Опубликовано: ГП 02-2012
Паркетный тяжеловоз

Самосвал Hino 73041 А FS1ELVD-ИПВ

Максим Шелепенков, фото автора
Производитель: Hino Motors, Ltd (в составе Toyota Group Company)
Модель:       Hino 73041
Начало продаж (в Московской обл.): 2011 г.

Тяжёлые японские грузовики в отличие от легковых автомобилей и малотоннажных грузовичков пока ещё экзотика на наших дорогах. Но надолго ли? Они наделены многими важными для нас качествами: мощность, надёжность, удобство эксплуатации и простота управления.

Первое впечатление

С тяжёлой грузовой серией Hino 700 мне пришлось знакомиться на примере самосвала, хотя одними самосвалами поставки Hino в Россию не ограничиваются. В экспортируемом модельном ряду Hino Motors, Ltd (компания Hino входит в состав Toyota Group Company) присутствуют различные шасси под установку надстроек (бетоносмесители и бетононасосы, фургоны и бортовые платформы, в том числе с кранами-манипуляторами) и седельные тягачи. Но так уж повелось, что в этом классе грузовиков наибольшим спросом пользуются самосвалы, и официальный дилер марки – компания «Хино Моторс Сэйлс» предоставила нам на тест именно такую машину.

Интерьер кабины без изысков, но вполне приятный для глаз. Панель приборов Hino больше напоминает среднетоннажный грузовой автомобиль, чем тяжёлый самосвал. Справа от водительского сиденья – удобный блок, в котором есть отделения для мелких вещей, сервисные клавиши (например, подогрева подушки сиденья) и кран стояночного тормоза прямо под рукой водителя. Позади сидений достаточно места для размещения спальной полки, но в Россию машины почему-то поставляют без неё Пассажир тоже не обделен комфортом. На моторном туннеле – закрывающийся бокс для документов

К чему такое длинное вступление? А к тому, что именно в самосвальной версии Hino 700 выглядит не очень убедительно. Вроде всё при нём – мощный двигатель, большая самосвальная платформа (кстати, установленная уже российским производителем – компанией «ИнтерПайпВАН», модель 6730), бери и работай. Но, с другой стороны, его разрешённая полная масса всего 30 т с небольшим хвостиком (соответственно грузоподъёмность 17 500 кг). Если посмотреть ещё глубже, то окажется, что коробка передач у машины 7-ступенчатая, без делителя, а ведущие мосты без планетарных редукторов и блокировки дифференциалов. В карьер или в котлован стройплощадки на такой машине не сунешься. Это автомобиль для хороших дорог и правильной эксплуатации, и если бы на нём стоял фургон или цистерна, то машина в целом выглядела бы более привлекательно. Тем более, что запас прочности у машины всё-таки имеется, даже в официальных характеристиках указано, что максимально допустимая конструкцией полезная нагрузка может достигать 23 т.

Очень удачная комбинация приборов Над ветровым стеклом есть закрывающиеся полочки и отделения для мелких вещей

Посмотрим на Hino 700 не только как на самосвал, а как на грузовик вообще, подразумевая, что на этом шасси может быть любая другая надстройка. В этом плане первое, на что обращаешь внимание, – на качество изготовления Hino! Это чувствуется во всем, начиная с того, как проложена электропроводка или трубопроводы, и заканчивая тем, как открываются и закрываются двери кабины. Придраться просто не к чему. А ещё добавим комфорт. Водитель в кабине обеспечен всем необходимым: сиденье на пневмоподвеске и с подогревом, педальный узел с подвесными педалями, регулируемая в двух плоскостях рулевая колонка, кондиционер с функцией рециркуляции потоков воздуха внутри кабины, штатная магнитола, электростеклоподъёмники, многочисленные ящички, полочки, крючки для одежды.

К тому же машину удобно обслуживать – все контрольные точки для ежедневного обслуживания вынесены в подкапотное пространство, вплоть до масляной горловины, а опрокидывание кабины осуществляется с помощью электронасоса.

С точки зрения конструкции машина тоже вызывает уважение – современно, добротно и в то же время ничего лишнего. Электроники в машине в меру. Например, с помощью компьютера обеспечивается управление топливной системой двигателя и управление турбиной, присутствуют электронные блоки и в тормозной системе (ABS). Без такого набора сегодня не обходится ни один современный грузовой автомобиль, а вот качество японских электронных систем всегда говорило само за себя.

Подъём кабины осуществляется с помощью электропривода
Двигатель E13C с фирменным красным цветом блока цилиндров
Управляемый компьютером турбокомпрессор с изменяемой геометрией турбины

Двигатель машины достаточно традиционной конструкции, но имеет несколько интересных особенностей: газораспределительный механизм имеет по четыре клапана на цилиндр, кроме того, на распредвале присутствуют тормозные кулачки, воздействующие на клапанную группу, которые вместе с системой горного тормоза обеспечивают машине более эффективное торможение двигателем при движении на трассе под уклон. «Изюминкой» двигателя является турбокомпрессор с изменяемой геометрией турбины. С такой турбиной двигатель лучше приспосабливается к возникающим нагрузкам.

Специально для России на машину добавили подогреваемые топливные фильтры, дополнительно утеплили кабину и переделали тормозную систему – на японских машинах она гидропневматическая, а на тех, которые поставляются в Россию, пневматическая. А вот стабилизатор поперечной устойчивости присутствует только на передней оси грузовика, и его отсутствие на задней тележке можно принять за недостаток, особенно на самосвале, у которого с грузом центр тяжести всегда расположен высоко.

Бачок ГУР находится за кабиной и доступен без её откидывания
Все контрольные точки для ежедневного осмотра расположены в подкапотном пространстве
Топливный фильтр-сепар

Управление

В городском потоке водитель самосвала Hino 700 чувствует себя прекрасно – развитая система зеркал с подогревом позволяет ощущать габариты машины буквально до миллиметра. Противоподкатные брусья по периметру машины делают её безопасной для окружающих, а кабина с многочисленными системами пассивной безопасности убережет в случае неприятности самого водителя. Большие сигнальные огни спереди и сзади (указатели поворотов и стоп-сигналы) предупредят всех участников движения о маневрах водителя, а машина становится более заметной в потоке.

Главное, Hino 700 не требует привыкания, все органы управления находятся в нужных местах и имеют понятный алгоритм управления. Единственное замешательство у меня вызвало включение «аварийки» – это не кнопка на панели приборов, а правый подрулевой переключатель. Но это даже удобнее – не нужно никуда тянуться.

Масса воздушных ресиверов снижена за счёт изготовления из алюминия Система обогрева кузова Задние фонари убраны в металлические короба. Задний противоподкатный брус не регулируется по высоте, поэтому в условиях стройплощадки рискует быть оторванным Сзади буксирный крюк только один и расположен не совсем удачно

Необычно на тяжёлом грузовике выглядит 7-ступенчатая однодиапазонная коробка передач (без перехода на высший и нижний ряд). В целом она дает меньшее количество передач, но работать с нею не сложнее, чем на легковом автомобиле. Вначале были опасения: как бы в движении не запутаться с таким количеством передач в одном ряду, но они быстро прошли.

На порожней машине можно трогаться со второй передачи, но здесь водителя подстерегает одна опасность. Дело в том, что вторая передача и задний ход включаются одним и тем же движением руки. Без сноровки ошибиться и отвести рычаг чуть больше влево очень легко, и тогда машина поедет не вперёд, а назад. Но это, наверное, единственный «негатив» от коробки передач.

Отдельно хочется отметить очень удачную комбинацию приборов с крупными, легко читаемыми шкалами. Правда, цветная градуировка тахометра в первый момент сбила с толку. В движении стрелка тахометра никак не хотела находиться в зелёной зоне, а постоянно стремилась к желтой. Оказалось, что зелёная зона – это экономичный режим, который достижим скорее на шоссе, чем в городской толкотне, с постоянными остановками и разгонами.

Самосвал с кузовом производства «Автомастер» (Набережные Челны)
Лестница для осмотра кузова, повторяющая наклон борта, показалась не очень удобной
На данном экземпляре самосвала стоял гидроподъёмник Penta

Выводы

Тяжёлые грузовики Hino скорее всего приглянутся тем потребителям, которые превыше всего ценят в машинах высочайшее качество изготовления и надёжность и при этом смогут обеспечить им грамотную и бережливую эксплуатацию. В ответ Hino отблагодарит длительным ресурсом и низкой стоимостью владения.

В России Hino 700 официально продаются с 2008 года, но в Москве и в Центральном регионе только с начала 2011 года. Доступны не только самосвалы с двигателями Euro 3 и отечественными надстройками на выбор от «ИнтерПайпВАН» и «Автомастера» (стоимость от 4 415 000 руб. с НДС), но и бетоносмесители с японскими надстройками, а также шасси с разной колёсной базой под различные надстройки, включая длиннобазные – под бетононасосы. В этом году к Euro 3 обещают добавить машины с двигателями Euro 4, но они будут дороже минимум на 200 тыс. рублей.

Техническая характеристика Hino 73041 А FS1ELVD-ИПВ
Полная масса, кг 30 700
Допустимая нагрузка на 1- / 2- / 3-ю оси, кг 7500 / 12 300 / 12 300
Снаряжённая масса, кг 12 750
Грузоподъёмность (масса допустимая конструкцией), кг 17 500 (23 000)
Вместимость кузова, м3 16
Двигатель:
  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с. (кВт)
  • крутящий момент, Н·м
Hino E13C-TL, турбодизель, I-6, Euro 3
12 913
410 (302) при 1800 мин-1
1618 при 1100 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперёд/назад
HX07, механическая
7/1
Передаточное число главной передачи 6,833
Сцепление Сухое, однодисковое
Тормозная система Пневматическая, двухконтурная, тормозные механизмы барабанные, ABS
Стояночный тормоз Пружинные энергоаккумуляторы на задних осях
Вместимость топливного бака, л 300
Аккумуляторные батареи (2х12 В), А.ч 170
Шины
  • передняя ось
  • задние оси

Dunlop SP 581 315/80 R22,5 154/150
Dunlop SP 581 295/80 R22,5 150/146
Подвеска Полуэллиптические рессоры с амортизаторами, стабилизатор передней оси
Максимальная скорость, км/ч 101

Предусмотрены поставки самосвалов с «родными» японскими кузовами, но без подогрева. Такие машины будут с двигателями только Euro 4. Их преимущество в том, что японский 15-кубовый кузов легче, а это значит, что при той же полной массе реальная грузоподъёмность машины окажется выше.

Гарантия на грузовики Hino в России – 2 года или 100 тыс. км. Периодичность сервисного обслуживания – 30 тыс. км, но первое внеочередное ТО придется провести при пробеге 5 тыс. км. Оно проводится дилерами бесплатно, но расходные материалы всё равно придётся приобретать отдельно.

Комментировать ... >>
Loading...