ГОСНИТИ – эпоха механизации
Ремонтные летучки, агрегаты технического обслуживания, передвижные лаборатории…
Всероссийский научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинотракторного парка Российской академии сельскохозяйственных наук, а точнее даже его аббревиатура (ГОСНИТИ), известны, пожалуй, всем, кто так или иначе знаком с технической стороной сельского хозяйства. Это учреждение является без преувеличения теоретическим и научно-прикладным фундаментом существующей сегодня ремонтно-эксплуатационной базы агропромышленного комплекса всех стран СНГ.
В мире сельскохозяйственной техники ГОСНИТИ всегда играл большую роль. В этой отрасли он выполняет практически те же функции, что и НИИАТ и НАМИ в автотранспортной системе страны вместе взятые. Основными направлениями деятельности ГОСНИТИ в разные годы были разработки теоретических и практических знаний, направленных на развитие методов технического обслуживания, эксплуатации, диагностирования техники, работающей в сельском хозяйстве, её промышленного ремонта. Все поставленные задачи фактически всегда решали одну главную цель, сформулированную ещё при организации института – это обеспечение эксплуатационной жизнестойкости машин и эффективности их применения в сельском хозяйстве. Поэтому работа основателя ГОСНИТИ академика Селиванова Александра Ивановича, раскрывающая «Основы теории старения машин», по праву считается научным началом деятельности института.
Для нас, людей, неровно дышащих к автомобилям, история развития ГОСНИТИ тоже представляет определённый интерес. Казалось бы, сельское хозяйство – стихия тракторов и комбайнов. Но на самом деле в штате любого фермерского хозяйства или машинотракторной станции (МТС), обслуживающей аграриев, есть место и автомобилям, некоторые из них вряд ли где ещё могут встретиться, кроме как на селе. Это всевозможные ремонтные летучки, агрегаты технического обслуживания, передвижные лаборатории… Все они, хоть и на автомобильном шасси, являются в большей степени продуктом сельскохозяйственного машиностроения, направленным на потребление опять же агропромышленного комплекса. И все эти представители специализированного подвижного состава обязаны своим появлением и массовым распространением именно ГОСНИТИ, который первым в стране разработал теоретические основы их применения.
Впервые о научно обоснованной эксплуатации машин заговорили в послевоенные годы, когда сельское хозяйство лежало в руинах. На тот момент не существовало научно-практической базы, регламентирующей эксплуатацию используемых здесь машин. Не хватало и специального оборудования – технику обслуживали и ремонтировали соотносительно возможностям отдельно взятой МТС, поэтому срок службы её был зачастую непозволительно низким.
Отдельные разрозненные лаборатории в системе сельского хозяйства, занимавшиеся этими проблемами, не могли решить комплексно поставленную задачу. В итоге по настоятельным просьбам руководства Минсельхоза СССР решением Совмина СССР от 21 сентября 1953 года был создан Государственный союзный научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации тракторов и сельскохозяйственных машин (ГОСНИТИ).
Интересно, что самой первой разработкой института в 1954 году стал именно автомобиль, а точнее автопередвижная мастерская, получившая обозначение ГОСНИТИ-1. Её создание на тот момент являлось первостепенной задачей для решения вопросов оперативного ремонта сельскохозяйственной техники. Диктовалось это сложившимися условиями нещадной эксплуатации в сезон, при которых техника часто выходила из строя прямо в поле. Это ставило под угрозу посевные и уборочные работы.
Большой заслугой работников института стало создание чуть ли не первой в СССР унифицированной ремонтной «летучки» для народного хозяйства, оборудование и инструмент которой были разработаны специально для обслуживания машинотракторного парка. Её внедрение вместо используемой в те годы довоенной «летучки» типа «А» позволило разработать технологию ремонта сельхозтехники, нормировать ремонтные работы, что повысило эффективность самого метода «полевого» обслуживания и ремонта. В этом же году по документации института эти мастерские на шасси ГАЗ-63 начали изготавливать Бавленский, Калачинский, Славгородский и Черкесский механические заводы.
В 1958 году на основе опыта эксплуатации автопередвижной мастерской и высказанных замечаний она была модернизирована: изменена конструкция кузова (высота понижена на 700 мм) и подъёмного устройства, добавлен новый насос высокого давления для мойки машин с приводом от двигателя автомобиля и т.д. Новую мастерскую «ГОСНИТИ-2» (МПР-817) выпускали те же предприятия, а также Козельский механический и Будённовский ремонтные заводы в основном на шасси ГАЗ-51А.
В период с 1955 по 1958 год институт принимал участие в разработке и испытаниях многих видов сельхозтехники, внедряемой в производство, например, механизированных заправочных агрегатов на шасси ГАЗ-63, автозагрузчика сеялок АС-2 на шасси ГАЗ-51А и др.
Однако первый этап жизни института был непродолжительным – в связи с ликвидиацией МТС, ГОСНИТИ потерял самостоятельность и вошёл в состав Всесоюзного института механизации сельского хозяйства (ВИМ). Всё это вкупе с передачей ремзаводов в состав совнархозов привело к резкому массовому росту перерасхода ГСМ и запчастей, быстрому износу машин. Лишь с момента создания Всесоюзного и вместе с ним республиканских объединений «Сельхозтехника» в апреле 1961 года ГОСНИТИ был возрождён, а многие промышленные и ремонтные предприятия были объединены в общий комплекс, что позволило не только организовать самую большую на тот момент систему промышленного ремонта автомобильной и сельскохозяйственной техники, но и организовать на их базе производство столь необходимого ремонтного и диагностического оборудования, в том числе и специальных машин.
В 1960-е годы ГОСНИТИ как научное учреждение продолжал заниматься не только теоретическим разработками. Размах конструкторской деятельности и создание образцов спроектированных машин и оборудования заставлял расширяться. Так было положено начало созданию широкой сети научно-исследовательских филиалов института во всех уголках страны, а также 7 филиалов ЦОКТБ и 2 опытных завода (Малоярославецкий и Целинный), которые занимались разработкой и производством диагностического и другого оборудования.
На плечи эти филиалов легли задачи по созданию «в металле» машин и оборудования, отвечавших современным требованиям отрасли, которые и разрабатывал головной институт в Москве. Надо сказать, что многие из этих разработок стали массовыми и смогли решить проблемы механизации ремонта на селе. К ним, в частности, относились и специальные автомобили. Например, после развертывания тем по созданию автопередвижных мастерских (наиболее известные из них МПР-817, МПР-817Д (она же ГОСНИТИ-3), МПР-9924 (она же ГОСНИТИ-4), МТП-817 «Алтай», АТУ-А), которые впоследствии не раз модернизировались и выпускались на многих предприятиях Агропрома, актуальным направлением стала разработка механизированных заправочных агрегатов на автомобильной базе – один из первых образцов на шасси ГАЗ-63 был изготовлен опытным заводом ГОСНИТИ ещё в 1956 году. Серийно агрегат МЗ-3903-ГОСНИТИ выпускали на Одесском заводе «Сельхозагрегат» (позже Одесский завод автозаправочных агрегатов). В нём была заложена конструкция, применяемая позже во всех агрегатах, в частности модели АТУ-А и её модернизированного варианта АТУ-АМ, которые выпускал Бийский ремонтный завод. Их использовали для полевой заправки ГСМ сельхозтехники на полевых работах.
Уже в середине 1960-х в дополнение к заправочным агрегатам были созданы унифицированные агрегаты технического обслуживания АТО. Выпускаемые в различных модификациях, они нашли самое широкое применение в сельском хозяйстве, их производили 4 основных завода: Зеленокумский (АТО-9999) и Кирсановский АРЗ (АТО-2844, АТО-9994), а также Бакинский завод им. 26 бакинских комиссаров (АТО-2800, АТО-9926) и Переволоцкий РМЗ (АТО-2844). Машины позволяли не только осуществлять обеспечение техники ГСМ, но и производить ТО-1 и ТО-2 – для этого имелся комплект инструмента для проверки и регулировки узлов машин.
Ещё одним большим вкладом в укрепление материально-технической базы сельского хозяйства стало создание широкой гаммы разнообразных передвижных диагностических мастерских и лабораторий, причём не только для МТП, но и для другого технологического оборудования. Большой заслугой головного института ГОСНИТИ стала разработка многочисленных комплектов диагностического и ремонтного оборудования для установки в различных кузовах-фургонах. Можно сказать, впервые в наших колхозах и совхозах появилось научное, а не прикладное знание о том, как эксплуатировать технику. На смену зубилу и кувалде пришли точные методы диагностики и работоспособный инструмент для быстрого и качественного ремонта.
Среди многочисленных созданных в ГОСНИТИ и его филиалах комплектов мастерских и лабораторий можно выделить следующие основные типы.
1. Лаборатории проверки электрооборудования, измерительных приборов и средств автоматизации, а также пусконаладки технологических и других комплексов различного назначения (ЛПН-1, КИ-13985, КИ-13990 на базе УАЗ).
2. Лаборатории диагностики и ремонта оборудования животноводческих комплексов (МПР-4844 на шасси УАЗ).
3. Лаборатории охраны и экспертизы условий труда (ЛОТ-1, ЛОТ-2, МПР-16375М, КИ-18006, КИ-28048 на шасси УАЗ и на базе ИЖ-2715, КИ-280088 на базе «ГАЗели»).
4. Лаборатории диагностики и устранения неисправностей машин в межконтрольный период (КИ-13905, КИ-4270, КИ-4070, КИ-5164 на базе УАЗ).
5. Экологические лаборатории (КИ-13995 на шасси ГАЗ, КИ-13995М на базе РАФ-22038).
6. Лаборатории проверки топливно-смазочных материалов (КИ-28099 на базе УАЗ).
Эти лаборатории и передвижные диагнотические станции нашли самое широкое применение в сельском хозяйстве. Многие из них были малогабаритными и монтировались на ульяновских шасси, однако требуемых для них фургонов УАЗ-452 автомобильная промышленность выделять в таком количестве не могла. Поэтому было принято решение при ЦПКТБ «Сельхозтехника», ставшем потом ЦПКТБ «Росагропромремтехпроект», создать отдел, который занимался бы разработкой специальных кузовов для размещения этого оборудования на различных автомобильных шасси. Совместно с работниками ГОСНИТИ разрабатывались технические задания на размещение планируемого оборудования, дополнительные требования к планировке салона и конструкции кузова. Впоследствии документация на эти машины передавалась заводам Госагропрома, которые освоили выпуск этих «летучек» по всей стране.
С наступлением 1990-х годов вектор работы института в отношении передвижных средств диагностики для сельского хозяйства был вынужден несколько поменяться. Это диктовалось тем, что агропромышленный комплекс России неимоверно быстрыми темпами начал нищать, и закупать дорогостоящие мобильные лаборатории и мастерские разваливающиеся колхозы и совхозы просто не могли себе позволить. А многие из зарождающихся им на смену фермерских хозяйств имели очень скромный парк техники и оборудования, а потому не нуждались в их постоянном обслуживании с помощью дорогих и технически сложных мобильных средств, которые создавались для постоянного использования при крупном хозяйстве. Поэтому, ориентируясь на запросы сервисных мастерских общего назначения, пришлось создавать серию универсальных передвижных ремонтно-диагностических мастерских КИ-28016 на различных шасси: КИ-28016 – на базе УАЗ-3962, КИ-28016.01 – на базе ЗИЛ-5301СС, КИ-28016.02 – на базе ГАЗ-3221 и КИ-28016.03 – на шасси ГАЗ-3307.
Были разработаны передвижные посты служб «Гостехнадзора» КИ-28106 (на базе «ГАЗели»), КИ-28106.01 (на базе «Соболя») и КИ-18106.03 (на базе ВАЗ-2131), предназначенных для проверки технического состояния и экологической безопасности тракторов и самоходных машин при проведении их техосмотра. В их комплект входит аппаратура, позволяющая определять уровень шума, токсичность и дымность выхлопных газов, эффективность тормозных систем… Проще говоря, те параметры, которые подлежат обязательной проверке согласно ГОСТам. Дальнейшим развитием этой темы были лаборатории сертификации услуг по техобслуживанию сельхозтехники на базе «ГАЗели» – они получили обозначение КИ-28091.
Кроме них существовали и единичные образцы передвижных мастерских и лабораторий. Например, установка ОР-28059 на базе УАЗ-3741, которая выполняет работы по мойке и очистке наземных сооружений коммунального и дорожного хозяйства: светофоров, дорожных знаков, автомобилей, фасадов зданий и т.д. Были попытки разработать серию аварийно-спасательных машин, но дальше нескольких экземпляров КИ-28016 на базе УАЗ-3909 дело не пошло.
Сегодня ГОСНИТИ не прекращает работы по созданию мобильных средств диагностики и контроля. Пусть даже в меньшем количестве, чем в советское время, но эти машины всё равно востребованы нашим агропромышленным комплексом. На прошедших сельскохозяйственных выставках «Агросалон-2009» и «Золотая осень-2011» были представлены новые передвижные лаборатории разработки Рязанского филиала ЦОКТБ ГОСНИТИ, в том числе мобильная мастерская по ремонту дизельной топливной аппаратуры на базе прицепа-фургона производства ООО «Центртранстехмаш», родом оттуда же. Поэтому пока тема спецмашин для сельского хозяйства будет актуальна, а это сомнения не вызывает, надеемся, ГОСНИТИ сможет порадовать своими новинками и в дальнейшем, ведь хочется верить, что 60-летний опыт не пропадет…
Второе воскресенье октября отмечено в календаре как День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Сказать, что это тема не наша, мы не имеем права, так как в этой сфере задействовано огромное количество транспорта. Да и сама отрасль является основной в экономике любой страны.
Редакция журнала «Грузовик Пресс» сердечно поздравляет работников сельского хозяйства с профессиональным праздником.