125-летний юбилей компании Renault Trucks. История марок Berliet и Renault
На войне все средства хороши
Ещё до начала Первой мировой войны Мариюс Берлие занялся поставкой грузовых автомобилей модели CAT во французскую армию. В 1913 году увидел свет капотный «камион» Berliet модели CBA. В начале войны армия Франции получила партию штабных легковых машин, на некоторых из них установили прожекторы. Автобусы модели CAB переделывали в мобильные голубятни – в те годы голубей успешно использовали для полевой связи. Вскоре военные круги настояли, чтобы фирма прекратила строить все легковые и коммерческие модели, сосредоточив усилия на грузовиках Berliet CBA. Эта модель грузоподъёмностью от 2,5 до 5 т и двигателями мощностью 25 и 35 л. с. выдержала 10 модернизаций. Berliet CBA стал одним из самых желанных грузовозов армий Антанты и продержался в производстве до 1932 года. Всего выпущено не менее 40 000 грузовиков модели CBA, из них около 25 000 поступили на службу во французскую армию, что составило около 70% всех военных грузовых машин Франции.
Фирма Berliet превращается в огромное многопрофильное предприятие оборонной промышленности, наладившее полный цикл производства, с изготовлением всех деталей и узлов для грузовиков. К концу войны 12 000 рабочих собирали более 1000 автомобилей в месяц – таких масштабов Европа ещё не знала! Кроме того, заводы Berliet делали снаряды для 75-мм пушек и по настоянию военного министерства построили 1100 лёгких танков Renault FT-17 – так в 1917 году интересы двух соперничающих предприятий впервые сошлись. В том же году фирма стала акционерным обществом – Automobiles M. Berliet SA.
А как обстояли дела с заготовкой автомобилей для Русской армии? Закупочная комиссия под руководством командира Учебной автомобильной роты полковника Петра Ивановича Секретёва в 1914 году заказала в разных странах Европы и в Америке 1276 автомобилей различного назначения и тракторов. Русские военные предпочитали грузовозы Berliet, однако в них французы нуждались сами, и пришлось покупать грузовики Renault. В числе прочего до конца года прибыли 20 из 35 заказанных бронированных машин этой марки. Их сборку предстояло завершить в России. Машины не во всём соответствовали российским требованиям, но всё же пришлись ко двору.
В апреле 1915 года Военный Совет выделил на закупку автомобильной техники 86 миллионов рублей и высказал пожелание, «чтобы при заказах сделаны были попытки получить автомобили европейских заводов, в виду превосходства этих автомобилей по сравнению с американскими». Однако заказы удалось разместить, кроме Северной Америки, только во Франции и Италии. На заводах Renault заказали 260 грузовых, 350 санитарных и 85 легковых автомобилей, на заводах Berliet – 50 грузовиков.
На следующий год удалось купить весьма скромное количество «камионов» Berliet, зато значительно увеличились поставки техники Renault. В 1917 году Франция обязалась поставить в Россию 820 грузовых и 475 легковых автомобилей. По ряду причин половина из них до России так и не дошла. Русский военный агент принял у фирмы Berliet 400 грузовиков и специализированных машин на их базе; 274 из них отправили морем в Архангельск, но один корабль с 46 грузовиками был потоплен торпедой, выпущенной немецкой подводной лодкой; 126 машин зависли на складах во Франции, их отправке помешала Октябрьская революция. У компании Renault приняли все 150 заказанных грузовиков (из них 110 прибыли в Россию, а 40 остались на складах) и лишь 84 из запланированных 235 легковых машин. Вся техника была доставлена через Архангельск в Петроград.
На первое июля 1917 года в гаражах различных министерств и организаций России (более всего в армии) значилось 314 автомобилей Berliet: 142 легковых (из довоенных запасов и мобилизованных у населения) и 172 грузовика; все грузовые машины находились в действующей армии на Северном, Западном и Юго-Западном фронтах. Парк Renault выглядел куда внушительнее: 737 машин (104 легковых и 633 грузовых, большинство из них в тылу). Компания Renault Frères снабжала армии стран Антанты не только легковыми и грузовыми машинами, но и полноприводными артиллерийскими тягачами (в Россию они не попали) и лёгкими танками, в 1916 году на её заводах трудилось 16 000 рабочих и служащих.
В годы Гражданской войны части Белого движения и интервенты продолжали получать технику Renault. В том числе и танк FT-17, титулованный у себя на Родине «танком победы». Несколько таких танков Красная армия захватила у американцев на Дальнем Востоке, у французов в Одессе, у поляков и у Русской армии генерала Врангеля в Крыму. В 1920–1921 годах по образу и подобию FT-17 на Сормовском заводе изготовили 15 первых советских танков. Их оснастили автомобильными двигателями ФИАТ-АМО мощностью в 33,5 сил. Танки называли «Рено русский». Первый образец, завершённый 31 августа 1920 года, получил имя собственное «Борец за свободу товарищ Ленин».
У мира не меньше побед, чем у войны
Поздней осенью 1918 года Великая война закончилась, и для автомобильной промышленности наступили тяжёлые времена. Военное министерство Франции отказалось выкупать 2000 «камионов» Berliet из последней партии. Завод сократил производство грузовых автомобилей до 30 единиц в день и возобновил выпуск легковых – новую бюджетную модель с двигателем мощностью 15 л. с. Ситуация усугубилась в 1920 году, когда французская армия начала массово списывать свой автотранспорт и выбросила на рынок тысячи грузовиков по сходной цене.
К 1923 году число занятых на заводах Berliet сократилось по сравнению с военным временем более чем в два раза, до 5536 человек. В отчаянных попытках сохранить свои позиции компания строила даже corbillard électrique – электрические катафалки! Реклама утверждала, что бесшумный и медленный плавный ход – именно то, что надо для покойников. Но эта инновация панацеей не стала.
Большие надежды возлагали на экспорт. Открываются отделения Berliet в Лондоне, Мадриде и Стамбуле, в пригороде Алжира – Хуссейн-Дей. В средиземноморских и африканских колониях Франции бурно развивается транспортное сообщение, и за эти рынки между Berliet и Renault разворачивается яростное соперничество. В 1925 году Berliet отправляет по 100 тяжёлых грузовиков модели VPD с колёсной формулой 6х4 в Ливан и Марокко, Renault создаёт Compagnie Générale Transsaharienne для пассажирских перевозок по Северной Африке и вдоль реки Нигер. На линии работают диковинные трёхосные автобусы с двумя задними ведущими мостами и демультипликатором. Кузов прекрасно защищает от палящего солнца, внутри расставлены мягкие диваны, устроена уборная. Вдосталь провианта, воды и топлива. Правда, на крыше иногда ставили пулемёт – кто их поймёт, этих туарегов? К 1930 году по Африке колесило около 1800 разнообразных автомобилей Renault.
Сулили перспективы и рынки возникших на карте Европы после Первой мировой войны новых государств, прежде всего Польши. В 1924 году Berliet продаёт лицензию на грузовики варшавскому заводу Ursus, затем отправляет полякам 200 газогенераторных грузовозов. В свою очередь Renault поставил в Войско польское добрую сотню трёхосных вездеходов модели MН «сахарского типа».
Возобновились поставки французских автомобилей и в Россию, теперь уже Советскую. Поначалу тоненьким ручейком – в 1923/24 году таможня зарегистрировала ввоз автомобилей всего на 160 тысяч рублей, но затем всё больше и больше. Оживлению торговли способствовало установление дипломатических отношений между СССР и Францией 28 октября 1924 года.
Поставками автомобилей Berliet в СССР занялось акционерное общество КОСИПЕ (Compagnie Commerciale pour les Pays Étrangers). И тут Луи Рено обошёл Мариюса Берлие. Не смутило его даже то обстоятельство, что большевики национализировали основанные в 1914 году заводы «Русский Рено» в Петрограде и Рыбинске и отказались от всех финансовых обязательств старого режима. Более того, банковский консорциум, ссужавший Рено, выступил с инициативой выдать под советский заказ кредит на три года из расчёта 12% годовых. Делегация Моссовета во главе с товарищами Лавровым и Роговым тотчас подписала договор о поставке 30 таксомоторов, 12 автобусов и 10 грузовиков.
21 июня 1925 года на улицы Москвы вышли первые 15 таксомоторов Renault 10CV Type KZ. К концу года их стало уже 30. Грузовики, автобусы, вездеходы, пожарные машины и даже тракторы Renault встречались во всех уголках огромной страны – от Москвы до Мацесты, от Ленинграда до Ферганы.
Крупную партию грузовиков Berliet CBA приобрёл бакинский трест «Азнефть». Наверняка, повлиял успешный опыт эксплуатации одного «камиона» этой марки ещё до революции, в гараже товарищества «Братья Нобель».
Особый интерес в СССР проявили к газогенераторным автомобилям. Французское новшество – использовать древесные чурки как топливо. Пятую часть территории Франции тогда занимали леса. У нас такие автомобили нередко называли «газогенами Берлие». На самом деле завод Berliet освоил поточное производство грузовиков с газогенераторами типа Imbert de Dietrich, изготовленными по лицензии Жоржа Имбера, выходца из департамента Нижний Рейн. В СССР придирчиво изучили французский опыт и освоили собственные «газогены». Наибольшее распространение такая техника получит во Вторую мировую войну.
Оба предприятия не упускали из виду военные заказы. Первый бронеавтомобиль Мариюс Берлие построил в единственном экземпляре в 1919 году и продал в Польшу. В феврале 1925-го соперники схлестнулись на конкурсе автомобилей для рекогносцировки и связи, устроенном французскими военными на полигоне в Сатори. Вездеход Berliet VPB с колёсной формулой 6х6 оказался слишком радикальным, на сей раз не выручили даже поляки. Луи Рено опять победил!
Тогда инженеры Berliet создали бронеавтомобиль VUDB с колёсной формулой 4х4. Французская армия закупила 50 таких машин, и ещё 12 – полиция Бельгии. До 1935 года на заводе Berliet сконструировали ещё несколько бронеавтомобилей с колёсными формулами 4х4, 6х4 и 6х6, в том числе и с заднемоторной компоновкой, которая получила широчайшее распространение среди серийной техники Великобритании, Германии и Франции. Увы, коммерческого успеха разработки Berliet не получили. Луи Рено, титулованный как герой Великой войны, и в соперничестве за военный заказ обошёл Берлие. В запасе у Рено был веский аргумент: он выпускал танки.
В 1929 году, незадолго до начала экономического кризиса, Мариюс Берлие выкупил у крупных акционеров паи и снова занял кресло главы компании. В 1931 году в истории Berliet произошло переломное событие, едва не стоившее ему существования: у компании ACRO куплена лицензия на дизельный двигатель конструкции британского инженера Герберта Акройд-Стюарта. Под девизом «Ни дыма, ни вони» этими дизелями начали оснащать автомобили грузоподъёмностью от 1,5 до 12 тонн. Лицензионную технологию толком не довели до ума, и в скором времени у 300 моторов из первой партии «полетели» поршни. На третий год кризиса выпуск грузовиков Berliet упал на 20%, а к 1935 году – ещё на 25%. Сбыт легковых машин также неуклонно снижался: теснили такие маститые конкуренты, как Citroёn и Renault.
А вот дизели другого британца, Гарри Рикардо, оказались не в пример лучше – моторы с предкамерным впрыском, мощностью от 60 до 150 л. с. На сей раз перед запуском в серию их основательно испытали. До вступления Франции во Вторую мировую войну собрали 12 000 дизелей.
В 1937 году заводы Berliet снова начали выпуск бескапотных грузовиков и автобусов. Среди них были по-настоящему мощные машины. На базе модели GDRK в ноябре 1939 года построили автопоезд полной массой 16,5 т. У седельного тягача модели TDL 8 допускалась полная масса до 21 тонны. Годом ранее компания освоила производство двигателей и коробок передач для танков завода FCM и транспортёр для перевозки танков на базе трёхосной модели GPE – Франция готовилась к новой войне…