По российской глубинке на «Мерседесе»
Автопробег «Грузовики, которым доверяют: Надёжность. Доступность. Эффективность»
Стремительно летит время. Пять лет прошло с того момента, когда в Набережных Челнах был собран первый российский грузовик Mercedes-Benz. Отметить этот скромный юбилей решили автопробегом под названием «Грузовики, которым доверяют: Надёжность. Доступность. Эффективность».
Летом 2015 года в рейс отправились пять грузовиков, три из которых – рождённые в России, и два – чистокровные немцы. Автомобильных журналистов пригласили опробовать технику в деле, причём всем удалось проехать на каждом автомобиле, участвовавшем в этом мероприятии.
Роскошные и практичные
Описание начну, пожалуй, с немецких машин, изготовленных на заводе в городе Вёрте. Мой путь начался в красной кабине Actros 2541L со спальным местом. В качестве надстройки у этой машины – 49-кубометровый изотермический фургон Schmitz. Двигатель мощностью 408 л.с. пятого экологического класса с максимальным крутящим моментом 2000 Н∙м и 12-ступенчатая автоматизированная КП PowerShift – чрезвычайно гармоничный тандем, который позволил наслаждаться своей работой первые 85 километров пути. После смены мне достался роскошный седельный тягач Actros 1851LS с двуспальной кабиной Megaspace в эксклюзивном исполнении Black Liner. Его силовой агрегат состоит из 510-сильного мотора с аналогичной автоматизированной КП.
Конечно же участвовали в пробеге и грузовики Mercedes-Benz российской сборки. Это два среднетоннажника Atego 1222L и более тяжёлый Axor 1824L. Отличия Atego – в колёсной базе и кабинах. У одного база – 4760 мм и дневная кабина S, надстройка – изотермический фургон, другой собрат хоть и с более короткой базой 4160 мм, зато со спальной кабиной L и также c изотермическим фургоном. Как видно из цифр маркировки, на Atego установлены двигатели мощностью 218 л.с. Восемнадцатитонный Axor 1824L укомплектован двигателем в 238 л.с. и 6-ступенчатой механической КП с пневматическим управлением.
Наша справка
Первым автомобилем, собранным на совместном предприятии ОАО «КАМАЗ» и Daimler AG, был Mercedes-Benz Actros 1841 LS. Производство начало работу 30 сентября 2010 года. К началу 2015 года на заводе Mercedes-Benz в Набережных Челнах было собрано 7500 грузовиков Mercedes-Benz Actros, Axor, Atego и Unimog. В 2015 году доля Mercedes-Benz среди представителей «большой семёрки» выросла до 18%.
1000 км на одном дыхании
Знаменитая марка с путеводной звездой оказалась на высоте во всех организационных мелочах автопробега. Водителям-участникам перед началом движения раздали специально отпечатанные дорожные легенды с указанием объектов, расстояний, поворотов и интервалов наподобие тех, что используют гонщики-раллисты.
Из лаконичного документа следовало, что водителям предстоит пройти 1031 км в три основных этапа, на каждом из них предусмотрены остановки для смены машин, обеда и фотосъёмки. В первый день мы прошли участок 405 км от Набережных Челнов до Тольятти, попутно минуя города Заинск и Нурлат. Это совсем не напряжённый график, даже учитывая нормативы движения по тахографу. На следующий день было запланировано прибытие в Казань, длина маршрута – 368 км. Третий день предполагал участок маршрута всего 259 км, чтобы вернуться в Набережные Челны на стартовую площадку пробега – дилерскую станцию Mercedes-Benz – «Камавтокомплект».
Из города КАМАЗов в город Жигулей
405 километров пути разделяют два из трёх, без преувеличения, крупнейших города-автомобилестроителя России (Нижний Новгород, где тоже собирают Mercedes-Benz Sprinter, к сожалению, остался за пределами нашего маршрута). Сначала дорога идёт по холмистой луговой Татарии, потом начинаются поволжские степи, которые чередуются с лесными дубравами. До Заинска движение довольно плотное, двухполосная дорога держит поток, редко давая возможность совершить обгон сельских тихоходов, но ближе к Нурлату трасса пустеет, можно и ускориться, что вполне позволяет 510-сильный двигатель седельного тягача Actros 1851LS Megaspace Black Liner. Но машина без полуприцепа с полностью разгруженной ведущей осью склонна рыскать и диагоналить, так что, крепко держа руль, на время забываю о своих водительских амбициях, пока примерно через сотню километров не настанет моя очередь пересесть на Atego. Ну а раз уж я управляю таким необузданным седельным тягачом, то самое время познакомиться с многочисленными электронными системами-помощниками водителю в области активной безопасности, коими уникальный экземпляр нашпигован сполна. Перечислю лишь некоторые, самые запомнившиеся: Telligent – название группы систем активной безопасности, состоящей из системы поддержания курсовой устойчивости, системы контроля полосы движения и системы поддержания заданной дистанции, затем в списке опций идёт интеллектуальный ассистент торможения Active Brake Assist 2.
Ещё автомобиль укомплектован такими «игрушками», как гидравлический ретардер, климат-контроль, пакет «обзор и освещение», включающий датчики дождя и датчик освещённости, автоматически управляющий внешними световыми приборами. Так незаметно пролетел очередной участок, и опять время менять машину.
Настоящий и любимый классик
Это я об Atego 1222L. Даже звучание его двигателя ностальгически ласкает слух, не говоря уже о дизайне его органов управления и арматуре кабины, где чётко прослеживается связь с легендарным, без преувеличения, легковым «Мерсом» W123 и не менее знаменитым и любимым во всём мире коммерческим автомобилем MB Vario! Но именно в этом среднетоннажном грузовике Atego 1222L присутствует ещё одно интересное опциональное дополнение, предложенное даймлеровцами специально для России: спальное место. Вспомните об изменениях российского транспортного законодательства, вступающего в силу с ноября 2015 года и предполагающего взимание платы за проезд по федеральным автодорогам. Так вот этот автомобиль вполне может послужить достойной альтернативой «крупнокалиберному дальнобою», ведь что греха таить, если бы не нововведение, многие перевозчики так бы и продолжали греметь по трассе полупустыми кузовами…
Оптимальный Mercedes-Benz
С автомобилем Mercedes-Benz Axor 1824L я познакомился раньше, чем его стали выпускать в России. И в момент нашей первой встречи с «Аксором» в 2009-м я тогда подумал, что достигнут тот самый компромисс, о котором давно мечтают перевозчики-соотечественники: с одной стороны, всегда хочется новый и брендовый автомобиль, но с другой, он всегда не дёшевый.
Пусть кабина S невысока и узковата, пусть нет многих роскошных опций, но под кабиной бьётся надёжное и достаточно мощное сердце, КП и ведущие мосты ещё совсем молоды и бесконечно надёжны, топливный бак обеспечивает неслабый запас 400 л, а цена этой бесценной уверенности в дороге и машине не выше подержанной трёхлетки европейской «семёрки», которая уже успела накрутить с полмиллиона трудовых километров.
Жигулёвская столица встретила нас унылой промзоной, где, немного пропетляв, мы прибыли в региональный дилерский центр «Влако-сервис», расположенный на Хрящевском шоссе.
На прощание
Впереди показались чарующие очертания Жигулёвских гор и зеркало водохранилища, прозванного Жигулёвским морем. Завтра пробег продолжится, чтобы закольцевать маршрут и лишний раз убедиться в том, что эти автомобили не подведут, если что… Но мне уже пора в аэропорт: журналистская работа предполагает оперативный выезд на следующее задание, а жаль, я с удовольствием бы ещё продолжил водить Mercedes-Benz по сказочно красивым и бесконечным российским просторам…