Рекордный COMTRANS 2019 в период выставочного кризиса (Часть 1)
Три зала в одном павильоне «Крокус Экспо» и ряд из 28 машин перед входом на улице – ожидаемый итог эпохи затянувшихся падений. Но за 10 лет впервые можно было увидеть такую яркую представительность: 200 экспонатов в полноценном павильоне с тремя залами, 4,4 гектара площадей, 265 российских и зарубежных компаний из 13 стран. За шесть рабочих дней выставку посетило не менее 18 000 посетителей.
Возможно, это последний «Комтранс», где ещё раздаривали проспекты. По крайней мере в Европе и Китае за брошюркой или листовкой ещё побегать и в ножки покланяться придётся. Многие стенды содержали QR-код, по которым в мобильнике крутились презентации с лихими слоганами, 3D-рендерами и видеороликами. Характеристики в век чистогана и клипового сознания уже отходят на второй план.
Рынок налегке
«Комтранс» лишился одного из главных экспонентов лёгкого коммерческого класса. УАЗ нагло переехал на специализированные площадки и проигнорировал главное событие года. Значит ли это, что полуторка УАЗ «Профи» и остальные «бобики», «таблетки», «буханки» и «батоны» остались без информационной поддержки? Но какой смысл заводу на стенде показывать музейные раритеты? Компания с осторожностью тратится на любое шоу, тем более что рынок давно поделён и кажется нет смысла лишний раз напоминать о себе потребителям, мечущихся в выборе между «ГАЗелью» и «Профи». А вот тут – неправильно!
Впору пришлась очередная новинка – лёгкий грузовик JAC N35 грузоподъёмностью 1 т c 6-ступенчатой механической КП. На COMTRANS`2017 он был представлен как JAC X200 и фактически является заменой поднадоевшим Hyundai Porter, которые несмотря на свою неубиваемость начали уходить даже со вторичного рынка. JAC N35 с 2-литровым турбодизелем уровня Euro 5 мощностью 130 л. с. развивает максимальный крутящий момент 285 Н.м и снабжён сажевым фильтром и нейтрализатором отработавших газов, без применения системы AdBlue. Бороться за благосклонность кошельков потребителей этой машине придётся с Hyundai HD35City и с Hino 300 XZU6 3,5 т. Так что низкий прайс и невысокая стоимость владения станут решающим доводом.
Портфолио малотоннажников с каждым годом только растёт. Но на оживлении продаж это не особо сказывается. В России локализована сборка PSA, Ford Transit и Mercedes-Benz Sprinter Classic. И вот фокус: немецкий концерн Daimler AG представил огромный спектр фургонов и микроавтобусов нового поколения. А ещё о возврате на рынок LCV заявляет концерн IVECO, представивший цельнометаллический фургон (ЦМФ) Daily 35С14NV CNG. И если Volkswagen откровенно начал пропускать коммерческие симпозиумы, то его отголосок можно было найти на стенде «Московского завода специальных автомобилей» известного своими прицепами для легковушек и грузовиков класса LCV и MCV. Трёхосный МЗСА-330401.001 грузоподъёмностью 990 кг (полная масса 3,1 т) изготовлен на переднеприводном шасси Volkswagen Transporter. Благодаря низкой раме (831 мм над уровнем дороги) машина позволяет перевозить высокогабаритные лёгкие грузы (стенды, стеллы, стеклопакеты). Подобных машин класса 6х2 в России не выпускали, если не брать в расчёт малолитражки ВИС и УАЗ «Патриот» с подкатными осями.
Средний тоннаж
Среди автомобильной экспозиции немного поутихли беспилотные «страсти», уступив место множественным решениям применения природного газа в качестве альтернативного вида топлива. И в этом хоре легко найти главного запевалу. Итак – ГАЗ!
Суммарно на стенде «Группы ГАЗ» было показано 10 новых моделей коммерческих автомобилей и автобусов. Ожидаемое развитие среднетоннажных «ГАЗонов» было представлено двумя премьерами. Первая – уже ставший серийным «Садко» и длиннобазное шасси «ГАЗон NEXT 10 LNG/CNG» для городских грузоперевозок, локальной дистрибуции и монтажа коммунального оборудования.
ГАЗ-C41RB3K оснащён системой, работающей на сжиженном (СПГ – LNG) и сжатом компримированном (КПГ – CNG) природном газе. При сравнимых объёмах топливного бака LNG обеспечивает в 3 раза больший запас хода, чем CNG. В связи с этим эксплуатация таких автомобилей наиболее выгодна при больших ежедневных пробегах. Запас хода автомобиля на одной заправке составляет 900 км. Установленная рядом с машиной газовая заправка РМ КПГ, используемая в сети АГНКС «Газпрома», должна поколебать убеждения скептиков о сложности процесса заправки.
Китайские JAC N80 и JAC N120 ранее показанные на СТТ 2019 можно было бы пропустить, кабы не настойчивость официального представительства, которое с настойчивым усердием продвигает марку в сегмент дистрибуции и спецтехники. JAC N120 характеризуется компактными габаритами и позволяет перевозить коммерческие грузы весом до 7690 кг на любые расстояния. При этом полная масса модели составляет 11 990 кг, поэтому грузовик не попадает под действие системы «Платон».
В среднем тоннаже IVECO имеет все преимущества, поскольку вся линейка уже имеет модификации, работающие на газе. Но слабая локализация сборки автомобилей (это не относится к миасскому СП «ИВЕКО-АМТ») и малый спрос, пока не даёт ей развернуться во всех преимуществах. Версии на компримированном и сжиженном газе – Daily Blue Power и мусоровоз Eurocargo на CNG не были свадебными генералами стенда. С позиции IVECO акцент на экологическом и экономическом преимуществах использования природного газа, который способен обеспечить существенное снижение выбросов загрязняющих веществ: более 90% для NO2, 99% для твёрдых частиц и 10% для СО2 (данный показатель может быть увеличен до 90% при использовании биометана).
Южнокорейский Hyundai намерен оставить свой след в освоении природного газа именно в среднем тоннаже, где линейку HD65 удачно заменил более современный Mighty EX9. Новинка придала динамику продажам, даже невзирая на высокую цену – до 3,2 млн рублей, как у магистрального КАМАЗа! И всего до конца года на «Автоторе» намерены выпустить не менее 1000 шт. Сохранена в производстве и линейка среднетоннажников HD78, в том числе версии CNG мощностью 133 л. с., но упор уже ставится не на развозные грузовики, а на спецтехнику, благо прайс на эти машины сохранился на уровне 2,9 млн рублей. Сейчас компания начала продвигать собранные в Калининграде среднетоннажники Hyundai HD120 Ultra Long с обновлённым 5,9-литровым двигателем D6GA мощностью 250 л. с.
Газовые версии, как было сказано в предыдущем репортаже, нашли своё применение и на моделях Isuzu Elf, которые начали комплектовать роботизированной КП.
Дистрибьюторы с большой дороги
«КАМАЗ» к 50-летию начала работы завода, установил рекорд, притянув сразу 40 единиц автотехники. Венчала выставочную программу тройка магистральных тягачей КАМАЗ-54901-92 с кабиной F1H поколения К5, в которую публика валила как на именины. Но «КАМАЗ», сосредоточившись на специальных комплектациях, самосвалах и тягачах, упустил из виду дистрибьюторские фургоны. Своё упущение автогигант намерен нивелировать запуском семейства с кабиной К4.
В попытке догнать прогресс уже имеется доработанная версия KAMAЗ-5490-S5 NEO 2, с усиленной передней подвеской (факт сигнализирующий, что в межсервисные 100 000 км пробега машину всё-таки перегружают!) и 401-сильным турбодизелем OM 457A.V/3. К нему в пару был разработан KAMAЗ-5490 NEO уже с газовым (LNG) мотором WP12NG400. Аналогичный мотор WP12NG400E50 для работы на CNG уже применили на рефрижераторе КАМАЗ-65207–5Р (Т2640) с колёсной формулой 6х4. Этот «реф» для ретейла разбавил отдельную экспозицию развозных и агрохолдинговых грузовиков поколения К4. Старые индексы (например, КАМАЗ-5325) не должны сбивать с толку. Завод уже не в силах сертифицировать каждую новую модель, проводя с ней полный цикл испытаний для получения ОТТС: на каждый чих не наздравствуешься!
Как обычно и много лет подряд, топовые модели серий Hino 300 (3,5 и 7,5 т), Hino 500 GD (12 т), обновлённый ряд Hino 500 GH (18 т). Грузовики Hino 300 с полной массой до 7,5 т оснащена дизельным 4-литровым двигателем N04C-UT мощностью 165 л. с. с показателем крутящего момента 464 Н∙м при 1400 об./мин. В более лёгкой серии Hino 300, полной массой до 3,5 т используется турбодизель N04C-US объёмом 4 л и мощностью 150 л. с., который выдает 420 Н∙м момента при 1400 об./мин.
Isuzu несмотря на схожий конструктив с Hino и происхождение техники, в политике компании многое наоборот. Расширение коснулось только серии Elf – это автовоз-эвакуатор с двухэтажной платформой на шасси Isuzu Elf 9.5 (NQR90) с роботизированной коробкой передач и мультилифт на шасси Isuzu NMS85 с полноприводной трансмиссией.
Газовую тему активно продвигает и МАЗ, тем более что у тягачей V поколения остаётся большой задел на рынке. Обширная программа представленных магистральных тягачей Ford, MAN, Volvo, IVECO, FAW и Renault лишь добавляет перца в сегменте магистральных грузоперевозок. Тягачи потребители заказывают загодя, за несколько месяцев. А ещё продуцентам (а это уже сборочные предприятия с локализацией) для годовой сертификации нужно точно выбрать конкретную комплектацию модели, чтобы окупить вложения на продвижение бренда. В России уже широко распространились фьючерсные контракты, а консигнационные стоянки (склады, где можно в открытую «при случае» купить машину за пачку наличности) начинают уходить в прошлое.