46-й автосалон Tokyo Motor Show 2019
Японская автопромышленность как периодическая таблица элементов системы Менделеева. Она вобрала в себя все элементы, когда-либо открытые в мире. Поэтому и начинает казаться, что все причастны к этой системе.
Автопромышленность Японии вроде абсорбента, вбирает и впитывает в себя мировой опыт, с тем чтобы на своём примере показать, что скоро может случиться при использовании массовых технологий. В середине 1960-х в Токио впервые показали электронные камеры заднего вида, в 1970-х – бортовые компьютеры в автомобиле, в конце 1980-х – мультимедийные системы с ТВ и полноуправляемые схемы, в начале 1990-х – беспилотные системы, а в 2000-х – коммуникационные комплексы. Но это находит широкое воплощение лишь только сейчас. И тем более странно видеть, что грузовики в своей массе в Японии (в отличие от Европы и КНР) остаются весьма консервативными. Но кажется и этот бастион рухнул. В Стране восходящего солнца уже не очень держатся за традиционные технологии, что и показал 46-й автосалон Tokyo Motor Show 2019.
Согласно недавнему исследованию Boston Consulting Group, в Японии в 2027 году будет нехватка 240 000 водителей грузовиков. Другое исследование CBRE Group показывает, что расширение электронной коммерции в США создало спрос на более чем 450 000 новых рабочих мест в логистической отрасли в 2019 году, что более чем в два раза больше новых сотрудников отрасли с 2013 года. Поэтому без грузовиков не обойтись.
В этот раз коммерческой техники было предостаточно, в связи с чем даже вспомнились автосалоны конца 1980-х, где пятёрка грузовых производителей не скупилась на демонстрацию концепт-траков.
Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation продемонстрировала пять автомобилей. Компания поставила 140 eCanters клиентам в Японию, ЕЭС и США и не намерена останавливаться. В свежих моделях реализуются два направления: топливные элементы (водород) в качестве источника питания и автоматизированная система вождения 2-го уровня.
Так, например, Mitsubishi Fuso Super Great с поддержкой автономности второго уровня оснащён системой Active Brake Assist 5 (ABA 5), которая позволяет двигаться машине самостоятельно на скорости до 60 км/ч и даже выше.
Mitsubishi Fuso Aero Queen за свой дизайн взял приз Good Design Award 2019. Это первый японский автобус с системой торможения Active Side Guard Assist и EDSS, которые позволяют пассажирам, нажав кнопку, произвести безопасную остановку машины в случае, если водитель уснул или теряет сознание. В автобусе установлена система Active Brake Assist 4 с распознаванием пешехода и коммуникационным решением BusConnect.
Hino Motors намерено внедрить универсальные платформы FlatFormer, которые могут послужить базой для различных видов автономной техники, начиная с автобусов и грузовиков и заканчивая спецтехникой. В более приземлённом смысле компания развивает терминалы услуг ICT, внедрённые на грузовиках в Японии в 2017 года. Эта система совестно с приложением Hino CONNECT поддерживает связь с автопредприятием в режиме реального времени и позволяет экономить топливо. Реализация коммуникативной системы реализована в гибридном грузовике Profia Hybrid, у которого на 90% сокращены выбросы CO2.
Isuzu Motor Co. выступила широким фронтом, представив небывалое количество новинок в коммерческом секторе. Главной сенсацией конечно же стал магистральный тягач Isuzu FL-IR (Future Logistics Intelligent Relay). Пусть вас не смущает отсутствие дверей в кабине – этот беспилотник не подразумевает наличия шофера внутри. Забрало в виде ветрового стекла лишь дань функциональному восприятию его как автомобиля вообще.
Компания продолжает разработку электрических транспортных средств и 2-тонный Isuzu ELF EV Walk-through Van фактически уже является предсерийным образцом. Пока известно, что запаса Li–Ion батарей хватает на пробег 80 км. Фургон отличается весьма компактными размерами – 4960х1890х2900 мм. Тяжёлый класс представлен Isuzu Giga 6х2 c 380-сильным двигателем 6UZ1-TCS. Но сильнее всего (даже больше чем концепт!) поразило представление сочленённого автобуса Isuzu ERGA DUO. Об этой машине уже бродили слухи, но поскольку в этом классе Япония не была представлена, то и ценой им был грош.
Автобус габаритной длиной 17 990 мм оборудован 360-сильным двигателем A09C рабочим объёмом 8866 cм3, 7-ступенчатым «автоматом» и рассчитан на перевозки 120 пассажиров и оборудован 36 посадочными местами.
UD Trucks. Портфолио компании в редкие годы могло похвастаться авангардными идеями или прорывными концептами. Обычно в компании сводились к консервативным рецептам решения автотранспортных проблем. Впрочем, компания остаётся верна своим решениям и пока не готова посулить рынку скорое появление беспилотных тягачей. Шоу-стоппер Quon Concept 202X, показанный компанией на выставке, является лишь запоздалым ответом на ожидания поклонников марки, но выполнен с американским размахом (длина 12 м) и поначалу даже было непонятно: это американский концепт International 40-летней давности?
Семейство Quon было представлено новыми моделями с 390-сильным двигателями GH11TA для версии Fujin, 460-сильным агрегатом GH11TD для Quon GK и гибридным Raijin c 6-цилиндровым мотором GH8 рабочим объёмом 7697 cм3.
Транспортные тенденции японского рынка
В сугубо коммерческой технике наблюдается тренд к созданию конструкций, ориентированных на экспорт. Огромное влияние оказывают решения, вводимые в Европе и США на законодательном уровне. При этом Китай японцами не воспринимается как оптовая площадка для моделирования новых смыслов. Так на одном брифинге было открыто заявлено, что Япония… не готова к введению существующих беспилотных систем! Суть в том, что существующие сети 4G и 5G перегружены, а сотовые операторы не готовы нести ответственность за сбои, которые могут случиться при коллапсе сотовых систем. И японские производители не понимают, как в некоторых странах могут вводиться беспилотные системы, если любая спецслужба может блокировать сеть.