<<< Назад

Оплати дороги и езжай... спокойно? Электронная система оплаты проезда BelToll в Белоруссии

Андрей Филиппов, фото автора

С 1 июля 2013 года в Республике Беларусь начала работать в тестовом режиме система электронной оплаты проезда BelToll по некоторым дорогам, переведённым в категорию платных.

С 1 августа тестовый режим перешёл в реальный, и к уже имеющимся 610 платным километрам, добавилось ещё 200 км. Проще говоря, все основные выездные магистрали из Минска в другие области Республики, а их пять, стали платными.

Оплата производится через бортовое устройство – небольшой прибор, который устанавливается на ветровое стекло автомобиля и позволяет идентифицировать транспортное средство. Бортовые устройства бывают двух видов – для легковых и для грузовых автомобилей. Первые – размером 74х47х18 мм и весом около 30 г, а вторые – 120х70х30 мм – около 100 г. Питание бортовых устройств от встроенной батареи, они не требуют подключения к источнику питания в автомобиле. Средний срок службы бортового устройства составляет около 5 лет в зависимости от интенсивности использования. Приборы выдаются под залог €20 – для легковушек и €50 – для грузовиков, который возвращается при сдаче прибора. Обязательная сумма пополнения баланса начинается от €25 и до €350. В настоящий момент по РБ по документам работает около 40 пунктов обслуживания, где можно взять в аренду бортовые устройства.

ВНИМАНИЕ! Бортовое устройство персонализируется под конкретный автомобиль и его нельзя переустанавливать на идентичное или другое транспортное средство одного и того же предприятия. Если это происходит, то такой случай приравнивается к факту неполной оплаты.

Пункты оплаты теперь встречают водителей пустыми будками и поднятыми шлагбаумами

Ориентировочный размер платы за проезд от Бреста до границы Российской Федерации по автомагистрали M1 на легковом автомобиле составит €24.36, что примерно в два раза выше, чем €12, которые оплачивали до введения электронной системы.

Перечень платных дорог в Республике Беларусь
Магистраль Участок магистрали Начало, км Конец, км Протяжённость, км
M1 (E30) Брест (Козловичи) – Минск – граница РФ (Редьки) 0 610 610
M2 Минск – Национальный аэропорт Минск 15 42 27
M3 Минск – Витебск 10 41 31
M4 Минск – Могилёв 16 74 58
M5 (E271) Минск – Гомель 21 65 44
M6 (E28) Минск – Гродно – граница Польши (Брузги) 12 58 46

Зато теперь высота транспортного средства больше не имеет значения для оплаты проезда – для владельцев высоких и длинных фургонов с полной массой до 3500 кг с российскими и белорусскими номерами это хорошая новость.

Арки контроля, перекинутые через трассу, объехать уже не получится

Если автомобиль идёт без прибора, то в работу вступает система контроля. Когда автомобиль проезжает через станцию контроля оплаты, система делает два снимка – спереди и сбоку. На основании этих снимков компьютер определяет номерной знак, габариты, количество осей и наличие бортового устройства. После обработки данных система принимает решение о необходимости оплаты и пересылает информацию в центр ручной проверки. Операторы в соответствии с инструкциями по определению полной массы транспортных средств на основании данных заводов-изготовителей выносят вердикт. Если, согласно этим данным, допустимая масса автомобиля превышает 3500 кг, то вся информация передаётся в транспортную инспекцию для взыскания платы с нарушителя в увеличенном размере.

А это как раз камеры, отмечающие нарушение правил проезда

Штрафы делятся на два типа – ложное использование прибора и неиспользование прибора. Штраф за подлог для легковушек €50 и €100, а для большегрузов €130 и €260.

Контроль за оплатой проезда несут «перехватчики» транспортной инспекции – 16 экипажей на новеньких VW Transporter.

ВНИМАНИЕ! Если нарушение зафиксировано за иностранным транспортным средством, то его не выпустят из страны до уплаты штрафа.

Ставки оплаты проезда, действующие на трассе M1 с 1 августа 2013 г.
Вид ТС Кол-во осей, шт. Размеры ставок платы за проезд по автомобильной дороге М-1/Е-30, евро/км
ТС стран Таможенного союза ТС стран не Таможенного союза ТС отдельных категорий РБ
ТС полной массой до 3500 кг 2 и более 0 0,04 0
ТС полной массой более 3500 кг 2 0,08
3 0,1
4 и более 0,12

А теперь вопросы. Первый: наличие платной дороги во всём мире, в том числе и в Белоруссии, законодательно обязывает иметь и альтернативный бесплатный путь. По логике – это двухполосная дорога, с не особо развитой инфраструктурой и худшего качества. Беда в том, что в РБ такой бесплатный сыр – это мышеловка. Чтобы проехать по иной альтернативной дороге нужно выписывать кренделя по таким тропкам, что дешевле будет оплатить проезд. Кроме того, даже платные магистрали не блещут качеством асфальта, а уж объездные пути и подавно.

Второй: система и сумма оплаты. Ранее плата взималась 4 раза за 600-километровый участок четырёхполосной дороги с широкой разделительной полосой и повышенным скоростным лимитом. Теперь в разряд платных переведены отдельные участки обычных дорог. Непонятно...

И если транзитные перевозчики еще смогут в случае необходимости найти объездные пути (главное, чтобы не в обход Белоруссии), то те, кто совершает внутриреспубликанские рейсы, уже взялись за голову. Доставить товар в Минск или вывезти его оттуда можно только за деньги. И у перевозчиков уже возникает вопрос – будут ли готовы конечные потребители, на которых в итоге и повиснет вся оплата, покупать товар, который вдруг резко вырастет в цене? А может Минск планируется превратить в этакий закрытый город с внутренним товарооборотом?..

Один из 16 автомобилей-перехватчиков – VW Transporter Карающий меч транспортной инспекции в действии

Третий: по правилам, если система решила, что у вас большегруз, а в ПТС указана полная масса менее 3500 кг, то придётся заплатить штраф, а уже потом через суд возвращать деньги. Для тех, кто едет транзитом, такой подход, мягко говоря, неприемлем.

Четвертый: на 1 сентября так и не разрешились вопросы с оперативным пополнением счёта и получением бортовых устройств. Очереди по-прежнему измеряются часами, а оплата принимается далеко не везде.

Впрочем, поговорку «поживем – увидим» никто не отменял. Так что, ждем-с… товарищи и господа.

Комментировать ... >>
Loading...