Грузовик Citroёn Т45 для вермахта
Юбилеи обычно справляют с большой помпой и пышными торжествами, на которых принято удивлять гостей. Здравицы и тосты сопровождаются фейерверками и презентациями. А во французской компании Citroёn в связи празднованием своего 100-летия выложили историю про то, как они гнали брак.
Почувствовать особенности сборки должны были немецкие потребители и не исключено, что пострадавшими могли выступить и русские. Как же такое могло случиться? Да просто на Citroёn похвалились тем, что в период Второй мировой войны специально ухудшали качество своих грузовиков для вермахта.
Для некоторых европейских автопроизводителей Вторая мировая является темой табуированной, хотя многие из них создавали вполне успешные модели в тот период. Но служба в германской армии стала неудобным фактом, которым не очень хочется хвалиться. Компрометирующие фотофакты найти совсем нетрудно, достаточно ввести запрос в Google: «Citroёn Wehrmacht», и вы сразу обнаружите множество архивных фотографий немецких солдат, позирующих на фоне грузовиков этой французской марки. Впрочем, то же самое будет происходить при вводе слов «Renault Wehrmacht», «Berliet Wehrmacht» и даже (хотя и в гораздо меньшем количестве) «Peugeot Wehrmacht».
В 1930-е годы на заводе начали выпускать новый модельный ряд капотных грузовиков Citroёn Т45. Эти коммерческие автомобили грузоподъёмностью 4,5 т производили с 1934 по 1953 год. Его оснащали 6-цилиндровым 4,6-литровым бензиновым мотором мощностью 85 л.с. (при 2800 об/мин). С 1937 года была предложена дизельная версия. Когда Франция с началом Второй мировой войны была оккупирована, то производство не прекратилось, а основным заказчиком стал вермахт. Всего в период 1941–1944 гг. компания поставила более 25 тысяч транспортных средств для немецкой армии и основу составляли T45 с увеличенной колёсной базой.
Тогда французские пролетарии занялись тихим саботажем, оснащая все автомобили Citroёn T45 для нужд немецкой армии изменённым щупом для контроля уровня масла в двигателе. Риски min и max на щупе размещали гораздо ниже, чем этого требовала конструкция мотора. В результате Германия получала армию дефектных «Ситроенов», допускавших эксплуатацию с предельно низким уровнем масла.
Такая форма саботажа резко сокращала срок службы и увеличивала аварийность военных «Ситроенов», которые эксплуатировались в войсках вермахта. При этом немецкие автомобильные инженеры и механики вряд ли поняли, что им гадят по-тихому. Возможно, они подозревали, что «неистинные арийцы» не умеют делать нормальных двигателей. Руководство компании официально признало, что основной целью изменения конструкции маслощупа для Т45 было проведение диверсии во вражеской армии без угрозы репрессий против персонала завода. Но некоторая часть трофейных «Ситроенов» оказалась уже в руках Красной Армии и стоит удивляться, как дожил до наших дней Citroёn Т45, экспонирующийся в Военно-техническом музее в подмосковной Черноголовке.
К слову сказать, во время войны документацию и прототипы Citroёn 2CV, позже ставшим знаменитым «де-шво», также прятали от оккупантов. Из-за опасений, что машины будут использоваться вермахтом, образцы машин были буквально замурованы в укромном месте, и лишь один прототип TPV был замаскирован под пикап и не вызывал подозрений.
Что касается истории производства тяжёлых грузовиков марки Citroёn, то она завершилась ещё в 1970-х годах прошлого века по «настоятельной» просьбе собственного правительства. Французы тогда пришли к замечательному выводу, что в сегменте производства тяжёлых грузовиков среди местных автопроизводителей не должно быть конкуренции и по решению правительства право на изготовление тяжёлых автомобилей отошло Renault, который перед этим, при помощи все того же правительства, поглотил активы компаний Saviem и Berliet. А Citroёn и Peugeot предложили сосредоточиться на изготовлении легковых автомобилей и развозных фургонов.