Санкт-Петербург – это один из крупнейших транспортных узлов, связывающих между собой как потоки из российских регионов, так и за рубеж. Близость европейских государств обязывает транспортные предприятия применять передовые технические решения и подвижной состав. Трамвайная сеть Петербурга – одна из крупнейших в России, что делает его трамвайной столицей, так что и эта важная отрасль не может быть забыта.
Главная задача проведённого мероприятия – стать местом встречи профессионалов от транспорта, чтобы увереннее шагать в светлое будущее пассажирских перевозок. Именно для этого российские и иностранные производители пассажирской техники привезли сюда свои новейшие модели, а городские перевозчики представили себя в лучшем виде. Отметились на выставке и производители агрегатов, комплектующих, спецавтомобилей, разного рода электронных систем и устройств. Выставку современных транспортных средств разбавляли ретроавтомобили, выставку ретротранспорта дополнила экспозиция с современными электрическими легковушками, подчеркивая устремление городской системы транспорта в будущее.
В последние годы обозначился ряд трендов в развитии пассажирского транспорта: от внедрения метановых автобусов и развития электромобилей и электробусов до применения дуобусов и спецавтомобилей для инвалидов. Близость предстоящего чемпионата мира по футболу, который будет принимать город на Неве, обязывает заглядывать и в дальнейшую перспективу.
ПАЗ-225602 «Вектор 3»
Он основывается на шасси Isuzu и обладает атмосферным двигателем того же производителя. Автобус, запуск которого в серию планируется в конце 2015 г., призван занять пустующий ныне сегмент между каркасным автобусом на базе «ГАЗели-Next» и более крупными автобусами семейства ПАЗ-3204
ГолАЗ-525110 «Вояж» (ЛиАЗ)
Это один из последних автобусов, выпущенных ГолАЗом. С недавних пор автобусное производство там закрыто, а выпуск актуальных моделей «переехал» на ЛиАЗ. Отсюда – и новая, лиазовская символика на передней панели.
Примечательно, что для ликинского завода это первая модель, осваиваемая в производстве на самоходном шасси: прежние модели имели несущие кузова, а «Вояжи» нынешней генерации строятся на шасси Scania K250IB 4x2
ЛиАЗ-5292.22-77
Этот автобус уже знаком жителям обеих столиц: в Петербурге уже второй год трудятся «сочинские» ЛиАЗы с двигателем Scania, а в Москву попала небольшая партия похожих машин с двигателем MAN, как и представленная на форуме.
В развитии семейства 5292 ЛиАЗ уже не первый год движется по эволюционному пути. Представленный автобус доработан для соответствия правилам № 107 ЕЭК ООН: у него удлинён на 100 мм кузов, расширен последний дверной проём, добавился ряд менее заметных изменений внутри.
По ряду признаков (новый корпоративный окрас «Мосгортранса», компоновка салона) этот автобус предназначен для Москвы
Volgabus 5270.G2
О развитии «метановой» темы в России напомнил экспонат из Волжского: оттуда на форум прибыл газовый полунизкопольник Volgabus 5270.G2 на шасси КАМАЗ-5297 с метановым двигателем Yuchai YC6G260N-40.
66 таких автобусов должны быть поставлены во Владимир, где местное троллейбусное предприятие уже эксплуатирует «Волгабасы» на метане, а в перспективе производитель планирует наладить их выпуск на строящемся заводе в Собинском районе Владимирской области.
В качестве комплимента городу: «Волжанин» организовал фотовыставку «Автобус, влюблённый в город» с фотографиями автобусов их производства на фоне улиц Северной столицы, напечатанными на холсте, что придало выставке один из незабываемых штрихов
МАЗ 203.965
Автобусное производство МАЗа не забывает о том, что газовые автобусы солидно дотируются российским федеральным бюджетом. Для тех, кто закупает такую технику, был представлен метановый низкопольный автобус МАЗ 203.965 с газовым двигателем Mercedes и АКП Allison.
Машины в таком исполнении уже прошли эксплуатационные испытания в ряде российских городов, а партия из десяти двухдверных 203-х на метане уже работает на маршрутах Минска
МАЗ 206.085
На петербургский транспортный форум привезли мазовского «колобка» в исполнении 206.085 с двигателем Mercedes OM904LA и автоматической коробкой передач Allison.
Требования городского комитета по транспорту к подвижному составу частных перевозчиков ужесточаются год от года: ограничения касаются как машин, работающих на городских социальных маршрутах, так и обслуживающих коммерческие линии. В свете того, что к будущим тендерам на маршруты перевозчикам, скорее всего, потребуются и низкопольные автобусы малого класса, отдельный интерес для них представляют автобусы в «весовой категории» МАЗ 206
МАЗ 203.058
С прицелом на одного из самых требовательных заказчиков на рынке СНГ, Москвы, МАЗ подготовил исполнение хорошо знакомого МАЗ 203 с двигателем MAN D0836. Такая машина, модели 203.057, проходила испытания в московском 18-м автобусном парке. В новом исполнении 203.058 автобус получил ряд обновлений: ему заметно освежили интерьер, а место коробки передач Voith DIWA 5 заняла ZF Ecolife.
В «Мосгортрансе» новинке судьба не улыбнулась, однако вскоре на московские маршруты должны выйти и частные операторы на автобусах большого класса. Вполне вероятно, что мы увидим там именно такие машины
НефАЗ-5299UP (5299-40-51)
Тему газовых автобусов поддержал и Нефтекамский автозавод, представивший на петербургском транспортном форуме полностью низкопольный автобус НефАЗ-5299-40-51, работающий на метане
НефАЗ-5299EP
На соседнем стенде экспонировалась ещё более прогрессивная машина: полностью электрический автобус НефАЗ-5299EP (5299-40-09). Построенный в кузове серийного полностью низкопольного автобуса НефАЗ-52994 электробус разработан КАМАЗом совместно с компанией Drive Electro. Новинка обладает инновационной технологией подзарядки: накопители, разработанные партнёрами производителя, заряжаются от внешнего источника за 6 минут, пока автобус стоит на конечной станции. Остаточный пробег при этом составляет до 100 км, что позволяет вести регулярную работу такого автобуса на городских маршрутах
КАМАЗ-4308
На стенде «Горэлектротранса», помимо ряда эксплуатирующихся ныне моделей, был представлен автомобиль техпомощи на базе КАМАЗ-4308. Он оснащён оборудованием, позволяющим устранить последствия ДТП с трамваями: лебёдками, кран-укосиной, аварийной тележкой
6281 «Адмирал»
На петербургский транспортный форум от ПК «Транспортные системы» прибыл новейший троллейбус модели 6281 «Адмирал». Новинка разработана в сотрудничестве с ГУП «Севэлектроавто-транс», и первый её публичный показ состоялся 9 мая в Севастополе. Троллейбус подготовлен в том числе для работы на междугородней линии, достопримечательности Крыма, оснащён автономным ходом на 10 км. В дальнейшем производитель планирует создать дуобус с дизельным двигателем в этом кузове. По планам, Севастополь намерен закупить 100 новых троллейбусов по программе государственного некоммерческого лизинга
БКМ 43303А «Витовт Max»
Из Минска на форум прибыла новинка – сочленённый троллейбус БКМ 43303А «Витовт Max». Если его соло-аналог появился ещё в 2007 году, то теперь в сотрудничестве со швейцарским Stadler минчане создали и сочленённую версию. В новом сочленённике – низкий пол по всей длине салона, система дистанционного контроля техсостояния, он оборудован дизель-генераторной установкой фирмы Kirsch, выполненной в виде моноблока, включающего дизельный двигатель, блок управления и генератор.
В рамках форума было подписано соглашение с петербургским ГУП «Горэлектротранс» о передаче троллейбуса в опытную эксплуатацию, и по завершении форума машина была отправлена в городской троллейбусный парк № 3
71-623-03
На форуме пассажирского транспорта были представлены и несколько трамваев производства Усть-Катавского вагоностроительного завода имени Кирова. Предметом наибольшего интереса, несомненно, стал двухсторонний поезд из вагонов 71-623-03, позволяющий работать на линиях без разворотных колец. Работая вместе, эти вагоны позволяют менять кабину управления в тупиках, не поворачивая вагон на кольце. Двери в таком составе размещены с двух сторон, причём часть из них «навстречу» друг другу в низкопольной секции. Применение таких вагонов позволит адекватно организовывать движение трамваев на линиях, где ведутся те или иные ремонтные работы, а также там, где разворотные кольца демонтировали
71-623-02
Помимо нового двухстороннего состава на выставке было представлено два массовых вагона модели 71-623-02. Такие трамваи работают уже в ряде городов, и новинкой их назвать сложно, но эта парочка необычная: они поступили как машинокомплекты, их доукомплектовывали электрооборудованием уже в Петербурге.
Вагон с номером 7504 был дособран на территории Музея ГЭТ сотрудниками ООО «Чергос», вагон 7505 – дособран сотрудниками НПП «ЭПРО» на территории трамвайного парка № 7
MAN R07 Lion’s City & MAN R12 Lion’s Regio
На стенде MAN обошлись без ярких новинок: рядышком стояли полюбившиеся нашим перевозчикам MAN R07 Lion’s City и MAN R12 Lion’s Regio.
Regio исполнен в достаточно необычной комплектации: он оснащён лифтом для инвалидных колясок в задней двери
В России автобусы с такими подъёмниками имеют весьма и весьма ограниченный спрос, но несколько лет назад подобную машину приобрёл «Мосгортранс» для своей службы, обслуживающей социальный заказ, а вскоре закупит ещё 2
Göppel Go4City 19
На выставку в Ленэкспо прибыли два автобуса, проходящие на данный момент эксплуатационные испытания. Это Göppel Go4City 19, «сосватанный» в 2014 г. на испытания в автобусный парк № 1 Кировским заводом, которому принадлежит контрольный пакет акций немецкого автобусостроителя
Higer A80
На стенде представительства Scania – уже зарекомендовавший себя автобус, выпускаемый концерном совместно с китайским Higer: Higer A80 на самоходном шасси Scania, поставляемом на китайский завод из Швеции
Mercedes-Benz Conecto LF
Ещё один автобус, проходящий испытания в «Пассажиравтотрансе», – это Mercedes-Benz Conecto LF. Экспонат «Мира автобусов-2014» теперь работает в автобусном парке № 6.
В прошлом году эта машина успешно прошла испытания в ГУП «Мосгортранс», что привело к закупке 100 аналогичных автобусов для маршрутов Москвы