Самосвал КАМАЗ-6520-В К3539 6х4 «Люкс»
Прошедший год стал особенным для камского автогиганта. Ровно 50 лет назад развернулось строительство крупнейшего автозавода в Европе. Сейчас «КАМАЗ» входит в мировой Топ-20 крупнейших автопроизводителей грузовиков по объёмам выпуска и разнообразию модельного ряда.
Вишнёвый цвет с 2019 года стал фирменным для новой линейки самосвалов КАМАЗ. Беглый взгляд на фото – и нет сомнений, что перед вами КАМАЗ одного из самых свежих семейств 6580. Ан нет!
Орнаментом сыт не будешь
Пять лет назад «КАМАЗ» начал реализацию стратегии производства грузовиков нескольких ценовых и технологических уровней: от бюджетных автомобилей до премиум-класса. Сейчас в Набережных Челнах уже собирают грузовики на любой вкус и кошелёк. Такой консьюмеризм позволил заводу не прыгать из крайности в крайность, а плавно регулировать выпуск техники в зависимости от изменчивых волн роста и падения рыночного спроса.
Нацеленный на верхний сегмент эконом-класса КАМАЗ-6520 «Люкс» тем не менее попал в средний ценовой сегмент, который ещё недавно делили подержанные евромарки, китайская лицензионная техника и самосвалы МАЗ с кабинами 4-го поколения. На двери кабины прикреплён литерный орнамент «К 3539». По аналогии с концерном Daimler AG маркетологи убедили, что первые две цифры должны обозначать полную массу машины, а последующая пара чисел – округлённую мощность двигателя в лошадиных силах. Буквы перед цифрами маркировки в новом семействе определяют предназначение грузовиков: М – магистральная группа техники, К – тяжёлая или полноприводная группа, Т – перспективные модели. Но развивая эту тенденцию на заводе столкнулись с тем, что индексы у трёх семейств, выпускаемых на заводе, начали совпадать или пересекаться, и всякий смысл нововведения был потерян.
Принципиальные отличия нового «Люкса» от линейки КАМАЗов с индексом 6580 – классическая рама и 13-тонные ведущие мосты от прежней модели КАМАЗ-6520 выпускаемого с 2007 года и другой набор двигателей.
Например, для семейства КАМАЗ-6580 (К4141D) в 2019 году «КАМАЗ» предлагает только один вариант. Крупнолитражный 12-литровый Mercedes-Benz OM 457LA V3 уровня Euro 5 развивает мощность 401 л.с. с крутящим моментом 2000 Н·м при 1100 об/мин.
А на внешне схожем КАМАЗ-6520-В К3539 «Люкс» установлен среднелитражный мотор – 8,9-литровый турбодизель Cummins ISL400.50 мощностью 390 л.с. В качестве альтернативы предложен модернизированный классический V8 КАМАЗ-740.73-400. В сущности, это решение и дало прописку машины в начале среднего ценового диапазона, поскольку нижний уже занят классическим КАМАЗ-6520 с кабиной К3.
Один из семейства «КАММИНЗ-КАМА»
Серия ISLe соединяет преимущества лёгкого и компактного моторов с конструкционной прочностью тяжёлых двигателей. Производство семейства длинноходных двигателей рабочим объёмом 8,9 л (размерность ЦПГ – 114х144,5 мм, степень сжатия – 16,6) было освоено СП «КАММИНЗ-КАМА» в марте 2017 года. Этот резвый мотор заполнил ранее пустующую нишу 9-литровых дизелей. Его отличает высокая корпусная жёсткость, небольшая удельная масса, лучшая топливная экономичность, чистота выхлопа и тяга в широком диапазоне усиливаемая за счёт турбонадува. Решение об освоении семейства увеличенного рабочего объёма было принято после того, как несколькими годами ранее здесь же стартовало 6,7-литровое семейство двигателей ISB6.7. Потребители тогда не нарадовались семилитровым «младшим братом»: тихий, мягкий, экономичный, не вибрирует. Но водители подзабыли особенность длинноходных дизелей, а именно: низкий запас эффективной мощности. Поэтому подобные моторы с высокой литровой отдачей были загнаны нещадной эксплуатацией с гигантским перегрузом на тяжёлых работах. И конечно же завод потом завалили рекламациями. Вот и пришлось озадачиться наращиванием литража под тяжёлую технику. Похожее, кстати, было в истории СССР с карбюраторными моторами ЗИЛ-375: в 1960-х дефорсированому двигателю ЗИЛ-130 для установки на тяжёлую технику пришлось увеличивать литр рабочего объёма за счёт диаметра цилиндра, ради сохранения литровой мощности и увеличения показателей тяги.
Как достичь миллиона?
Моторы серии «L» рабочим объёмом 8,9 л интересны относительно небольшой собственной массой: 738 кг, что примерно на 40 кг больше, чем у 6,7-литровых собратьев серии ISBе. Серия ISL рассчитана на более тяжёлую и интенсивную эксплуатацию. Блок цилиндров у этих двигателей с «мокрыми» гильзами, а для ремонта коленчатого вала предусмотрена возможность расточки в четыре ремонтных размера. Эти конструктивные решения снимают острую в наших российских условиях проблему «одноразового мотора».
Блок и головка цилиндров Cummins ISL отлиты из чугуна, прокладка головки блока – из металлического сплава. Распредвал расположен в блоке, его привод шестерёнчатый переднего расположения, в приводе ГРМ применены штанги и роликовые толкатели и согласно инструкции регулировка тепловых зазоров в клапанах предусмотрена через 240 000 км, а суммарный ресурс до капремонта должен составить 1 000 000 км. В некоторых модификациях применяют жаропрочные составные поршни с охлаждаемой маслом полостью и днищем: форсунки для подачи масла установлены в блоке цилиндров. На двигателях серии ISL используют турбокомпрессоры Holset с перепускным байпасным клапаном турбины, который снижает токсичность выхлопа и обеспечивает широкую полку характеристики крутящего момента.
Прогрессивная локализация
В 2019 году появилось много локализованных компонентов российского производства. И речь не касалась примитивных кронштейнов пневмокомпрессора, скоб генератора или жгутов электропроводки. Освоения в производстве потребовали поршни, пальцы, форсунки и т.д.
Коробка передач самосвала КАМАЗ-6520-В К3539 6х4 «Люкс» механическая 16-ступенчатая, произведённая здесь же, в Набережных Челнах на СП «ЦФ-КАМА». Сегодня около 80% камских грузовиков оснащаются КП именно этого предприятия, где выпускают две модели КП. Это 9-ступенчатая Ecomid и 16-ступенчатая Ecosplit.
Коробка передач ZF 16S1820 TО, установленная на «Люксе», рассчитана на работу с номинальным крутящим моментом около 1800 Н·м. У двигателя в нашем случае максимальный крутящий составляет момент 1700 Н·м, что оставляет даже небольшой технический запас.
Классический хребет, но усиленный
Рама, давно известная специалистам по классической модели КАМАЗ-6520, дополнительно усилена косынками и вставками, длина базы – 3600 мм. Все необходимые кронштейны и навеску крепят с помощью высокопрочных болтов. Передняя ось Hande с увеличенной до 9 т технической грузоподъёмностью, задняя балансирная тележка штатно выдержит 26 т (2х13 т). Это объясняет технически допустимую полную массу самосвала до 35 т при грузоподъёмности 21 т. Расстояние между осями задней тележки – 1440 мм. Стабилизаторы поперечной устойчивости предусмотрены спереди и сзади.
Карданная передача – двухзвенная, средний мост проходной. Передний карданный вал унифицирован по длине с некоторыми другими автомобилями КАМАЗ.
Универсальность или запасливость?
Кузов НЕФАЗ геометрической вместимостью 16 м3 рассчитан на транспортировку 21 тонны груза и оборудован задним откидным бортом. Судя по вертикальным рёбрами жёсткости подразумевается работа с кусковыми насыпными грузами. Днище платформы сварено из 6 мм шведской стали Hardox, борта изготовлены из стали S500MC толщиной 5 мм. А это всё-таки лишний вес. Угол подъёма платформы 50º и обогрев выхлопными газами позволяет работать в межсезонье и зимой и с такими пластичными грузами, как глинозём. Если посмотреть на аналоги схожего тоннажа, то обнаружится, что китайские производители осваивали российский рынок именно с такими кузовами, напрочь отметая облегчённые модели кузовов без развитой жёсткости бортов.
Финансовый приступ катарсиса
Так что же это за фрукт такой – «Люкс» 6520-В5?
Это ещё не новое семейство 6580 и не дальнейшее развитие модели 6520, ведущее родословную с конца 1990-х. Но что?
Оранжевый самосвал с индексом КАМАЗ-6520-26012-53, который был нами рассмотрен в качестве компромисса бюджетности и технологичности оборудован кабиной поколения К3, модернизированным V-образным двигателем 740-го семейства и 20-кубометровым кузовом. Стоит ли пинать старую кабину, за то, что она дешевле на четверть миллиона рублей?
Вишнёвый вариант КАМАЗ-6520-В5 «Люкс» получил более передовую кабину К4 от Mercedes-Benz Axor. Новая кабина К4 – это предел комфорта для водителя самосвала. В интерьере салона машины он проводит четверть своей трудовой жизни и главным становится качество обитаемого пространства. Если классический КАМАЗ с кабиной К3 – это средство заработка и ночёвка, то в новой кабине К4 мир кажется чуть более радужным и позволяет понять, как должен выглядеть интерьер современного самосвала.
На что смотрит прораб?
С какой точки зрения на технику смотрит современный эксплуатант? Подрядчику и прорабу важна загруженность машины, учёт подъездных маршрутов и осевые нагрузки. Вот тогда и становится понятным смысл в оборудовании грузовика кузовом меньшего объёма, чем у предшественника – всего 16 м3. Это сугубо строительный самосвал для разработки нулевого цикла! Именно такие и используют на необустроенных дорогах при разработке котлованов.
Тут уместно вспомнить ещё один самосвал, серийно выпускаемый с 1998 года по сей день – КАМАЗ-65115. Это детище долгой эволюции.
В 1974 году 8-тонному КамАЗ-5510, спроектированному на ЗИЛе, в Набережных Челнах вразрез ГОСТам на допустимую осевую нагрузку решили поднять грузоподъёмность до 10 т. Так требовала экономика и поэтому 10-тонный КАМАЗ-5511 был растиражирован сотнями тысяч на Нефтекамском филиале. Подкачав его до 13 т в 1988 году получился КамАЗ-55111, который в 1998 году прошёл модернизацию и с увеличением грузоподъёмности до 15 т был представлен как КАМАЗ-65115.
У последней модели была иная балка переднего моста по сравнению с моделью КАМАЗ-6520 (осевая нагрузка 6,2 т против 8,9 т) и более слабый (292 л.с.) двигатель Cummins ISB рабочим объёмом 6,7 л. Балансирная тележка КАМАЗ-65115 рассчитана на нагрузку 19 т, тогда как у КАМАЗ-6520 она составляла 26 т. Можно сравнить с КАМАЗ-6580 – у того балансир рассчитан на 32 т.
Семейство самосвалов 6520, обладающее кузовами увеличенного объёма, более грузоподъёмным шасси и более мощными двигателями можно смело отнести к общестроительным самосвалам. Но «не люксовую» версию целесообразнее использовать на небольшом плече за городом, где грешным делом можно и навалить с горкой, а новомодный 6520-В5 «Люкс» внешне малоотличимый от ещё более продвинутой модели 6580 больше подойдет для среднего плеча, где требуется достаточно высокая скорость доставки сыпучих грузов, или для городского строительства. Причём 16-кубометровый кузов более объективен для весового контроля.
Модель | КАМАЗ-6520-А5 | КАМАЗ-6520-001-49 (B5) Люкс | КАМАЗ-6580-163001-87(S5) | КАМАЗ-6580 K5 |
---|---|---|---|---|
Полная масса/ грузоподъемность т | 33,1/ 20,0 | 35,0/ 20,9 | 41,0/ 25,45 | 41,0/ 26,2 |
Вместимость кузова, м3 | 12, 16, 20 | 16, 18 | 16 | 17,5 |
Двигатель | Cummins ISLE8,9 E5 400 | КАМАЗ-740.735-400 Евро-5 | Mersedes-Benz OM 457LA.V/3 | Cummins ISG12 E5 420 |
Мощность, л.с. | 390 | 400 | 400 | 419 |
Полная масса, кг | 35 000 |
Допустимая нагрузка по осям, кг | 9000/ 13 000/ 13 000 |
Снаряжённая масса, кг | 14 000 |
Грузоподъёмность, кг | 21 000 |
Угол преодолеваемого подъёма, не менее % | 30 |
Двигатель:
|
Cummins ISL 400 50, турбодизель, I-6, Euro 5 8880 400 при 2100 мин-1 1700 при 1400 мин-1 |
Коробка передач:
|
ZF 16S1820 TO, механическая 16/2 |
Сцепление | Сухое, однодисковое, Ø 430 мм, с диафрагменной пружиной |
Тормозные механизмы всех осей | Барабанные, Ø 420 мм |
Передаточное число главной передачи | 5,11 |
Подвеска спереди/сзади | Малолистовые рессоры/рессорно-балансирная |
Внешний габаритный радиус поворота, м | 11,0 |
Шины | Спереди – 385/65 R22,5; сзади –315/80 R22,5 |
Вместимость бака для синтетической мочевины, л | 70 |
Вместимость топливного бака, л | 350 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Резюмируем
На заводе продолжают уделять внимание машинам классического семейства и его выпуск не кажется альтруизмом. Для многих эксплуатантов большую роль играет взаимозаменяемость деталей и доступность сервиса, а другие уже не хотят мириться с устаревшей кабиной и маломощным шумным двигателем. Поэтому стратегическое направление развития, где максимальное использование традиционного шасси и агрегатной базы классических КАМАЗов, но с новой кабиной и плавной модернизацией с целью соответствия всем современным стандартам вполне себя оправдывает.
Внешне схожий самосвал КАМАЗ-6580 с колёсной формулой 6х4 вскоре получит 16-тонные мосты, новую раму и более совершенный двигатель, что позволит допустить полную массу не менее 41 т, но и ценник будет ощутимо выше. А вот теперь у прорабов появится зримый выбор.