Мастерская «MILI Modell» Иштвана Левай (Levai Istvan)
Хосе Ортега и Гассет в своей книге «Восстание масс» заметил: «Человеческая жизнь, по самой её природе должна быть чему-то посвящена, какому-то делу великому или малому, блистательному или будничному. Условие странное, но непреложное, вписанное в нашу судьбу». Знаком ли Иштван Левай с мыслями испанского философа или нет, мне сказать сложно, на множество вопросов он просто не отвечал. Возможно, мешали сложности перевода, он не знал английского, я венгерского, недолго нам помогала дочь Иштвана, переводя ему на венгерский мои вопросы и транслируя на английский его ответы. Однако за несколько лет поиска и сбора информации, опираясь в том числе и на работы коллег*, я понял, Иштван своей работой подтвердил выводы Хосе Ортега и Гассета и довольно уверенно.
* Станислав Кирилец «Mili – венгерские модели для гурманов», «Автомобильный моделизм», №2 за 2004 год, материалы из журнала «Veterán Autó és Motor», журнала MBMC (Mercedes-Benz Model Club) и т.п.
Каждый читатель журнала вправе задать мне вопрос: о чем это ты? Я же с удовольствием поясню: о мастере из Венгрии, создающем копии автомобилей в масштабе 1:43!
Ирония судьбы…
Иштван Левай родился в 1953 году. После окончания школы мечтал стать архитектором и добился своей цели. Успешно и с удовольствием работал по специальности в Будапеште, никогда не интересовался масштабными моделями автомобилей и даже не коллекционировал их. В 1990-х годах развалился лагерь социалистических стран. Венгрия, где жил Иштван с семьей, считалась, пожалуй, самой демократичной. Подобные процессы остро сказывались на населении: дефицит товаров, рост инфляции, сокращение рабочих мест, низкие зарплаты и, как следствие, поиск дополнительного заработка, чтобы свести концы с концами. Искал его и Иштван. Ему улыбнулась удача – один из венгерских производителей, выпускающий с 1949 года грузовики и военную технику «Чепель» («Csepel») был в поиске мастера масштабных моделей, для изготовления небольшой партии сувениров – копий в масштабе 1:43 грузовика «Чепель 344». Иштван и его ученик, имея только опыт макетирования, при создании архитектурных презентаций, получили этот заказ и решили взяться за новую для себя работу. Сотрудники «Чепель» определили размер первой партии в 50 моделей, снабдили архитекторов фотографиями, документацией на прототип и перешли в режим ожидания готовой продукции. Иштван же и его коллега задумались, какую технологию применить, чтобы качественно выполнить заказ.
Выбор пал на изготовление малых серий копий из двухкомпонентной синтетической смолы. Однако трудность состояла в том, что хоть данный материал и технология работы с ним упоминались в ряде журнальных статей, сама двухкомпонентная смола в Венгрии была в дефиците. Коллеги из Западной Германии предлагали только крупные партии, а на начальном этапе никто так сильно рисковать не хотел. Материал необходимо было опробовать, узнать все свойства, нюансы работы с ним. Помогли французы, именно они предоставили нужный объём материала, начались эксперименты: определяли наиболее оптимальные объёмы пропорций смолы и отвердителя; варианты с наполнителем и консистенцией; как избавиться от пузырьков при литье и т. п. Только после этого началась работа по изготовлению пресс-форм.
Напомню, что 3D-моделирование в середине 90-х годов не являлось столь распространённой технологией, как сегодня. Но Иштван был архитектором и сделал необходимые расчёты и чертежи именно на компьютере. Через несколько месяцев была готова вся документация для производства моделей (точные чертежи мастер-модели, пресс-формы мелких деталей – рамки окон, зеркала заднего вида, рамки номерных знаков, дворники и т. п., которые должны были изготовляться методом фототравления). Таким образом, всего через полгода, необходимая партия пятидесяти копий грузовика «Чепель 344» в масштабе 1:43 оказалась готова. Но вот беда – к тому времени заказчик обанкротился. Нет, завод не отказывался платить, просто просил разбить платеж на три части и подождать, либо реализовать всю партию самостоятельно. Так и сделали: модели разошлись на ура – ведь получились они на славу. Проработано множество деталей, рамки боковых стекол, радиаторная решётка и т. д. и т. п. Я не уверен, но вполне возможно, это были первые копии венгерского грузовика «Чепель 344» в масштабе 1:43.
Первые успехи
Воодушевившись успехом, в 1999 году Иштван Левай создал собственную мастерскую по производству масштабных моделей автомобилей. Она получила наименование «MILI Modell», заключив в себе инициалы жены Иштвана Макры Ильдико (Makra Ildiko) и его самого (Levai Istvan).
Первыми моделями новой мастерской стали различные модификации «Чепель 344», грузовики разной расцветки и с разными типами кузовов, копии пожарных автомобилей, военных, бензовозов и т. п. Параллельно росло и качество моделей (почти у всех копий автомобиля присутствовали имитации регистрационных номеров стран Варшавского договора, где применялись «Чепели»). Всё это позволило мастерской завоевать множество симпатий среди коллекционеров, даже несмотря на довольно высокие цены на продукцию. Стали поступать новые предложения о производстве небольших серий легковых автомобилей разных периодов от крупных оптовиков из Австрии и Германии, на этом фоне выпуск грузовой техники Венгрии немного упал, но не остановился, удалось выпустить серии (в каждой не более 300 моделей) «Чепель 346», «Чепель 450», «Чепель 130», «Чепель 800».
Перед началом производства любой модели Иштван и его помощник тщательно изучали прототип, если была возможность, то знакомились с ним лично, если нет, то по имеющимся фото и документации. Далее стандартно создаются мастер-модели, пресс-формы, изготовляется весь комплект деталей, модели собираются и окрашиваются. Кстати, в аспекте окрашивания Иштван Левай и его коллеги достигли определённых вершин. Все их модели, благодаря хорошей покраске иногда довольно не простой (в смысле сочетания цветов), смотрятся очень живо и правдоподобно. Затем каждая модель плотно крепится к лакированной деревянной подставке с латунной табличкой, где указывается её наименование и накрывается сделанным вручную из оргстекла боксом. Единственным недостатком, а для других, возможно, особенностью, являлось то, что колёсные диски множества копий транспортных средств от «MILI Modell» отливались единой деталью вместе с покрышкой. Из-за прекрасной покраски это в глаза не бросалось, в производстве же существовала экономия (отсутствовала необходимость делать две разных детали – колёсный диск и покрышку из разнородных материалов смолы и резины, применяя для этого разные технологии), но внимательные коллекционеры этот факт отметили.
В среднем «MILI Modell» в месяц производила до 30 моделей (20 легковых и 10 грузовиков) в масштабе 1:43. В качестве основного материала мастерская применяла двухкомпонентную смолу EBALTA (Германия) либо AXSON (Франция). В настоящее время объём, производимой мастерской из Венгрии продукции несколько снизился. Теперь их модели – большая редкость, не часто встречающиеся даже на мировых модельных аукционах. Потому что множество мелких мастерских, создающих модели ручной работы, испытывают жесточайшую конкуренцию со стороны производителей масштабных моделей из Китая.
Однако рынок более проработанных копий автомобилей ещё существует, а раз так, то будут и новые предложения, новые публикации, описывающие достижения мастеров-одиночек. Как это случилось и с «MILI Modell», после того как по заказу магазина из Австрии «Autoshow», руководимого Иоганном Стегни (Stegny Johann), Иштван Левай выпустил просто шикарнейшую копию «Мерседес-Бенц ССК Черный Принц 1932 года», получившую множество хвалебных отзывов в том числе от членов всемирно известного клуба любителей масштабных моделей «Мерседес-Бенц» MBMC (Mercedes-Benz Model Club), а это дорогого стоит!
Несмотря на определённый успех «MILI Modell» в среде коллекционеров, для Иштвана Левай это не больше чем новая профессия. Он не горит муками творчества при воссоздании нового прототипа в масштабе 1:43. Для него это тяжёлый иногда даже монотонный труд (на создание оснастки для производства новой модели уходит порой до 6–7 месяцев). Но благодаря этому труду его семья живёт в определённом достатке, а он всегда занят, несмотря на то, что работает дома. Множество поставленных перед собой планов Иштван реализовал, однако на достигнутом не останавливается, ставит новые цели и успешно развивает свои отношения с коллегами из Финляндии, Канады, США, Германии, Швейцарии, Австрии, Венгрии и других стран. Ему уже 65 лет, но он полон сил и энергии, а значит у коллекционеров ещё есть возможность разыскать одну или несколько прекрасно проработанных и качественных моделей от «MILI Modell».