Масштабные конверсии Сергея Самойлова
Многие со мной согласятся, что качественные конверсии масштабных моделей, выпускаемых промышленным способом и копии автомобилей ручной работы выполняют уже состоявшиеся взрослые люди. Кто-то превратил это занятие в бизнес, стремясь максимально повторить прототип и создать подлинный шедевр, кто-то делает модели для себя в свободное от основной работы время.
Молодое поколение редко пробует свои силы в этом искусстве, а чаще просто оценивает работу зрелых мастеров, изучает исторические аспекты создания интересных им автомобилей и их чертежи, интересуется технологиями изготовления различных деталей, с помощью которых создаются конверсии или масштабные модели ручной работы. Нужно сказать, что корифеи модельного производства никогда не отказывают в консультации и посильной помощи, особенно когда видят подлинную заинтересованность. Благодаря дружеской поддержке некоторые из их молодых коллег вырастают в профессиональном плане, становятся настоящими мастерами, чью работу оценивают очень высоко как коллеги по цеху, так и коллекционеры. Об одном из молодых признанных мастеров – Самойлове Сергее и его моделях – мне хочется сегодня вам рассказать.
Увлечённость
Впервые о Сергее я услышал в конце 2011 года, когда на традиционной встрече, проводимой под эгидой форума коллекционеров rcforum.su и производителя масштабных моделей Classic Bus ему было присвоено звание «Мастер года». Через год Сергей вновь оказался в лидирующей группе – среди тех, кто претендовал на номинацию «Мастер года», спонсируемую теперь компанией Dip models, и только небольшое количество голосов помешало ему получить это звание второй раз подряд. Всё это свидетельствовало о серьёзном отношении Сергея к своему творчеству.
Автомобилями Сергей увлекся с самого детства, особенно его привлекали грузовые автомобили СССР: КАМАЗ, «Урал», ЗИЛ, ГАЗ, КрАЗ. Поэтому не странно, что с подачи своего отца он стал интересоваться их уменьшёнными копиями. Некоторые из первых масштабных моделей, попавших в руки Сергею, живы до сих пор и входят в его коллекцию, например, «Москвич Пикап», ВАЗ-2105, РАФ-2203 и пр. Интерес к грузовым автомобилям с течением времени не пропал, напротив, по окончании учебы увлечённость ими возросла, появилось больше свободного времени, и к теме грузового автопрома СССР добавились темы легковых автомобилей и мотоциклов.
Свою коллекцию Сергей пополнял масштабными моделями легковых автомобилей СССР, производимых в Саратове, встречались и «номерные», особо ценные ранние модели, и более поздние выпуски, новинки авто- и мототехники зарубежных стран. Помимо чтения литературы по истории автомобилей, контактов с единомышленниками и наблюдения за технологией создания моделей, у него зрела мысль попробовать сделать что-то самому. Начал он не с нуля, у него уже был опыт сборки китов военной техники в масштабе 1:35, пригодились советы мастеров и коллег по хобби.
Сергей решил создать более проработанную копию любимого им грузового автомобиля КАМАЗ-5320, поздний предсерийный вариант, на базе стандартной масштабной модели, выпускаемой казанским объединением «Элекон». Полученный результат ему понравился, а ещё понравился процесс поиска и изучения информации, возможность создания более детальных и красивых с эстетической точки зрения элементов. Следующей конверсией оказался КАМАЗ-53212 – не менее интересная работа, изготовленная тоже на базе моделей от «Элекон».
От увлечения до мастерства – один шаг
В это время на рынке появились масштабные модели автомобилей из серии «Автолегенды СССР» (АЛ), «Наш Автопром» (НАП). Они пробудили интерес к коллекционированию у многих. Понравились они и Сергею. Единственное, что разочаровало – все модели выпускались без открывающихся элементов. И Сергей решил этот недостаток исправить. Так появилась доработанная модель ГАЗ-21 «Волга» (НАП) и следом ГАЗ-69, ГАЗ-69А (АЛ). Ему удалось изготовить открывающиеся элементы (двери, багажник, капот) ко всем моделям, это повлекло за собой необходимость создания копий двигателей для каждой модели, более подробной проработки салонов, добавления необходимых мелких деталей (скобочек, «дворников», рычажков и т. п.). Занялся Сергей и проработкой ходовой части, хорошо оживляющей любую масштабную модель и увеличивающей её сходство с оригиналом.
Все свои конверсии он представил на суд коллег-коллекционеров и мастеров, разместив их фото на форуме. Его поддержали и призвали создавать более детализированные и качественные масштабные модели на базе уже имеющихся, созданных промышленным способом или с использованием их деталей.
Очередной конверсией Сергея Самойлова стала модель ГАЗ-53 («САИС»), следом появились ГАЗ-3308 «Садко» и КАВЗ-3270 («Компаньон»), ЗАЗ-965 (НАП), ЗИЛ-131 АТ-3 («Элекон»), мотоцикл BMW R-75 Sahara на базе модели, выпущенной компанией Cararama. За короткий срок он проделал огромную работу, например у КАвЗ-3210 помимо открывающегося капота были имитированы двигатель, сложная система открывания пассажирской двери, установлены амортизаторы. Для создания днища модели пришлось искать схемы расположения выхлопных труб, подгонять раму под реальный размер прототипа и многое другое. При изготовлении копии ГАЗ-3308 «Садко» помимо создания открывающихся элементов молодой мастер решал вопросы с имитацией правильных и поворачиваемых колёс, подробной проработки бортов кузова грузовика, исправления геометрии кабины и др.
Все свои конверсии Сергей создаёт на основе подробной информации о прототипе, он тщательно подбирает и изучает фотографии, а также текстовые материалы и чертежи. Если не хватает каких-то данных, то недостающие элементы будущей масштабной модели воссоздаются при помощи линейки и карандаша.
Мастерские импровизации
Набив руку на создании отдельных деталей, покраске, нанесении надписей с помощью трафаретов, сборке, молодой мастер решился создать нечто, более чем конверсию – собственную модель. Он решил изготовить уменьшенную в 43 раза копию автомобиля «Урал-5920», что до него не делал ещё никто. И вот тут началась настоящая работа.
Металлическую кабину Сергей взял от модели «Урал-4320» («Элекон»), но это была чуть ли не единственная готовая деталь. Некоторые узлы он хотел заказать у сторонних мастеров: мосты, колёса, ведущие колёса (звёзды), траки и прочее, но мало кто взялся, поэтому многое пришлось делать самому. Он самостоятельно освоил технологии изготовления мастер-модели, формования, смешивания материалов, литья.
Не обходилось и без импровизаций, когда из простых бытовых вещей ему удавалось создавать необходимые узлы и детали. Сергей называет это инстинктом токарного станка, когда изготавливая деталь, он мысленно видит её в готовом виде и отсекает от заготовки всё лишнее. Безусловно, такая работа требует большого терпения и немалых умственных и физических усилий. Но конечный результат, когда все компоненты модели собраны, окрашены, помещены на свои места и предстают в виде готовой копии реального автомобиля, приносит огромное удовлетворение.
Модель получилась довольно эффектной и прекрасно проработанной. И на этом мастер не собирается останавливаться. В ближайшее время он планирует создать копии некоторых полноприводных и гусеничных автомобилей НАМИ. Ну что же, с нетерпением будем ждать новых работ. Удачи тебе, Сергей! И новых достижений!