NEOPLAN Cityliner N 1216 HD P14 – автобус сборной России по футболу
На чём ездят знаменитые футболисты? Конечно же на автобусах! Конечно, в обычной жизни они используют роскошные автомобили на свой вкус и цвет. Но в мире футбола их главный транспорт – комфортабельный автобус. Недавно сборная России по футболу примерила обновку – NEOPLAN Cityliner P14.
В преддверии выездного отборочного матча чемпионата Европы-2020 Генеральный директор «МАН Трак энд Бас РУС» Питер Андерссон передал символический ключ Первому вице-президенту РФС Никите Симоняну и советнику Президента РФС, известному в прошлом игроку Алексею Смертину. На церемонии присутствовал и главный тренер сборной России Станислав Черчесов. Интересно, и что же это за автобус?
Нестареющая классика
То, что это самый настоящий NEOPLAN нет никаких сомнений! Лобастая «колба» характерной формы остекления (кстати, теперь с функцией отражения инфракрасного излучения) на десятилетия стала визитной карточкой автобусов этой марки, ныне являющейся неотъемлемой частью концерна MAN Truck & Bus.
Детали эволюции – новая оптика и маска, иная кинематика трёх стеклоочистителей и новые зеркальные стойки свидетельствуют о новом поколении легендарной машины. Со слов водителей, нововведения устранили «слепую зону» правой части гигантского ветрового стекла, до которой в ненастье не доходили могущественные «лапы» рычагов стеклоочистителей.
Футбольную службу лайнера в РФС подчёркивает эксклюзивная ливрея с известными футболистами сборной в рамках коммуникационной кампании национальных сборных по футболу.
Компоновка салона и оснащение
Версия, поставленная национальной сборной по футболу, – двухосная. Это особая комплектация: в салоне автобуса длиной 12 240 мм установлено 44 пассажирских кресла (вместо стандартных 49). Соответственно увеличен шаг сидений и расстояние до спинки впереди стоящего кресла.
Планировка салона классическая – парные сиденья вдоль бортов. В корме, в отличие от часто встречающегося пятиместного набора сидений, сохранены два ряда по два места. Салон, выполненный в единой цветовой гамме, воспринимается уютно. В Neoplan Cityliner P14 для сборной России установлены сиденья модели Deluxxo c двухточечными ремнями безопасности. Элитное исполнение кресел подчёркивает их обивка тканью Aunde Pandora c кожаными подголовниками и боковинами, включая кожаную окантовку. Аналогичная обшивка кресел у сидения водителя (пневматическое кресло ISRI Pro 2) и у сиденья сопровождающего. Предусмотрены регулируемые упоры для ног, а в спинках кресел – индивидуальные столики и сетки. Индивидуальные блоки освещения и вентиляции интегрированы в багажные полки и почти незаметны. Дизайн на высоте, а вот удобство использования, честно говоря, под сомнением…
За комфорт футболистов будет отвечать мультимедийная система для водителя и пассажиров с функцией голосового управления, в состав которой входит основное головное устройство с системой навигации для водителя. В пассажирском салоне установлены два широкоформатных монитора. Устройство беспроводной громкой связи Bluetooth позволяет воспроизводить медиафайлы с двух мобильных телефонов.
Салон автобуса оборудован мини-кухней с резервуарами для холодной и горячей воды, аппаратом для приготовления кофе и других горячих напитков. Имеется два объёмных холодильника.
Технологические призраки в привычных деталях
В ХХI веке трудно вообразить, чего может не хватать пассажиру современного комфортабельного автобуса. Но конструкторы продолжают оттачивать совершенство технической мысли в привычных и неприметных гостям деталях интерьера и экстерьера.
Так, например, ветровое стекло напрямую влияет на климат в салоне! Зимой оно борется с теплопотерями, летом может снизить время использования кондиционера, за счёт чего уменьшить расход топлива. Благодаря отражающим свойствам ламинированного ветрового стекла (thermocontrol reflecting), фильтрующего инфракрасное излучение, в жаркие дни солнечное тепло не будет нагревать салон. А в сочетании с зимним пакетом и мощной системой кондиционирования (38,5 кВт) микроклимат в салоне в любое время года поддерживается на комфортном уровне.
Уделено внимание и дополнительной теплоизоляции технологических помещений автобуса, в частности санитарного отсека. Все баки (для чистой воды, сточных вод) и трубы коммуникаций обогреваются. Это значит, что все жидкости не превратятся в лёд, даже при длительном простое автобуса на морозе. Кроме того, туалетная комната дополнительно оснащена собственным тепловентилятором.
Для капитана лайнера
Место для водителя в новом «футбольном» NEOPLAN Cityliner P14 продвинутое в плане эргономики: по-немецки добротно и строго! В изобилии ниши и полочки, причём адаптированные по форме под часто используемые предметы, такие как папка DIN A4 или бутылка с водой.
Поскольку NEOPLAN Cityliner является продуктом концерна MAN Truck & Bus, многое на рабочем месте: кнопки, рычажки, регуляторы и сама комбинация приборов с характерным оформлением шкал перекликается не только с автобусами, но и грузовиками концерна. Необычно расположена опять же типовая «мановская» «крутилка» селектора АКП – снизу панели, возле правого колена водителя.
А вот педальный узел очень самобытный: напольная педаль тормоза, но не на оси вращения от пола, а утапливаемая, внешне очень похожая на педальные узлы автомобилей 1960–1970-х годов. По соседству близко расположенный подвесной акселератор – выглядит весьма оригинально. Экипаж водителей хвалит необычные педали – усилия и ходы не требуют ни секунды привыкания.
Дела сердечные – двигатель MAN D2676 LOH
Двигатель D2676 LOH – рядный шестицилиндровый турбодизель шестого экологического класса рабочим объёмом 12,4 л, имея несколько настроек мощности в нашем исполнении автобуса, выдаёт 460 л.с. и до 2300 Н∙м крутящего момента.
Из интересных особенностей самого нутра движка – система контроля температуры в камере сгорания, поддерживающая высокую температуру отработавших газов даже при частичной нагрузке, например, в городских заторах. Это позволяет системам рециркуляции и сажевому фильтру работать наиболее оптимально и сокращает время прогрева двигателя. К другим нововведением в двигателе относятся новые стальные поршни и новый «активный» датчик уровня масла, который позволяет предотвратить работу двигателя при недостаточном уровне моторного масла.
Из навесного оборудования обращаем внимание на три генератора трёхфазного тока по 120 А каждый – автобусная особенность, привод компрессора климатической установки, смонтированный на общих специальных корпусных деталях с двигателем и регулируемый с помощью шкива с вискомуфтой насос охлаждающей жидкости переменной производительности. В отличие от распространённых ранее постоянно работающих насосов системы охлаждения, новый узел обеспечивает подачу антифриза в зависимости от потребностей. Регулирование мощности производится бесступенчато в диапазоне от 20 до 95%. Так при небольшой потребности в охлаждении, например, в режиме устоявшегося прямолинейного движения, механическая мощность насоса системы охлаждения может быть снижена на 80%, что позволяет сэкономить топливо.
Полная масса, кг | 18 600 |
Колёсная формула | 4х2 |
Пассажировместимость, чел. | 44 |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг | 7100/11 500 |
Двигатель:
|
Man D 2676 LOH Турбодизель, 6-цилиндровый, рядный (Euro 6) 12 419 460 при 1800 мин-1 2300 при 930–1350 мин-1 |
Коробка передач:
|
MAN Tipmatic Автоматизированная 12/1 |
Подвеска | Пневматическая |
Тормозная система | Пневматическая, ABS, ESR |
Передаточное число главной передачи | 2,73 |
Размер шин | 295/80 R22,5 |
Робот без разговоров
КП NEOPLAN Cityliner – 12-ступенчатая, MAN TipMatic с функцией помощи при трогании на подъёме MAN EasyStart. MAN TipMatic – это автоматизированная система переключения передач, реализованная совместно с КП ZF AS-Tronic. Это хорошо знакомый узел не преподнёс никаких сюрпризов. Особенности настройки этой автоматизированной АКП применительно к междугородным и туристическим автобусам я подробно описывал в ходе «польского» теста самого «богатого» NEOPLAN Tourliner. Напомню только, что MAN TipMatic ведёт себя в автобусе степенно и размеренно: паузы между переключениями затягиваются, а набор оборотов двигателем происходит достаточно плавно. Здесь действительно другие, нежели в грузовых автомобилях настройки и алгоритмы, длительность переключения передач выше благодаря оригинальной стратегии, адаптированной под двигатели семейства D26. Новая функция SmartShifting обеспечивает оптимальный баланс между эффективностью и комфортом при переключении передач. Приоритетно включение более высоких передач и переключение в зависимости от дорожной ситуации, иногда с учётом топографии.