<<< Назад

Хорошая наследственность
Новый автобус малого класса ПАЗ-225620 Vector 3

Производитель: Павловский автобусный завод (Павлово)
Модель: ПАЗ-225620 Vector 3
Начало продаж в России: 2015 г.
Сергей Варанкин, фото автора

Первые фотографии нового «пазика» малого класса появились ещё летом 2014 года, когда «ПАЗ Vector» прошёл по улицам Павлово в День города. Практически сразу я попросил протестировать новинку, но в тот раз не получилось. Премьерный показ «пазика» состоялся на фестивале «Мир автобусов-2015», и мне удалось-таки не просто его осмотреть, но даже испытать на ходу…

Машина, сохранив общие очертания известного во многих городах автобуса Real, тоже собираемого на территории ПАЗа, стала совершенно иной и приобрела своё «лицо».

Заходи – не бойся…

С точки зрения пассажиров, автобус сразу располагает низкой посадкой, благо, используемое в качестве носителя шасси Isuzu ELF изначально рассчитано на работу в городе, а потому посажено на шины R16. Так что даже при посадке не с тротуара, а прямо с проезжей части, никаких сложностей не возникнет. Ступени на входе не крутые, а пол в салоне совершенно ровный. Даже задние колёсные арки сделаны плоскими, чтобы на них было удобно ставить ноги.

Практически все сиденья стоят по ходу движения, а единственное «метроместо» размещено за 2-й служебной дверью, и, возможно, на некоторых машинах оно будет просто демонтировано, освободив, таким образом, место для крупных сумок. Кстати, место рядом с водителем, которое в некоторых аналогах изначально считалось как служебное, у Vector 3 числится пассажирским. Сам салон светлый и кажется просторным.

За вентиляцию в салоне отвечают четыре больших форточки и люк в крыше, а для суровых зим предусмотрены отопители, подвешенные под сиденья левого борта – проблем как будто не предвидится.

Автобус укомплектован сиденьями с яркой обивкой Единственное, чего не хватает в салоне, – хотя бы маленькой накопительной площадки Система поручней практически безупречна, ширина проёма в свету приемлемая Вторая дверь открывается к центру автобуса – это разумно с целью унификации

Рули, не отвлекайся…

За рулём устраиваюсь быстро, благо, водительская дверь широкая и открывается на большой угол. Кстати, она прикрывает дополнительную ступеньку на входе, не позволяя ей зимой превратиться в накопитель «снежной каши». Рычаг ручного тормоза расположен слева от водительского кресла, немного непривычное расположение, но он совершенно не усложняет процесс входа–выхода водителя. Сиденье равно как и рулевая колонка регулируются в двух плоскостях, так что через пять минут (после настройки правого зеркала) я и автобус полностью готовы к работе.

Обычно требуется некоторое время, чтобы изучить «околорулевой» мир, но в случае с Vector 3 этого не требуется: 8 кнопок слева, 3 клавиши справа, клавиша аврийного выключателя массы и кнопка аварийной сигнализации – всё. Комбинация приборов и подрулевые переключатели не в счёт, ибо они, как и само рулевое колесо с характерной надписью на крышке ступицы, достались автобусу от шасси Isuzu ELF, с которым я хорошо знаком.

Большой многоугольник, на панели справа – перчаточный ящик Обратите внимание на соотношение площади остекления к общему размеру двери – это вам не бойница в БТР Для переднего пассажира предусмотрены персональный поручень и трёхточечный ремень безопасности

Эргономика заслуживает оценку «хорошо». Отдельное спасибо за климат в кабине. За вентиляцию «капитанского мостика», кроме дефлекторов отвечают и форточки в боковых окнах. Подчеркиваю, ОКНАХ, т. е. справа тоже есть сдвижное стекло, позволяющее при необходимости сделать сквозняк, что очень актуально при толкании в «пробке» или во время отстоя в конце пути. Кстати, проём сдвижного окна таков, что я могу, не выходя из кабины, дотянуться до левого зеркала, чтобы подрегулировать его или протереть от грязи и налипшего снега – все-таки российские придорожные осадки какие-то особо «прилипучие», и обогрев линзы от них спасает далеко не всегда. Обзорность хороша как в лобовое, так и в боковые окна. Да и к стеклоочистителям особых претензий нет.

Стараниями конструкторов автобуса моторный тоннель сделан максимально низким. Да, с задачей они справились. Теперь можно без труда пройти к пассажирскому креслу по правому борту. Однако немного мешает джойстик переключения КП, закреплённый на тоннеле.

Заезд не шутки ради

Сразу оговорюсь, на маршрут мне выехать не дали, ограничив наш с «Вектором» тандем пределами Автоколонны 1417. Тем не менее, территория у них большая, а расставленные тут и там автобусы создавали естественные преграды и лабиринты, позволяя очень точно смоделировать работу на городском маршруте, разве что без ротации пассажиров.

Впрочем, пассажиров мне хватило и в салоне. Всего несколько человек, но они смогли полностью передать атмосферу реального маршрута. «А клиенты здесь ехали намного аккуратнее!», «Не дрова везешь!», «Зачем же так резко поворачивать?!», «Дверь забыл закрыть!» – понятно, что всё это говорилось в шутку, тем не менее, отвлечь меня от управления машиной моим коллегам всё же не удалось.

Доступ в моторный отсек, разумеется, из салона За крышкой передней маски: бачок омывателя, краны отопителя и прочая второстепенная мелочь
Техническая характеристика автобуса ПАЗ-225620 (Vector 3)
Полная масса, кг 6720
Снаряжённая масса, кг 4350
Пассажировместимость, чел.
в т. ч. сидя
33 20
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг 2560/ 4160
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Isuzu 4JJ1
Турбодизель I-4
2999
124 при 2600 мин-1
354 при 1500 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
Isuzu MYY5T
Механическая
5/1
Подвеска Зависимая, рессорная, с амортизаторами и стабилизатором
Тормозная система Гидравлическая с вакуумным усилителем, двухконтурная с разделением на контуры по осям
Колёсная формула 4х2
Минимальный радиус поворота, м 7,8
Вместимость топливного бака, л 100

Автобус оказался хорош. Ни к динамике, ни к тормозам никаких претензий – всё адекватно и предсказуемо. Памятуя некоторых одноклассников Vector 3, я опасался, что машина будет сильно крениться в поворотах – ничуть не бывало. Похоже, что причина такой устойчивости в наличии стабилизатора на заднем мосту и общего низкого центра тяжести. По ощущениям, даже заявленные 13 человек стоя не смогут заметно нарушить этот баланс. Неплохо!

Первая претензия появилась на первой остановке, а вернее, после открытия 1-й служебной двери. Как только створка распахнулась, обзор в правое зеркало уменьшился ровно наполовину, как раз на ту её часть, в которую виден процесс посадки во 2-ю дверь. Беда излечима, но для этого заводу придётся заменить кронштейн зеркала на более длинный.

Раз уж заговорили о том, что неплохо бы исправить, хотелось бы напомнить конструкторам, чтобы были предусмотрены крючки для верхней одежды водителя. У нас всё же не Африка, и в холодное время года куда-то надо повесить куртку или пальто.

Коробка оснащена ретардером, управление которым выведено на правый подрулевой переключатель Никаких доработок шасси «по месту» не производилось, а значит, и с надёжностью должен быть полный порядок

Кстати, на самой крышке двигателя хотелось бы увидеть подштамповки для мелочей, катушек с билетами и т.п. Не думаю, что автобусы такого типоразмера планируются для работы с кондукторами, значит, проблема будет.

И последнее пожелание: предусмотрите место для хранения вещей водителя. В настоящее время даже самую компактную сумку с документами спрятать некуда.

Один в поле воин?

А теперь подведём итоги. За время теста удалось выявить всего четыре недостатка, из которых по-настоящему критичен лишь один – я имею в виду ситуацию с правым зеркалом, да и то решается она достаточно просто. Всё остальное – мелочи.

В техническом плане автобус явно удался. А так как я по-прежнему не любитель щупать пластик панелей (не скрипит, не бликует, значит, хорошо) и рассмат-ривать неприкрытые шляпки саморезов (не откручиваются, не цепляются, значит, отлично), то для меня Vector 3 – это очередное достижение «Группы ГАЗ», положительно влияющее на статус серии «Vector».

Да и в плане конкурентоспособности автобус получился интересным. Одноклассников у него на данный момент немного, а те, что есть, несмотря на анонсы 2–3-летней давности, до сих пор являются штучным товаром. Серьёзную конкуренцию Vector 3 могли бы составить различные «каркасники» на шасси IVECO Daily, но их серийное производство до сих пор не налажено, а более-менее отлаженная «ГАЗель NEXT City» не дотягивает до «пазика» по пассажировместимости.

Пока шасси Isuzu закупаются напрямую из Японии, его цена, а значит, и конечная стоимость автобуса по определению не может быть низкой. Альтернатива – закупка шасси у Sollers-Isuzu, хотя и этот вариант не намного дешевле. Так что, поживем – увидим.

Сравнительный анализ технических характеристик автобусов
 
ПАЗ-225620 Vector 3
ПАЗ-3203
КАМАЗ-3297KM Bravis-11
Модель ПАЗ-225620 Vector 3 ПАЗ-3203 КАМАЗ-3297KM Bravis-11
Пассажировместимость, чел./в т.ч. сидя 33/ 22 39/ 21 50/ 20
Длина, мм 7360 7100 7757
Двигатель Isuzu 4JJ1 2999 ЗМЗ-52342 4670 Cummins ISB4.5e4 185B 4500
Мощность, л.с. 124 124 185
 
Volgabus 429801 «Ритмикс»
Feniks FBI83MR
Нижегородец-2227UT-900
Модель Volgabus 429801 «Ритмикс» Feniks FBI83MR Нижегородец-2227UT-900
Пассажировместимость, чел./в т.ч. сидя 30/ 18 46/ 22 26/ 19
Длина, мм 8200 7012
Двигатель Cummins ISBe4 185 4462 IVECO F1C E04 2998 IVECO F1C 2998
Мощность, л.с. 177 146 146
Комментировать ... >>
Борис
(31.08.15)
Хорошая альтернатива маршруткам из фургонов: "Газелям", "Транзитам". Только в салоне двухрядные сидения слева - это опасно..
Гость
(29.08.15)
Привязной ремень на переднем сиденье справа надо сделать
Дмитрий
(24.08.15)
Два таких автобуса поступили на испытания к одному из коммерческих перевозчиков Москвы.
Loading...