<<< Назад

«Царский» болид
Капотный КАМАЗ-43269 команды «КАМАЗ-Мастер»

Андрей Филиппов, фото автора

«Вот это трясёт!!!», «А у меня всё время шлем на глаза сползал, так что я ничего не видела и всю дорогу его руками поправляла!», «Я думал, мне ремни всю грудную клетку раздавят!» – нет, это не реплики новобранцев из современного БТР или БМП. Просто команда «КАМАЗ-Мастер» провела в конце июня традиционные тесты для журналистов, где каждый из них мог испытать на себе всю прелесть перегрузок, выпадающих на долю штурмана или механика боевой машины КАМАЗ-43269…

И хотя эмоции после этих «покатушек» буквально зашкаливали, для полноты ощущений в конце тестовой трассы был сооружён трамплин – практически все были готовы повторить заезд. Когда ещё удастся проехать в кабине грузовика, победившего в «Дакаре»! Тем более и Айрат Мардеев, и Антон Шибалов берегли своих подопечных и ехали далеко от реальных гоночных скоростей.

«Рояль в кустах»

Впрочем, главная интрига крылась совсем не в полётах в ограниченном профилем кресла и ремнями пространстве. И не в эффектных кадрах взметающих тучи песка или парящих над землей болидов цвета неба. В команде нам презентовали новый гоночный КАМАЗ с капотной компоновкой.

Слухи о том, что такой КАМАЗ появится, ходили давно. «Капотную» компоновку для участия в гонках испробовали еще в 1988 году. А в нынешних «Дакарах» её активно используют конкуренты «КАМАЗ-Мастер» Жерар Де Рой и Алеш Лопрайс. Теперь они выступают в одной команде, так что стимул создать аналогичную машину был очень большой.

«Интерьер» кабины не имеет ничего общего с «гражданским» прообразом – всё подчинено спорту Сказать, что это кабина от MB Zetros, – сильно покривить душой. Скорее, «очертания» исходника

Дело в том, что капотная компоновка имеет ряд серьёзных преимуществ, перед привычной «кабина над двигателем».

Во-первых, строгий регламент не позволяет смещать стык мотора и КП больше, чем на 1400 мм от передней оси. В результате, как ни крути, а смещение 800-килограммовой кабины «в базу», позволяет перераспределить нагрузку по осям в соотношении 45:55 %. Машина перестаёт «закапываться» в песках и грязи, легче преодолевает любые подъёмы и увереннее держится на трассе при прохождении скоростных поворотов. Ну и конечно же лучше «заходит на посадку», после взлёта на очередном трамплине нос не стремится перевесить корму и спровоцировать «кульбит» через кабину после приземления.

Во-вторых, ралли-рейды – это не только гонка моторов, но и соревнование экипажей. Причём речь идёт не о мастерстве, которое, безусловно, очень важно, но и о физических возможностях организма.

Проблема с доступом к двигателю решена очень элегантно – кабина, несмотря на капот, тоже подъёмная Регламентные работы с двигателем проводятся в естественной позе, а не изогнувшись буквой «зю»

И в этом плане размещение экипажа не над передней осью, а «в базе» – значительный «плюс». Ведь передняя ось принимает на себя все «сюрпризы» дорожного полотна и с радостью шлёт «доклады» о них в виде ударных и вертикальных нагрузок находящимся в кабине. А выдерживать такой непрерывный «поток информации» на протяжении многих часов очень тяжело. Смещение кабины за переднюю ось позволяет значительно улучшить комфорт экипажа, а значит, сохранить его работоспособность на максимальном уровне намного дольше.

Да, в реальной жизни всё не так, и основная масса грузовиков – «бескапотники». При грузоперевозках капот «крадёт» полезное пространство для груза и усложняет маневрирование за счёт худшей обзорности. Но гоночные болиды везут не товар на склад, а экипаж к победе. Да и выписывать идеальные «восьмёрки» в степях и пустынях особо незачем. Так что в теории наличие капота у гоночного грузовика – однозначное благо.

«Раздатка» сильно смещена к заднему мосту и оттого и кардан к нему самый короткий Привод к переднему мосту передают два кардана – один получился бы о-о-о-очень длинным От переднего моста до двигателя очень большое расстояние, а его поддон высоко и прикрыт карданом А под капотом у КАМАЗ-43хх нагромождение трубок и вентиляторов – очень непривычный вид

«Полтора метра жизни»… и комфорта

То, что мы одни из первых увидели готовый «капотник», стало понятно, едва мы вошли в ремонтные мастерские команды. Перед новинкой в порядке живой очереди выстроились сотрудники и сотрудницы «КАМАЗ-Мастер» для памятной фотографии. Желание естественное и понятное, новая модель – всегда праздник.

Узнать в новичке КАМАЗ теперь сложно. Нюансы омологации заставили команду отказаться от привычной кабины и установить на машину кабину и капот от MB Zetros. Daimler теперь является партнёром «КАМАЗа», а MB Zetros – серийная модель, так что вопросов к «КАМАЗ-Мастер», аналогичных тем, которые заставили Алеша Лопрайса поставить крест на его капотном TATRA Jamal, не будет.

Если конкретно говорить о «железе», то для создания «капотника» использовано шасси проверенного временем КАМАЗ-4326 – это удобно как со стороны надёжности, так и ремонтопригодности.

Впереди здоровенный радиатор в максимально «бронированном» окружении – самая уязвимая деталь

Коль речь об изменениях в конструкции, то основное – это конечно же двигатель. Увы, новое расположение кабины не позволяет применить V-образный мотор, установленный на КАМАЗ-4326, он банально не входит под неё. Пришлось обратиться к чешской Buggyra и взять у неё в аренду специально подготовленный для гонок 6-цилиндровый рядный двигатель Caterpillar. Силовые агрегаты чехов достаточно известны в гоночной среде с положительной стороны, так что здесь вопросов быть особо не должно.

Кроме того, пришлось полностью перекомпоновать всю систему охлаждения, ибо смещение кабины не позволило разместить теплообменники наддувочного воздуха отдельно от водяного радиатора. Да и с доступом к двигателю и КП пришлось немного помудрить, ведь под привычным откидным капотом ничего нет, а сам мотор расположен теперь прямо под кабиной. Так что работа проведена была очень большая, и мы ждём результатов в боевой обстановке.

А пока первый заезд проводил будущий пилот новинки – Эдуард Николаев. Динамичная, манёвренная и ладная машинка совершила несколько прогонов по командному двору и вернулась в цех для дальнейшей доводки. Мини-презентация понравилась локоничностью – коротко, но чётко и понятно. Кстати, Эдуард неспроста оказался «избранником» для посадки на «царский трон». Он и его штурман принимали самое непосредственное участие в разработке машины, вот и доводить её до ума предстоит тоже им. А какой же экипаж без механика? Так что на грядущем «Дакаре» экипаж Николаева в полном составе пересядет на нового «боевого коня».

Тот самый КАМАЗ-49252, ставший первым победителем Dakar в истории команды «КАМАЗ-Мастер»

Увы, мы так и не дождались полноценного выступления нового «капотника» КАМАЗ-43хх на гонке «Великая степь – Шёлковый путь-2015». Похоже, команда так и не успела довести машину до стадии «уверенная победа», а потому дебют был перенесён на «попозже». Что ж, решение довольно грамотное, ведь первый выход в свет всегда должен быть эффектным. И во время демонстрации СМИ этот постулат был полностью соблюдён.

Что же касается кабины и капота от MB Zetros, которые вызвали массу споров в Интернете, напомню – в спортивном грузовике главное не из каких комплектующих собрана машина, а кто её придумал, собрал и привёл к победе. И у КАМАЗ-43хх все эти три пункта за командой «КАМАЗ-Мастер»…

Техническая характеристика автомобиля 43хх
Полная масса, кг 10 200
Снаряжённая масса, кг 8900
Грузоподъёмность, кг 1300
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Caterpillar C13/Gyrtech 12.5 Rally
Турбодизельный, I-6
12 500
980 при 2200 мин-1
4000 при 1500 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад
ZF 16S251
Механическая
16/2
Подвеска Рессорная, зависимая с амортизаторами и стабилизаторами
Тормозная система Пневматическая с EBS и барабанными тормозными механизмами
Колёсная формула 4х4
Комментировать ... >>
Loading...