, управлении мировой новинкой MAN Lion’s Intercity, я уже рассказывал. Но это было потом, ибо расторопные коллеги быстренько захватили два новеньких Intercity и умчали в «дальнобой». А я начал свои заезды по дорогам Анкары с… Neoplan Skyliner.
Почему именно с него? Не знаю, наверное, меня, как и любого человека, тянет к роскоши, а может, просто хотел порадовать нашу коллегу Елену Прусс-Жуковскую из «МАН Трак энд Бас РУС», которая, естественно, трепетно относится к флагману компании.
Впрочем, во что ввязываюсь, я реально осознал, когда взглянул в наружные зеркала, – а хвост-то где?! Нет, я, конечно, водил «длинные» трёхосные автобусы типа МАЗ 107. Но это были родные, до боли знакомые «направления» с такими же прогнозируемыми соседями по потоку. А тут и дороги, и водители для меня полная неизвестность… Благо, в полном соответствии со статусом, автобус был упакован АКП, камерой заднего вида, кондиционером… в общем, всем, что позволяет как можно меньше отвлекаться от управления 14-метровой яхтой с 4-метровой палубой.
Маршрут простой, 10-минутный от завода MAN Turkiye A. S до аэропорта Ankara Esenboğa. Прямик туда, прямик обратно. Но два разворота со светофорами, работающими в странном режиме, и витиеватая внутризаводская дорога легко компенсировали кажущуюся простоту.
Neoplan Skyliner оказался на удивление понятным и удобным в управлении автобусом. Он легко «пишет» кривые, быстро разгоняется, прекрасно контролируется и при этом остаётся о-о-очень комфортным. Работу двигателя вообще не слышно, разве что чуть заметная, нет, не дрожь, скорее дыхание 500-сильного мотора, да стрелка тахометра напоминает, что он есть. А вот к высоте я за короткий тест-драйв так и не привык, и, проезжая под дорожными указателями, инстинктивно напрягался да и от деревьев старался держаться подальше.
Особенности салона я показал на фото. Но в принципе, роскошь лучше видеть и щупать воочию, а не на расстоянии. Предвижу вопрос – вместительный багажный отсек расположен над задними колёсами. Именно в него ведут полноценные двери: в кормовом свесе правого борта и «в базе» по левой стороне. Хотя, разумеется, есть и традиционные люки по бортам.
Вывод – Neoplan Skyliner очень достойный автобус, но очень дорогой…
Габаритные размеры, ДхШхВ, мм | 14 000х2550х4000 |
Полная масса, кг | 26 000 |
Пассажировместимость, чел. | 75+1* |
Допустимая нагрузка: 1-/2-/3-й оси, кг | 8000х12 750х7000 |
Двигатель:
|
MAN D2676 LOH Турбодизельный, I-6, Euro 6 12 400 505 2300 |
Коробка передач
|
MAN TipMatic Автоматическая 12/1 |
Подвеска | Пневматическая |
Колёсная формула | 6х2 |
*Место для инвалида-колясочника.
Сочи, кузница футбола
Теперь вернёмся к нам, в Россию, тем более, что, несмотря на кризис, в первом полугодии продажи дорогущих Neoplan не только не встали, но и выросли. Правда, всего на одну единицу, но тем не менее.
А речь пойдёт о спонсорской помощи компании «МАН Трак энд Бас РУС», академии одного из известнейших футбольных клубов – Barcelona. На её основе 14 июня в Сочи открылся детский тренировочный лагерь, в котором юным футболистам будут передавать свои знания тренеры «Барселоны» (Inaki Andreu, Fredi Martin, Sergi Pi и Oscar Belis). В итоге более 600 детей в возрасте от 6 до 11 лет из разных уголков России смогут посменно проводить 11 дней за любимым занятием под опекой знаменитых спортсменов.
Что же касается непосредственно автобусов, то это два Neoplan Tourliner (P21). Их задача доставлять – детей из гостиницы на стадион для тренировок. Так как машины передаются лагерю на время, никаких специфических опций в комплектации не предусмотрено. Единственное, что выделяет машины из рядов себе подобных, – это фирменная оклейка клуба Barcelona. Автобусы оклеены по-разному, но при любом их появлении в городе мгновенно находятся желающие сделать фото на их фоне – говорят, «на память»…