Опубликовано: ГП 11-2019
FORD Model T Van, 1913 г., ERTL, США, прибыла с аукциона «зачумевшей»

Скрытый враг масштабных моделей

«Цинковая чума»

Лисин Дмитрий

До этого материала в рубрике «Грузовичок» мы рассказывали о довольно позитивных вещах, связанных с изготовлением и коллекционированием масштабных моделей автомобилей. Вы узнавали о новинках, нюансах создания конкретного экземпляра или серии моделей, подробностях жизни людей и коллективов их создающих. Однако как и в любой деятельности человека, у коллекционирования масштабных моделей есть и обратная сторона медали – гораздо менее позитивная.

Я не имею в виду вандалов или неуклюжих гостей, которые могут повредить ваши масштабные модели на выставках, реальных встречах коллекционеров или у вас дома. Не подразумеваю и досадные просчёты изготовителей, чьими результатами со временем становятся искорёженные элементы масштабных моделей (колёсный диск, покрышка, приборная доска, подставка или помутневший бокс). Не касаюсь я и мошенников, непрерывно искушающих вас, пытающихся выманить ваши кровные деньги и не предоставить заветный раритет. Всё это досадно, но не смертельно. Повреждённую модель можно отреставрировать и восстановить, потерянные средства заработать вновь. Я же имею в виду «цинковую чуму» – страшное обидное и досадное микрофизическое явление, полностью или частично разрушающее желанные экземпляры наших коллекций иногда на протяжении многих лет, а иногда довольно быстро. Эффективных методов борьбы с ней, к сожалению, ещё не придумано.

FORD Model T Van, 1913 г., ERTL, США, прибыла с аукциона «зачумевшей»

Цинковая революция

Если вы коллекционер масштабных моделей автомобилей, выполненных по технологии die-cast, и никогда не сталкивались с «цинковой чумой», то вы просто везунчик – баловень судьбы! По сути, «цинковая чума» – это непрофессиональный термин, придуманный коллекционерами или вообще потребителями изделий, созданных из сплавов цинка.

В чистом виде металл цинк в природе не встречается. Получить его полностью очищенный вариант удалось лишь в 1738 году в Великобритании. Хотя впервые о нём упомянул в своих трудах ещё Парацельс (1493–1541 гг.). Сплав цинка с медью или латунью применяли в Древней Греции, Индии, Древнем Египте, позднее в Китае. В наши дни цинковые сплавы называют «ZAMAK», в России – ЦАМ. Наименование сплавов представляет собой немецкую аббревиатуру, образованную из первых букв названий легирующих металлов сплава: Zink (цинк) + Aluminium (алюминий) + MAgnesium (магний) + Kupfer (медь). Русское название аналогичных материалов (ЦАМ) составлено из первых букв русских названий легирующих элементов: цинк + алюминий + медь. Далее я буду использовать аббревиатуру, принятую в России – ЦАМ.

Fiat ZERO, 1912 г., М1:43, DUGU-RIO, Италия. Резиновые колёса и пластмассовые диски в идеальном состоянии, в то время как кузов машины почти полностью саморазрушился

Благодаря своим технологическим свойствам ЦАМ с 1930-х годов стал широко использоваться в литейных смесях, потому что его показатели текучести и усадки позволяют изготовлять из них отливки сложной формы с тонкими стенками. ЦАМ начали использовать во всем мире для эффективного изготовления галантерейных товаров, дверной фурнитуры, бытовой техники, в часовой индустрии, комплектующих велосипедов, мотоциклов и автомобилей и во многих других областях.

Конечно, обратили внимание на ЦАМ и изготовители сувенирной продукции и игрушек. Как сказано в книге Нобору Накаямы «Масштабные модели автомобилей мира» настоящий расцвет в производстве масштабных моделей начался именно в 30-х годах. Производители стали отходить от использования жести – ранее основного материала для производства технических игрушек. Компания Meccano в Великобритании начала лить из ЦАМа свою серию Dinky Toys, не отставала и Märklin из Германии, AR, CIJ и Solido из Франции. Пластик в производстве масштабных моделей начали использовать только в 1950-х годах, именно тогда появились масштабные die-cast копии автомобили в привычном нам, современном понимании, а в СССР, как многие из нас помнят, выполненные по технологии die-cast масштабные модели автомобилей начали изготовлять в 70-х годах.

Bianchi Landaulette, 1909 г., М1:43, DUGU-RIO, Италия

Разборки с ЦАМом

Классическое соотношение металлов в этом сплаве: 95% цинка, 4% алюминия, 1% меди. Цинк придаёт сплаву низкую температуру плавления, алюминий улучшает его механические характеристики, уменьшая размер «зёрен» в структуре сплава, а медь с одной стороны увеличивает его прочность, с другой несколько ухудшает его пластичность и устойчивость к влиянию коррозии. Увеличить устойчивость ЦАМа к коррозии можно добавляя в сплав магний (примерно 0,06%). В ЦАМе можно встретить вкрапления других металлов, которые негативно влияют на его характеристики. К ним относится железо, олово, кадмий и свинец. Если этих материалов в сплаве содержится слишком много, он становится менее устойчивым к механическому воздействию, повышается склонность к образованию трещин! Процесс производства сплавов ЦАМ в России определён в государственных документах: «ГОСТ 19424–97 Сплавы цинковые литейные в чушках. Технические условия» и «ГОСТ 25140–93 Сплавы цинковые литейные. Марки».

Magirus S6500, SCHUCO, Германия, купленный по каталогу Magirus S6500, SCHUCO, Германия, купленный по каталогу

Именно из этого сплава создано великое множество масштабных моделей, изготовляемых по технологии die-cast. В связи с тем, что рецептура изготовления сплава может различаться, могут быть разными и прочностные характеристики масштабной модели. Кстати, окрашивая свою продукцию различными эмалями, производители масштабных моделей не только приближают её внешний вид к копируемому прототипу, но и дополнительно защищают ЦАМ от действия влаги, ультрафиолета и других факторов внешней среды. А если перед покраской модель ещё и загрунтовали, как это делали на фабрике Corgi в Великобритании, то деталь её кузова можно считать защищённой вдвойне!

Начальная стадия чумы

Резонно можно заметить, а зачем коллекционеру нужна вся эта информация? Для него главное – копийность, а с помощью каких материалов это достигается, многим не так уж и важно. Я вам отвечу. Коллекционеру необходимо знать материал, из которого созданы масштабные модели, чтобы как минимум определить правильную методику их хранения и транспортировки. Для кого-то пластик или смола вообще являются неприемлемыми в составе масштабной модели, ведь в основных деталях прототипа, которые она копирует, они также отсутствуют.

Ну, хорошо, скажете вы, буду хранить модели в сухом месте, при комнатной температуре, оберегая от прямых солнечных лучей и всё будет хорошо! Однако нет, в один прекрасный день вы замечаете, что ваша любимая машина, с трудом заполученная die-cast модель, начинает разваливаться на части сама собой. Вы потратили время на поиски, общение с разными людьми, уйму средств на покупку, хранили её в идеальных условиях, а она тем не менее разрушается!

Fiat ZERO Spider, 1912 г., М1:43, DUGU-RIO, Италия. Эту трещину породило изменение габаритов машины – всему виной «цинковая чума»

Кто нажал кнопку самоликвидации?

Версий по этому поводу множество, порой даже очень невероятных. Споры не утихают до сих пор. Это одна из самых тяжелейших и обсуждаемых тем в среде коллекционеров масштабных моделей. Именно они придумали термин «цинковая чума», скорее всего по аналогии с «оловянной чумой», которую изучали в конце XIX века многие химики. Дело в том, что «белое олово» – серебристо-белый, мягкий, пластичный металл при низких температурах (от –14 до –33 °C) превращается в «серое олово», по сути, кристаллический порошок. Соприкосновение «серого» олова с «белым» заражает последнее.

БЕЛАЗ из Минского дома литераторов

Возможно, именно поэтому, как только коллекционеры столкнулись с непонятным для них явлением – саморазрушением моделей, одним из симптомов развития «цинковой чумы» стали считать низкие температуры. Поговаривают даже, что в Саратове на производстве масштабных моделей проводили над ними испытания при низких температурах. Увы, их методика и результаты, мне не доступны. Однако из рассказов коллег, я слышал о подобных испытаниях, проводимых в частном порядке. И большая часть из них, говорит о том, что после заморозки кузовов моделей, выполненных из ЦАМа в морозилке обычного холодильника и последующем на них механическом воздействии (удар молотка или падение с высоты 1,5–2 метра) их прочность уменьшается в разы. Однако никто не смог доказать, что в структуре сплава из-за низких температур происходят изменения, приводящие к его саморазрушению.

Другой версией возникновения «цинковой чумы» высказывалось нарушение режима остывания отливок деталей. Некоторые коллеги, имеющие опыт работы с «белым металлом» (white metal – общий термин, охватывающий группу сплавов с относительной низкими температурами плавления на базе олова или свинца), чьи сплавы на данный момент не замечены в повреждении «оловянной» или «цинковой» чумой, утверждали, что изделие, которое после выплавки остудили принудительно, а не естественным образом, в дальнейшем обязательно рассыплется. Однако это тоже не доказано.

Renault Estafette Kub, М1:43, Norev, Франция. Из-за перепада температур размер кузова из ЦАМа стал меняться, в результате деформировалось шасси из пластика Renault Estafette Kub, М1:43, Norev, Франция. Из-за перепада температур размер кузова из ЦАМа стал меняться, в результате деформировалось шасси из пластика

Чумовой диагноз

Первоначальными признаками «цинковой чумы» являются незначительные вздутия краски на модели с продолжающимся дальнейшим разрушением металла. Поэтому одной из версий её возникновения стало не наличие примесей в сплаве, а наличие в нём газов (углерод и кислород). С течением времени молекулы газов вырываются наружу и разрушают сплав, ускоряя коррозию металла, причем не снаружи, а изнутри. Возможно, это так и есть, вот только пока это всего лишь версия. Как и не доказано возникновение «цинковой чумы» от механических воздействий: сверление, распил или обработка напильником. Такие воздействия происходят при конверсии моделей, и довольно часто следом идёт «цинковая чума», а вот нетронутые доноры продолжают жить).

Коллеги в нашей стране предположили, что самопроизвольное разрушение масштабных моделей – происходит только у нас, и только с продукцией, выпущенной в Саратове со второй трети 90-х годов до начала 2000-х, связывая это с тем, что в СССР в 1985–1986 годах изменилась в худшую сторону технология выплавки ЦАМа. Специалисты литейных производств, стали очень вольно вести себя в вопросе его очистки от различных примесей при плавке руды.

Isotta Fraschini 8a Spider, 1924 г., студия SOLIDO Франция, М1:43 Isotta Fraschini 8a Spider, 1924 г., студия SOLIDO Франция, М1:43
ГАЗ-66, М1:43, студия «Агат», с аукциона, все признаки «чумы» налицо
УАЗ-452В «Фермер», М1:43, Саратов

Похоже эту версию можно считать наиболее правдоподобной. Только вот по информации, поступающей из разных сторон, оказалось, что «цинковой чуме» подвержены не только копии автомобилей саратовского производства, но и отдельная продукция, ранее выпускавшаяся в Москве («Прогресс»), Казани («Элекон»), Каменец-Подольске (знаменитые ЗИЛы), Запорожье (ремейки), Костроме (МАЗы), Екатеринбурге («Русская Миниатюра»), Санкт-Петербурге (ЛОМО). От неё пострадали в Германии – Schuco, Minichmps; в Италии – Burago, RIO, Old Cars, Politoys; во Франции – Norev, Solido; в Испании – Guisval; в Нидерландах – AHC-Pilen; в США – Road Champs, ERTL, Motor Art; в Китае – Welly, Cararama, New Ray, Atlas.

ВАЗ-2105, ГАИ, М1:43, Саратов. С признаками «чумы» ГАЗ-24 «Волга», М1:43, мастерская «Тантал», Саратов

В принципе, это можно тоже объяснить: в нашей стране во время Перестройки начались изменения и не всегда к лучшему. В Европе также. Если до 1997 года применительно к сплавам ЦАМ в каждом государстве Европейского союза действовали национальные стандарты. Так, в Германии в отношении них силу имел стандарт DIN1743 (часть 1: «Цинковые сплавы», часть 2: «Цинковые отливки, получаемые методом литья под давлением»). После вступления в силу европейских стандартов EN1774 («Цинковые сплавы») и EN12844 («Цинковые отливки, получаемые методом литья под давлением») различия в маркировке цинковых сплавов и их химических составах были упрощены и унифицированы. А переместив производство в Китай, многие производители могли поддаться и на уловки китайских промышленников, не всегда следивших за необходимым уровнем качества, стремясь минимизировать собственные издержки.

Однако у противников этой версии появились контраргументы и довольно весомые. Есть сведения о том, что «чуме» подвержены и масштабные модели, выпущенные в Саратове и в 1970-х годах, к ним добавились некоторые экземпляры старого Norev из Франции, из Германии GAMA, Märklin 1940-х годов прошлого века.

Renault Kangoo Norev Jet Car, М1:43, Norev, Франция. Деформировалась крыша фургона, видимо, после солнечных ванн

Рецепты благоразумия

По сути, в СССР масштабные модели из ЦАМа начали производить в 1970-х годов, т. е. с самим сплавом могли ещё экспериментировать и только к 80-м годам определить его оптимальную рецептуру. Замечено, что именно масштабные модели 80-х годов пока самые живучие.

То, что в кругах коллекционеров принято называть «цинковой чумой» – это просто химическая коррозия. Когда её проявления (вспучивание металла, увеличение отливок в размерах, выгибание, растрескивание) становится явной – спасти модель уже невозможно. В отличие от настоящей чумы, в медицинском смысле, она не заразна, не опасна ни человеку, ни другим масштабным моделям. Лекарств от неё нет. Но всё же старайтесь хранить ваши коллекции в сухом месте, без резких перепадов температур. Конечно, есть «кулибины», которые не сдаются, пытаются спасти «зачумевшие» масштабные модели с помощью разных шпатлёвок и смол, однако я не берусь оценивать результат их ухищрений и аутентичность того, что появляется в результате их деятельности. Каждый должен решить сам, стоит ему вкладывать силы и средства в уже заболевший раритет или нет.

Модель МАЗ-503, М1:43, Кострома

Я не преследовал цель напугать коллекционеров, и надеюсь, что не уменьшил их тягу к нашему общему хобби. Я также не делал попытки очернить репутацию ни одного из перечисленных мной производителей масштабных моделей. И я не буду призывать вас к пониманию всеобщей бренности окружающих нас вещей, и любви к тому, что имеем, ведь любая потеря, и естественно потеря иногда лучшей части коллекции – это большой стресс. Поэтому по крайней мере будьте осторожны при выборе новых экземпляров для своих собраний и не покупайте, как бы вам ни хотелось иметь раритет, если что-то вызывает у вас малейшие подозрения. А случаев сбыть «зачумевшую» модель в наши дни очень много.

Удачного коллекционирования, не смотря на любые трудности и «цинковую чуму!».

Медицинский фургон из комикса о Тинтине, 1930 г., М1:43, Китай Медицинский фургон из комикса о Тинтине, 1930 г., М1:43, Китай
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию