Грузовой низкопольник
Mercedes-Benz Econic 2630 - cпециальный автомобиль с низкопольной кабиной для коммунальных служб
Производитель: | Daimler AG |
---|---|
Модель: | Mercedes-Benz Econic 2630 |
Весной 2014 года концерн Daimler AG представил на рынке новый «портфель» грузовых решений для выполнения развозной работы. Один из сегментов этого портфеля – модель Econic с особенной кабиной и компоновкой. Основная особенность – обилие «автобусных» решений. Причём в данном сравнении речь идёт не об автобусе, построенном на шасси грузового автомобиля, а о современном низкопольном автобусе. Принципиальное отличие лишь в том, что грузовик всё же рамный, но высота рамы существенно занижена.
Это шасси предназначено для выполнения работ, связанных с частыми остановками, при которых водитель вынужден покидать кабину. В первую очередь, это сбор мусора, доставка товаров в магазины, почтовая работа. Немецкие рабочие требовательны к своим условиям труда, да и профсоюзы у них не только раздают бестолковые путёвки в плохие санатории, а ведут серьёзную аналитическую деятельность и отстаивают права трудящихся. Перечисленные виды работ нередко приводят к заболеваниям опорно-двигательного аппарата и суставов, так как водитель, подобно акробату, вынужден постоянно прыгать с высокой подножки, а потом вновь карабкаться в кабину. Результат решения проблемы – начата массовая опытная эксплуатация «Экоников» на дорогах Мангейма и Гамбурга. Теперь я тоже сяду за руль этой экзотики мира грузовиков.
Театр начинается с вешалки...
а Econic с посадки в кабину. Сразу отмечаю длинный передний свес и визуальное отсутствие ступенек. Как мне, водителю, и положено, открываю левую дверь кабины. Высокая, словно автобусная, служебная дверь поддалась легко, но на довольно небольшой угол, невысокая подножка, скрытая от посторонних глаз, и вот я на рабочем месте. Моё место, если не обращать внимание ещё на 3 сиденья «второго ряда», – точная копия кокпита водителя автобуса. И зачем я использовал неудобную левую ручную дверь? Лёгкое нажатие кнопки, и справа автоматически открывает вход двустворчатая ширмовая дверь автобусного типа. К слову сказать, как только автомобиль тронется с места, она закроется автоматически, без клавиши.
Моторный тоннель присутствует, но небольшой: поперёк кабины свободный и удобный проход, а дополнительные посадочные места ютятся на галёрке, прикрывая сложной формы подиум, где, вероятно, и затаился силовой агрегат. Но ничего, чуть позже я подниму кабину и выведу его на чистую воду. Сейчас я хочу прокатиться.
Манёвренный и быстрый
Коробка передач? Конечно же автомат. Причём не автоматизированная КП, а добротный гидромеханический 6-ступенчатый агрегат Allison. Остаётся только ткнуть пальцем в положение «D» и плавно начать движение. Выезжаю с плотно заставленной грузовиками площадки без особого труда, «виновница» отличной манёвренности десятиметрового автомобиля – подруливающая задняя ось. Всего осей три, на той версии, которая мне досталась на тест, но бывает и две, и четыре…
Пересекаю несколько перекрёстков с круговым движением, город заканчивается, светит яркое весеннее солнце. В конце марта в Германии зеленеет свежая сочная трава, но листьев на деревьях пока нет, отчего окружающая местность приобретает два основных оттенка: голубой от неба на горизонте и зелёный от травяного ковра полей. Оранжевый мусоровоз оказывается как раз посередине между небесным голубым и сочным зелёным. Так мы его и заснимем невдалеке от небольшой фермы, а заодно я ещё раз попробую маневрировать на узкой дорожке, не без удовольствия. Единственное, на что следует обратить внимание водителю этого специализированного грузовика, – длинный передний свес. Провинциальные дороги и выезды с прилегающих территорий здесь очень узкие, часто проходят в насыпи, и, чтобы не зарезать угол, надо довольно далеко выносить передок, а это требует в ряде случаев свободной встречной полосы. Внимательнее надо быть и при смене полосы движения, передняя ось далеко сзади водителя, отчего машина при неправильной работе рулём чересчур резко меняет траекторию. Но, чтобы избежать этих и других возможных неприятностей, конструкторы позаботились об отличном обзоре и множестве зеркал.
Домыслы о том, что автомобили с автоматическими трансмиссиями «туповатые» и прожорливые, уже в прошлом, 300 (299 по паспорту) лошадиных сил разгоняют Econic играючи, а чуткая коробка подстраивается под любое желание водителя, выбирая из своих шести передач единственно верную. Хочешь «притопить» – пожалуйста, автомат чуть придержит пониженную передачу, плавно катишься по городу (ограничение 50 км/ч) – КП перейдёт в зону низких оборотов и высоких передаточных отношений. Всё просчитано славно и работает добротно!
Машина для специальных надстроек
Специальный автомобиль с характерной низкопольной кабиной присутствует на рынке с 1998 года. Выпущено около 13 500 экземпляров. Основные потребители Econic кроме коммунальных служб – пожарные и аэродромные службы.
Рама, оси, рулевое управление и пневмоподвеска базируются на шасси Mercedes-Benz Actros. Архитектура электроники, трансмиссия и органы управления взяты из различных более лёгких моделей концерна. Важнейшая особенность конструкции – низкая рама. Это удобно для ряда специальных надстроек, а низкий центр тяжести даёт ощутимое преимущество в характеристиках управляемости, позволяя быстро и динамично передвигаться на гружёной машине.
Интервал технического обслуживания новой модели составляет 120 000 км.
Жизнь силового агрегата
Поднять кабину оказалось непросто, и не потому, что это связано с техническими проблемами. На предсерийной машине отсутствовал штатный инструмент в виде баллонного ключа и монтажки. Когда всё это имущество удалось одолжить в расположенном невдалеке техцентре, я приступил к процессу. Механизм подъёма кабины оказался классический – при помощи гидродомкрата, но удивительно лёгкая кабина «задралась» буквально за минуту. Подняв её, я не обнаружил ничего интересного. Стандартный «мерседесовский» мотор – рядная «шестёрка», смещённый чуть назад… В этот миг понимаешь, как ювелирно надо было просчитать эти координаты, чтобы уместить силовой агрегат и КП, не отняв полезной длины для установки надстройки и в целом не увеличив габарита машины, да так, чтобы обеспечить кабине низкий пол! Воистину, слава создателям немецких машин!
Лёгкий и практичный, но специальный
Кабина «Эконика» изготовлена из алюминиевого каркаса, обработанного путём катафорезного грунтования, и обшита панелями из пластика. Среди узлов и агрегатов широко используются пластик, магний, алюминий. За счёт этого удалось сократить снаряжённую массу и повысить грузоподъёмность шасси. Такие решения позволили построить несколько вариантов машины с разным количеством осей и даже седельный тягач. Пневматическая подвеска, применённая на всех осях, позволяет без проблем подстроиться под требуемую высоту сооружений при производстве погрузочно-разгрузочных работ.
Машина получилась недешёвая, но фантастически удобная для своей специфичной работы. Именно поэтому я в рамках сегодняшнего тест-драйва не буду подводить итоги в виде резюме с «плюсами» и «минусами» автомобиля. Такой анализ больше подходит для массовых машин, но сегодня не тот случай. Просто концерн Daimler в рамках своего «портфеля» грузовых решений задумал построить и вывести на рынок специализированный городской грузовой автомобиль с набором автобусных решений. Это производителю удалось, как всегда, на самом высоком уровне, достойном мирового лидера…
Полная масса, кг | 26 000 |
Допустимая нагрузка по осям, кг | 8000/ 11 500/ 7500 |
Двигатель | ОМ 936, дизельный, 6 цилиндров в ряд |
Рабочий объём, л | 7,7 |
Мощность, л.с. | 299 при 2200 мин-1 |
Крутящий момент, Н∙м | 1200 при 1200–1600 мин-1 |
Коробка передач | Allison, автоматическая |
Количество передач вперёд/ назад | 6/1 |
Тормозная система | Пневматическая, с антиблокировочной системой |
Подвеска | Пневматическая на всех осях |
Шины | 315/80 R22,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |