Лотерея не для всех
Конкурс Renault Trucks «Optifuel Challenge 2015»
2 июля в Подмосковье состоялся национальный финал конкурса Renault Trucks Optifuel Challenge 2015. Финальный международный этап пройдёт в португальском городе Лиссабоне в октябре.
Этот конкурс является одним из серии мероприятий, направленных на знакомство эксплуатантов коммерческого транспорта с новым продуктом компании Renault Trucks – пакетом Optifuel Infomax.
Оборудование для мониторинга
Пакет Optifuel Infomax – программное средство обучения сбора и анализа данных и оптимизации стилей вождения. Оборудование совместимо почти со всеми транспортными средствами производства Renault Trucks (за исключением малотоннажных коммерческих грузовых автомобилей) и сегодня входит в базовую комплектацию грузовиков с большим ромбом на передней панели. Но этот пакет можно установить и использовать на аналогичных машинах любой марки.
Основные функции системы, куда входят датчики и программное обеспечение, состоят в возможности мониторинга транспортного средства, что позволит оптимизировать его использование. В первую очередь «под колпаком» оказываются такие данные, как мгновенный и средний путевой расход топлива, режимы движения и навыки управления автопоездом: движение в зелёной зоне оборотов (диапазон максимального крутящего момента двигателя), количество торможений, использование наката, средняя скорость движения по маршруту. Это оборудование умеет сравнивать и строить отчёты результатов работы нескольких транспортных средств или типа маршрутов. Фактически система слагает с водителя логистические расчёты, позволяя выбрать наиболее прагматичный режим эксплуатации.
Конкурс и конкурсанты
Продукты такого плана активно продаются в европейских странах, где хорошие дороги, относительно свежий автопарк и строгое законодательство. В нашей стране в дорожном движении участвует довольно много старых грузовиков, на которые в принципе невозможно установить подобное оборудование, внезапно переменные и непредсказуемые дорожные условия и желание многих перевозчиков работать проверенными методами не способствуют продвижению современных систем мониторинга транспорта. Для того чтобы брать эту неприступную крепость, специалисты компании Renault Trucks организуют обучение, проводят семинары, опытные заезды и соревнования и даже пытаются оснастить некоторые парки в рамках опытной эксплуатации.
Международный конкурс «Optifuel Challenge 2015» привлёк в России внимание 168 водителей, до национального финала добралось 6 человек. А жарким летним днём в Подмосковье фортуна выбрала двоих, которые поедут представлять Россию в Лиссабоне на международном финале.
Причём здесь фортуна, если справедливая и непредвзятая электроника оперирует лишь сухими цифрами? Да при том, что по аналогии с грядущим европейским этапом конкурса заезды проводились на дорогах общего пользования, а не в эталонных условиях полигона. Тем интереснее оказались выводы, построенные на основе такой практики.
Небольшая интрига
Заезды проходили в районе Дмитровского шоссе, на маршруте протяжённостью 31 км с наличием железнодорожного переезда, светофоров, уклонов различной сложности, местами совмещённых с кривыми в плане, характерными для дорог третьей категории. Два конкурсных автопоезда идентичной спецификации состояли из седельных тягачей Renault Trucks серии Т новой гаммы и трёхосных гружёных полуприцепов. Тягачи были оснащены 11-литровым двигателем пятого экологического класса мощностью 460 л.с. и автоматизированной КП Optidriver. Поскольку большинство моих коллег, приглашённых на это мероприятие, любят и умеют водить грузовики, перед началом соревнования организаторы конкурса провели жеребьёвку и создали 6 команд в парах журналист – водитель.
В первом раунде заездов между собой соревновались журналисты, а водители при этом находились на пассажирском сиденье. Во втором раунде водители садились за руль для определения лучшего, в то время как журналисты выполняли роль штурманов. За конкурсными автопоездами следовали судейские легковые автомобили сопровождения с инструкторами Renault Trucks. Оценивались заезды транспортно-информационной программой Optifleet. По итогам каждого заезда в присутствии водителей и журналистов инженер по продукту Optifleet Арманд Воскобойников в системе Infomax фиксировал данные пяти основных показателей: средняя скорость, средний расход топлива, расход топлива в «зелёной зоне», время движения по инерции и количество нажатий на педаль тормоза.
Чему можно, а чему нельзя доверять
Прошлой осенью в рамках семинара по продукту, в котором я тоже участвовал, организаторы уже проводили подобные заезды для журналистов. Тогда, разделившись на группы, участники проехали заданный маршрут, стараясь выполнить главное условие конкурса – минимально расходовать топливо, но беспристрастная система вовсю отдалась воле случайных дорожных факторов, что загубило результаты импровизированных соревнований. Этим летом ситуация повторилась, несмотря на отчаянные попытки инженеров свести к минимуму влияние случая: например, не засчитывалось время в пути и топливо, израсходованное в процессе ожидания открытия шлагбаума на железнодорожном переезде.
Два автопоезда обеспечили 12 конкурсных заездов за 6 часов, которые продолжались с 9 утра и до 15 часов дня. Трафик за это время менялся несколько раз принципиально! Сначала нерасторопные подмосковные жители поплелись на работу на тихоходных потрёпанных легковушках и сразу же столкнулись друг с другом, заблокировали Т-образный перекрёсток. Потом на дорогу вылезло несколько тракторов, а в обед дорожные рабочие принялись обновлять разметку. Лишь после полудня дорога опустела, а ж.-д. переезд был свободным из-за перерыва в движении пригородных электричек.
Конкурс водительского мастерства из соревнования превратился в фортуну с везением и фактором удачи. И чтобы усомниться в результатах заездов, как раз и пригодились журналисты.
Неравные показатели
Мои коллеги в среднем проводят меньше времени за рулём большегрузов, чем профессиональные водители, что незамедлительно сказалось и на результатах: абсолютно все труженики пера и фотокамеры показали меньшую среднюю скорость на маршруте, чем профи, а принимая правила игры и минимизируя количество торможений, многие писатели и поэты создали весьма опасные ситуации, там, где обычные водители не постеснялись надавить педаль тормоза и всё равно получить высокий средний балл. Было и наоборот. В спортивной борьбе водители не стеснялись резких манёвров и вели машины на грани пределов дозволенной скорости, в то время как некоторые журналисты проявили хладнокровную осторожность в интересах безопасности и неукоснительно следовали ПДД. Тогда у профессионалов росли показатели средней скорости, но вслед за ними и падала экономичность, а у журналистов показатели разнились куда заметнее. Однако всё же сфера анализа данных Optifuel Infomax не околоспортивные заезды, а повседневная эксплуатация. Поэтому стоит обратить внимание на то, что руководству автотранспортного предприятия, изучая показания системы в реальном автопарке, продукт поможет оценить способности каждого водителя, скорректировать и оптимизировать его работу, но выписать премию или наказать его нельзя ни в коем случае под влиянием полученных данных Optifuel Infomax! Только обучать и инструктировать!
Мне вспомнились многочисленные тест-драйвы, в которых я участвовал на дорогах старушки Европы. Там ни разу не потребовалось совершать обгон на многополосной автодороге – настолько равномерны и однотипны до монотонности транспортные потоки, а уважения к водителям фуры там не занимать – дурной тон не пропустить водителя грузовика или автобуса. Но Дмитров – не Лиссабон!
Было бы вернее первый национальный этап подобного конкурса провести на полигоне, чтобы замерить показатели среднего расхода и навыков управления, а потом уже выкатить на дороги общего пользования, чтобы выставить оценки за умение показать класс в реальной дорожной ситуации, оставив некоторые показатели между строк. Тогда мнение электронного помощника Optifuel Infomax можно считать вполне объективным.