Оплати дороги и езжай... спокойно? Электронная система оплаты проезда BelToll в Белоруссии
С 1 июля 2013 года в Республике Беларусь начала работать в тестовом режиме система электронной оплаты проезда BelToll по некоторым дорогам, переведённым в категорию платных.
С 1 августа тестовый режим перешёл в реальный, и к уже имеющимся 610 платным километрам, добавилось ещё 200 км. Проще говоря, все основные выездные магистрали из Минска в другие области Республики, а их пять, стали платными.
Оплата производится через бортовое устройство – небольшой прибор, который устанавливается на ветровое стекло автомобиля и позволяет идентифицировать транспортное средство. Бортовые устройства бывают двух видов – для легковых и для грузовых автомобилей. Первые – размером 74х47х18 мм и весом около 30 г, а вторые – 120х70х30 мм – около 100 г. Питание бортовых устройств от встроенной батареи, они не требуют подключения к источнику питания в автомобиле. Средний срок службы бортового устройства составляет около 5 лет в зависимости от интенсивности использования. Приборы выдаются под залог €20 – для легковушек и €50 – для грузовиков, который возвращается при сдаче прибора. Обязательная сумма пополнения баланса начинается от €25 и до €350. В настоящий момент по РБ по документам работает около 40 пунктов обслуживания, где можно взять в аренду бортовые устройства.
ВНИМАНИЕ! Бортовое устройство персонализируется под конкретный автомобиль и его нельзя переустанавливать на идентичное или другое транспортное средство одного и того же предприятия. Если это происходит, то такой случай приравнивается к факту неполной оплаты.
Ориентировочный размер платы за проезд от Бреста до границы Российской Федерации по автомагистрали M1 на легковом автомобиле составит €24.36, что примерно в два раза выше, чем €12, которые оплачивали до введения электронной системы.
Магистраль | Участок магистрали | Начало, км | Конец, км | Протяжённость, км |
---|---|---|---|---|
M1 (E30) | Брест (Козловичи) – Минск – граница РФ (Редьки) | 0 | 610 | 610 |
M2 | Минск – Национальный аэропорт Минск | 15 | 42 | 27 |
M3 | Минск – Витебск | 10 | 41 | 31 |
M4 | Минск – Могилёв | 16 | 74 | 58 |
M5 (E271) | Минск – Гомель | 21 | 65 | 44 |
M6 (E28) | Минск – Гродно – граница Польши (Брузги) | 12 | 58 | 46 |
Зато теперь высота транспортного средства больше не имеет значения для оплаты проезда – для владельцев высоких и длинных фургонов с полной массой до 3500 кг с российскими и белорусскими номерами это хорошая новость.
Если автомобиль идёт без прибора, то в работу вступает система контроля. Когда автомобиль проезжает через станцию контроля оплаты, система делает два снимка – спереди и сбоку. На основании этих снимков компьютер определяет номерной знак, габариты, количество осей и наличие бортового устройства. После обработки данных система принимает решение о необходимости оплаты и пересылает информацию в центр ручной проверки. Операторы в соответствии с инструкциями по определению полной массы транспортных средств на основании данных заводов-изготовителей выносят вердикт. Если, согласно этим данным, допустимая масса автомобиля превышает 3500 кг, то вся информация передаётся в транспортную инспекцию для взыскания платы с нарушителя в увеличенном размере.
Штрафы делятся на два типа – ложное использование прибора и неиспользование прибора. Штраф за подлог для легковушек €50 и €100, а для большегрузов €130 и €260.
Контроль за оплатой проезда несут «перехватчики» транспортной инспекции – 16 экипажей на новеньких VW Transporter.
ВНИМАНИЕ! Если нарушение зафиксировано за иностранным транспортным средством, то его не выпустят из страны до уплаты штрафа.
Вид ТС | Кол-во осей, шт. | Размеры ставок платы за проезд по автомобильной дороге М-1/Е-30, евро/км | ||
---|---|---|---|---|
ТС стран Таможенного союза | ТС стран не Таможенного союза | ТС отдельных категорий РБ | ||
ТС полной массой до 3500 кг | 2 и более | 0 | 0,04 | 0 |
ТС полной массой более 3500 кг | 2 | 0,08 | ||
3 | 0,1 | |||
4 и более | 0,12 |
А теперь вопросы. Первый: наличие платной дороги во всём мире, в том числе и в Белоруссии, законодательно обязывает иметь и альтернативный бесплатный путь. По логике – это двухполосная дорога, с не особо развитой инфраструктурой и худшего качества. Беда в том, что в РБ такой бесплатный сыр – это мышеловка. Чтобы проехать по иной альтернативной дороге нужно выписывать кренделя по таким тропкам, что дешевле будет оплатить проезд. Кроме того, даже платные магистрали не блещут качеством асфальта, а уж объездные пути и подавно.
Второй: система и сумма оплаты. Ранее плата взималась 4 раза за 600-километровый участок четырёхполосной дороги с широкой разделительной полосой и повышенным скоростным лимитом. Теперь в разряд платных переведены отдельные участки обычных дорог. Непонятно...
И если транзитные перевозчики еще смогут в случае необходимости найти объездные пути (главное, чтобы не в обход Белоруссии), то те, кто совершает внутриреспубликанские рейсы, уже взялись за голову. Доставить товар в Минск или вывезти его оттуда можно только за деньги. И у перевозчиков уже возникает вопрос – будут ли готовы конечные потребители, на которых в итоге и повиснет вся оплата, покупать товар, который вдруг резко вырастет в цене? А может Минск планируется превратить в этакий закрытый город с внутренним товарооборотом?..
Третий: по правилам, если система решила, что у вас большегруз, а в ПТС указана полная масса менее 3500 кг, то придётся заплатить штраф, а уже потом через суд возвращать деньги. Для тех, кто едет транзитом, такой подход, мягко говоря, неприемлем.
Четвертый: на 1 сентября так и не разрешились вопросы с оперативным пополнением счёта и получением бортовых устройств. Очереди по-прежнему измеряются часами, а оплата принимается далеко не везде.
Впрочем, поговорку «поживем – увидим» никто не отменял. Так что, ждем-с… товарищи и господа.