Корпоративный транспорт увеличенных размеров
Автобусы особо малого класса на выставке «Мир автобусов-2014»
«Лёгкая» составляющая VII Международного автотранспортного фестиваля «Мир автобусов» в Коломне традиционно была настолько обширна, что потребовала отдельного размещения. Автобусы особо малого класса на базе фургонов LCV представили практически все ведущие кузовостроители отрасли. Основной лейтмотив – увеличение максимальной пассажировместимости, совершенствование элементов конструкции и отделки по итогам реальной эксплуатации на маршрутах. Похоже, общение с перевозчиками всё же даёт положительные результаты.
Если попытаться обобщить тенденции на рынке «фургонбусов», то можно констатировать закат эпохи маршрутных микроавтобусов на базе стандартных цельнометаллических фургонов. Всё больше места в экспозиции занимают специализированные версии для перевозки детей, социальные такси и «бусики» для нерегулярных перевозок – эдакий корпоративный транспорт увеличенных размеров с максимально богатой начинкой.
Автодом
Основными экспонатами стенда «Автодом» стали две модели автобусов для перевозки детей.
Наиболее эффектно выглядел «Автодом 19728-02» на базе удлинённого внедорожника УАЗ-396255. Длинная база и высокая крыша были призваны сгладить повышенную «прыгучесть» и тесноту исходной «буханки», но…
Итоговая конструкция навевает тоску. Подножка никак не состыкована с размерами дверного проёма – он остался прежним, и голова теперь норовит «врубиться» в его кромку. Потолок остался невысоким, и любой рослый старшеклассник всё равно вынужден будет пригибать голову. Как ни крути, а скомпоновать в тесной коробке нормальный салон невозможно – планировка на протяжении салона меняется с трёхрядной на четырёхрядную и обратно. Кресла стоят вразнобой, и больше 13 мест втиснуть внутрь не удалось. А ещё удручает качество сборки с отпадающими уплотнителями дверей и голым металлом везде, где можно и даже там, где нельзя. Печально…
На этом фоне «школьник» на базе Ford Transit выглядит чуть ли не идеалом, 18-местный салон имеет полноценную четырёхрядную планировку. Специальные кресла позволяют малышам отгородиться от прохода подлокотниками, а старшеклассникам – сесть на то же сиденье, но уже приемлемой для них ширины. Высокая крыша, сдвижная дверь с полноценной стационарной и дополнительной выдвижной подножкой действительно позволяют причислить микроавтобус к термину «школьный».
ГАЗ
Сенсация! На фестивале появился отдельный стенд «Группы ГАЗ» по малым коммерческим автомобилям! Впрочем, подоплека такого новшества ясна – наконец-то в компании появились модели, которые не стыдно показать посетителям.
В экспозиции присутствовали сразу два варианта автобуса городской – «ГАЗель» Next A64R42 и пригородный – «ГАЗель» Next A63R42. Интересно, что разница между ними в возможности перевозить одного стоящего пассажира в «горожанине», и соответственно наличие поручня под потолком и на спинках сидений. Впрочем, как это ни печально, наши реалии быстро приравняют «пассажировместимость» к «вместимости кузова», увеличив таким образом количество стоящих пассажиров минимум на 10 человек, и сведя на «нет» разницу в назначении модификаций.
Кстати, до сих пор остается неясным вопрос, кто же в итоге будет собирать салоны для новых «газовских» маршруток. На данном этапе продажные экземпляры выкатываются в полнокомплектном виде из ворот завода, а все штучные версии (выставочные, знаковые поставки и т. п.) проходят сборку салона на площадях «Самотлор-НН». Интересное разделение труда…
Гарантия Сервис
Продукция компании «Гарантия Сервис» уже привычно располагалась под флагами дилера «Интер-автоцентр». Тематика экспозиции прежняя – новые версии микроавтобусов на базе Fiat Ducato.
Самый яркий экспонат – 5-местное VIP-купе на базе Fiat Ducato Van MWB H2 с перегородкой между кабиной и салоном. Описывать содержание салона –дело бесполезное: холодильник, мультимедийная система с двумя мониторами, откидной столик, отсеки для вещей под диванами – всё есть. Шика добавляет обивка стенок кожзаменителем и вставки «под дерево». Для багажа пассажиров в корме есть вместительный отсек, который отделён от салона специальными шторами.
В остальном модели не очень изменились. Междугородный автобус «Гарантия Сервис 242 GS-16» обзавёлся туристской версией с отдельным багажником. Пригородная версия получила салон «правильной» направленности – все кресла лицом по ходу движения. А бизнес-купе вместо неподвижных диванов обрело многофункциональный салон «Ривьера».
Луидор
Не нарушая традиций фестиваля, продукция ПКФ «Луидор» экспонировалась сразу в нескольких местах. Помимо основного стенда два микроавтобуса на базе MB Sprinter стояли у основного входа, возглавляя линейку «фургонбусов».
Междугородный 19-местный «Луидор-223612» в кузове самого современного MB Sprinter, кроме 7-ступенчатой АКП 7G-Tronic и отдельного багажника с доступом снаружи, обзавёлся новой автоматической дверью прислонно-сдвижного типа. Новая дверь, увеличенного размера, прикрыла дополнительную ступеньку на входе, позволив отказаться от выступающих или выезжающих подножек, совместив эстетику с функциональностью.
На этом фоне городской «Луидор-223203» в кузове MB Sprinter Classic кажется уже устаревшим. Хотя в версии с длинным свесом и кондиционером автомобиль демонстрируется впервые и фактически точно так же заслуживает приставку «NEW».
А вот назвать «междугородником» 19-местный «Луидор-223712» на базе VW Crafter 50 язык не повернётся при всем желании. «Упакованность» салона, внимание к мелочам, качество отделки и применяемых материалов – 100%-й «Турист».
«Луидор-2260D0» на базе Fiat Ducato – полноценное «социальное такси». В салоне 9 стандартных кресел с подлокотниками и ремнями безопасности (ещё есть 2 места рядом с водителем) и место для крепления инвалидной коляски. Последняя доставляется в салон мини-подъёмником. Интересно, что в сложенном состоянии он смещается в сторону, уступая место выдвижной подножке и высвобождая проём двери для прохода в штатном режиме.
А долгожданная маршрутка для пригородных перевозок на базе Renault Master L4H3 вот-вот закончит процесс сертификации. Французская база оказалась очень интересной в плане соотношения цена/качество, и востребованность её на рынке трудно не заметить.
Росвэн
Традиционно компактно экспонировался «Росвэн». Долгое время компания прочно ассоциировалась с техникой на базе IVECO Daily, и вот нынешний фестиваль позволил посетителям взглянуть на «Росвэн» под другим углом.
На стенде рядом с классической городской маршруткой «Росвэн-3265A6» красовался новый микроавтобус на базе VW Crafter. Модель предназначена как для регулярных, так и для нерегулярных пассажирских перевозок. Тем не менее именно на втором поприще она может блеснуть во всей красе: 19-местный салон оснащён максимально комфортно. Комфортабельные кресла, полки над головой со встроенными блоками индивидуальной вентиляции и освещения, отделённый от салона багажный отсек с подъёмным люком прислонно-сдвижного типа. Интересно, что для увеличения вместимости багажника запасное колесо перекочевало из-под днища в отсек, где вертикально притулилось у левого борта, а пол отсека, соответственно, был опущен вниз до уровня боковин наружной обшивки. Кроме того, стандартная распашная служебная дверь теперь оснащена дополнительной выдвижной подножкой.
Самотлор-НН
Вне досягаемости по количеству представленных моделей выступил в этом году «Самотлор-НН» со своим подходом «мы покажем, что умеем, а вы сделаете свой выбор»! Казалось, что 13 новых моделей на базе 6 различных фургонов в различных вариациях просто затмевают противоположный ряд «больших» собратьев. Возможно, не все они станут массовыми, но своего покупателя, несомненно, найдёт каждая из них.
Из стопроцентно нового отмечу пошедший-таки в серию «Промтех-224320» на базе Ford Transit. Долгое время оставался открытым вопрос, даст ли Ford своё согласие на удлинение кормового свеса, и вот вам ответ – одобрение типа транспортного средства на 18-местную пригородную версию уже получено. Осталось заставить дорожников делать дороги в соответствии с ГОСТом, дабы свес землю не царапал на перегибах…
Для семейства «тройняшек» Citroёn Jumper, Peugeot Boxer и Fiat Ducato на «Самотлор-НН» внедрили в серию цельные боковые панели салона. Теперь пластиковая обшивка не имеет швов и стыков вдоль всего борта, что не только облагораживает внешний вид, позволяет избежать непредусмотренных зазоров и расшатывания мест совмещения панелей, но и упрощает процесс сборки, что тоже немаловажно.
Модель «Промтех Jumpy J», на базе одноименного минивэна, является «социальным такси», рассчитанным на перевозку 5 пассажиров на стандартных креслах и одного инвалида-колясочника. Для заезда коляски в салон через кормовые двери предусмотрены аппарели с «ручным» приводом.
А самыми ярким на стенде были микроавтобусы для перевозки детей.
Нестандартный «Соболь» 4х4 на явно неродных колёсах с зубастыми шинами всем своим видом показывал, что даже 40-сантиметровый снег теперь точно не повод прогуливать школу. Из более практичных вещей нельзя не отметить высокую крышу, позволяющую стоять практически в полный рост даже взрослым людям. Салон рассчитан на перевозку 11 детей и сопровождающего. Причём места для коленей должно хватить даже для одиннадцатиклассника.
А победителя в номинации «Лучший микроавтобус» «детский» «Промтех-22438S» на базе «ГАЗель Next» вы уже видели в прошлом номере журнала. Премьерный показ машины состоялся ещё на выставке COMTRANS’13, но с тех пор салон «школьника» был полностью переработан и теперь отвечает всем требованиям и нормативам.
СТ-Нижегородец
Как будто в противовес своим нижегородским оппонентам «СТ-Нижегородец» продемонстрировал всего три модели для регулярных пассажирских перевозок, зато максимально приближенные к жизни.
Премьера прошлого фестиваля – семейство Feniks FBI83 на шасси IVECO Daily – в это раз являло собой автобусы, собранные непосредственно в Нижнем Новгороде. В сербскую конструкцию уже был внесён ряд изменений для адаптации к нашим климатическим условиям. Вот-вот закончится разработка документации на окончательную конструкцию автобусов, после которой «русифицированные» машины начнут полноценно собирать на «Нижегородце». Причём это касается как городского Feniks FBI83MR, так и пригородного Feniks FBI83MR. А лично я надеюсь, что «русификация» коснётся ещё и внешнего облика автобуса – уж таким неуклюжим выглядит Feniks даже на фоне белорусского аналога «Неман 420224-11» с кузовом Cacciamali.
Просто находкой для наших перевозчиков, обожающих совмещать термины «микроавтобус» и «резиновый», можно назвать новую городскую маршрутку от «Нижегородца» на базе тяжёлого IVECO Daily 70C15V. В дополнение к 19 посадочным местам в микроавтобусе возможна перевозка ещё 17 пассажиров стоя. Таким образом, общая пассажировместимость составляет 36 человек. То есть даже при всём желании невозможно сосчитать, перегрузил водитель салон или всё ещё укладывается в разрешённую цифру – разве что заставить всех стоящих выйти…