Новый «Траккер» – для «драйвера»!
Презентация последнего поколения тяжелого грузовика IVECO Trakker
Накануне Первомая, когда большинство российского народонаселения уже мысленно разжигало мангал, на Дмитровском автополигоне компания IVECO впервые представила в России последнее поколение тяжёлого грузовика Trakker. По мнению специалистов IVECO, на эту модель значительно вырос спрос, благодаря большому числу доступных модификаций, адаптированных для эксплуатации в сложных дорожных и климатических условиях.
Зелёный – цвет «Дакара»
За прошедшие три года это уже третья презентация новой линейки грузовиков IVECO на полигоне ФГУП НИЦИАМТ. И каждый раз нам заявляют о смене нового корпоративного цвета. Представленный в 2011 году Ecostralis («ГП», № 7, 2011 г.) был белоснежным, новая линейка магистральной техники, презентованная под занавес 2012 года, контрастировала яркими апельсиновыми тонами на синевато-белоснежном фоне метели (см. «ГП», № 5, 2013 г.), сегодняшние полноприводные грузовики светло-бирюзового цвета. Грузовик именно такой раскраски недавно неплохо выступил на легендарном «Дакаре», что и послужило поводом смены цветовой гаммы, тем более что презентуемая техника – сплошь внедорожная. Всего было представлено четыре модели: самосвалы с колёсной формулой 8х4 и 6х6, бетоносмеситель 8х4, а «самым вкусным» мне показался тягач 6х6, снабжённый полуприцепом для перевозки строительной техники, на который водрузили экскаватор родственного концерна Fiat Industrial. Суммарный вес этого автопоезда составил 72 тонны. Этого мастодонта я сумел вымолить у организаторов на пару кругов, конечно, не «Дакара», но хотя бы автополигона, где сооружена специальная трасса для демонстрации обновленного Trakker.
Спокойствие, только спокойствие!
Рассмотрев тягач снаружи, прежде чем сесть за руль, я отметил, похоже, кабина нового Trakker заимствована у старшей модели Stralis. Навёл справки и оказался прав. На выбор предлагается два варианта: короткая Active Time с низкой крышей и удлинённая Active Time с низкой или высокой крышей. Соответственно внутри минимум отличий от магистрального собрата. Вот только алгоритм переключения механической КП полноприводного тягача остался старый, с ненавистной мне «пощёчиной». Новое здесь заключается в том, что 16-ступенчатая механическая трансмиссия ZF Ecosplit, устанавливаемая на Trakker, комплектуется сервомеханизмом Servoshift, заметно облегчающим включение передач. Удивительно, но из-за низких передаточных отношений мостов, особого раздражения «пощёчина» здесь не вызывает. Характеристики максимального крутящего момента и мощности двигателя Cursor 13, именуемого для данной модели IVECO F3B, смещены в зону низких оборотов, так что, несмотря на гигантский вес вверенного мне автопоезда, получалось тронуться и с III передачи, а при дальнейшем разгоне некоторые передачи можно смело пропускать. Даже провоцируя разные сценарии трогания и разгона на подъёме, я отметил, что дружелюбный «Траккер» не «просаживается» и не просит переключиться вниз. Но при движении по равнине он не спешен на разгон, а комфортная крейсерская скорость для магистрального движения всего около 70–75 км/ч. Интардер, которым был укомплектован тестовый тягач, имеет два положения и оказался эффективен, здесь этот узел можно смело похвалить! По совокупности свойств этот грузовой автопоезд чистый внедорожник! Вот только теперь удобный и комфортабельный. В обновлённой модели конструкторам действительно удалось преобразовать медлительный и грубый технологический транспорт в автомобиль, которым приятно управлять «драйверу».
Из недостатков эргономики отмечу отсутствие регулировки рулевой колонки в продольном направлении, а из огрехов сборки мне попалась на глаза спица рулевого колеса, отказывающаяся стоять по центру в положении прямолинейного движения; несколько жгутов электропроводки, проложенных не самым лучшим образом; невнятные отметины жёлтой краской на заливных пробках мостов и раздатки, но больше придраться особо не к чему. Из недочётов изготовления я отметил множество мелких деталей грубого пошиба, заимствованных явно у старых уральских грузовиков, которые делают буквально с другой стороны забора ООО «ИВЕКО-АМТ».
Некоторые детали
Полная масса одиночного «Траккера» варьируется от 18 до 72 т. Он может быть рождён в виде голого шасси, самосвала, седельного тягача. Кабина грузовика заимствована у старшей модели Stralis, при этом некоторые детали были модифицированы с расчётом на более суровые режимы эксплуатации и сокращение издержек. Так, например, стальной передний бампер собран из трёх легко заменяемых частей. Детали салона выполнены из прочного и износостойкого пластика.
Родственник спортсмена
В тот день на полигоне присутствовал один из «боевых» дакаровских «Траккеров». Гонщик Джузеппе Симонато с удовольствием катал гостей презентации на огромной скорости по ухабистым спецучасткам автополигона. В перерывах между заездами мне удалось немного рассмотреть железного «спортсмена» на парковке, где невольно отметил солидный процент унификации с его конвейерным работягой с прямо противоположным характером. Такие вот родственнички…
Секреты производства – курс на гибкость!
Почему именно Trakker? Такой вопрос всегда ставит перед собой потенциальный покупатель, тщательно анализируя рынок. В ООО «ИВЕКО-АМТ» готовы к такому диалогу. Вот несколько тезисов, или, если угодно, козырей, которые мне удалось выяснить в процессе беседы со спецами.
Основные задачи команды этого уральского предприятия не только удовлетворить потребителя, но и попытаться его (потребителя) ещё и восхитить продуктом. Для этого, с одной стороны, работают над конечной ценой машины, а с другой – пытаются предложить ряд оригинальных решений для конкретного потребителя.
Полная масса (с учётом нагрузки на седло), кг | 38 500 |
Полная масса автопоезда, кг | 80 000 |
Снаряжённая масса, кг | 11 500 |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-/ 3-ю оси, кг | 8500/15 000/15 000 |
Двигатель:
|
IVECO F3B (Cursor 13) Дизельный (Euro 4), 6 цилиндров в ряд 12 880 420 при 1950 мин-1 1900–1000 при 1500 мин-1 |
Коробка передач:
|
ZF16S2220TO Механическая 16/ 2 |
Подвеска | Передняя – многолистовая рессора и телескопические амортизаторы гидравлического типа. Стабилизатор поперечной устойчивости переднего моста. Задняя – многолистовая рессора. Стабилизатор поперечной устойчивости среднего моста |
Тормозная система | Пневматическая, ABS с электронным ограничителем тормозного усилия EBL |
Колёсная формула | 6х6 |
Шины | 13.00 R22,5 |
Вместимость топливного бака, л | 465 |
Автомобили собирают на конвейере в Миассе, рамы получают из Италии, но в их конструкцию вносится ряд изменений – в основном это усилители. Конструкторская документация, разработанная именно в России, позволяет сегодня предложить150 (!) вариантов сочетания колёсных баз и длины свесов. Кабины изготовляют в Миассе по полному циклу (штамповка, сварка, в год до 5000 кабин) с применением катафорезного грунтования. Окраска возможна по пожеланию заказчика любого цвета и разными материалами: от недорогих отечественных автоэмалей до материалов премиум-класса, поставляемых компанией Sikkens.
И ещё один немаловажный момент, связанный с текущим транспортным законодательством России. Все автомобили производства ООО «ИВЕКО-АМТ» сертифицированы с российским тахографом, устанавливаемым на заводе уже в базовой комплектации.
Вот такие приёмы конкурентной борьбы на российском рынке нам продемонстрировал один из игроков «большой семёрки» европейских грузовых брендов. По итогам прошлого года доля IVECO на российском рынке увеличилась с 6% до 7,4%, а это означает, что предложенные решения и продукты будут востребованы.
«ИВЕКО-АМТ»
Место рождения всех представленных новинок – совместное российско-итальянское предприятие «Ивеко-АМТ» (г. Миасс, Челябинская область). С 2009 года это правопреемник не менее известного производителя грузовиков «Ивеко–Уралаз». Модельный ряд нового IVECO Trakker включает шасси мощностью от 310 до 500 л с колёсными формулами 4x2, 4x4, 6x4, 6x6, 8x4 и 8x8, а также седельные тягачи мощностью от 360 до 500 л.с. с колёсными формулами 4x2, 4x4, 6x4, 6x6, 8x4 и 8x8. Модельный ряд расширен модификациями, подготовленными и адаптированными под выполнение специальных задач, включая перевозку леса, трубных конструкций, топлива, компонентов взрывчатых веществ, а также пожаротушение.