Опубликовано: ГП 07-2019
ЗПРК «Панцирь С-1» на базе КАМАЗ-6560
Военные копии в мирных целях

Масштабные модели ручной работы студии «СПБМ»

Дмитрий Лисин, фото «СПБМ» и model-car.ru

Проблемы в масштабе 1:43

В Москве почти ежегодно не прекращаются попытки возродить клуб любителей масштабных моделей автомобилей, где коллекционеры снова могли бы встречаться, общаться лично, а не с помощью всемирной паутины. Общаясь с коллегами на одной из таких встреч, я поймал себя на мысли, что в Москве – столице Российской Федерации – с тех пор как закрылись советские предприятия, выпускавшие так называемые «ремейки» (я имею в виду масштабные модели иностранных автомобилей, производившиеся используя формы и оснастку, приобретённым в 1970-х и 1980-х годах у известных итальянских фирм Mebetoys, Politoys и французской Norev), схлынула волна автолегенд СССР. За небольшим исключением в составе Classic Bus и НАП, по сути, никто не занимается производством копий отечественных автомобилей в масштабе 1:43. Есть, конечно, мастера-одиночки и мелкие мастерские, но их мало, совсем недостаточно для массовой аудитории коллекционеров нашей страны.

ЗПРК «Панцирь С-1» на базе КАМАЗ-6560

Более того, столичные проекты, запускавшиеся в недавнем прошлом (например, в 2012 году), серия копий автомобилей «Москвич» от Prommodel43 или Руссо-Балт Е15/35 от «ИМПЕРИАЛЪ» больше критикуются, чем принимаются коллекционерами. Пока Москва бьёт рекорды только по организации торговых компаний, интернет-магазинов и по числу коллекционеров...

Другая ситуация наблюдается в Санкт-Петербурге – культурной столице России. Работу по производству масштабных моделей автомобилей, начатую объединением «ЛОМО» и ПО «Двигатель» в начале 1990-х годов с блеском продолжают сотрудники «DIP Models», несколько средних компаний обеспечивают импорт продукции иностранных производителей масштабных моделей в Российскую Федерацию, в том числе и для московских торговых компаний и магазинов. Не отстают и развиваются небольшие мастерские и мастера-одиночки, предлагая коллекционерам широчайший спектр интереснейших моделей различной авто- и бронетехники в масштабе 1:43.

Реактивная система залпового огня 9К55 «Град-1» на шасси ЗИЛ-131 Реактивная система залпового огня 9К55 «Град-1» на шасси ЗИЛ-131

Санкт-Петербург – Москва

Сегодня я познакомлю вас с казалось бы новичком на модельном рынке – со студией «СПБМ». Чтобы сформироваться, этому небольшому творческому коллективу пришлось пройти длинный путь.

Аббревиатура «СПБМ» расшифровывается как «Санкт-Петербург – Москва» города, где находятся создатели студии. Возникала она в 2014 году благодаря усилиям двух ветеранов силовых структур Николая Филатова (Москва) и Владимира Колесниченко (Санкт-Петербург) и их близкого друга и коллеги по хобби Олега Ануфриева (Санкт-Петербург) – кроссмена и гонщика на автомобилях багги, а также прекрасного мастера-копииста. Все трое до сих пор заядлые коллекционеры моделей автомобилей в масштабе 1:43, причём основная тема Николая – это военная техника России и СССР, Владимира – военные и профессиональные полноприводные автомобили, а Олега – грузовая техника до 1970 года XX века. Формируя свои коллекции, наше трио постоянно сталкивалось с трудностями поиска того или иного экземпляра для своего собрания по одной простой причине, что никто в мире их не производил или производили крайне небольшими партиями.

ЗРК «Стрела-1» на базе БРДМ-2
БРДМ 2а («Арзамасский машзавод») с башней БТР 70
БРДМ-2М модернизированный («Муромтепловоз») с пулемётом 14,5 мм КПВТ

Именно поэтому Владимир Колесниченко после выхода на пенсию решил продолжить свою трудовую деятельность в одной из старейших мастерских Санкт-Петербурга «Миниград», где постепенно осваивал технологии создания масштабных моделей, сначала глубоко конверсируя заводскую продукцию ПО «Элекон» (КАМАЗы, ЗИЛы, «УРАЛы») и «Промтрактор», затем включился в производство масштабных моделей с нуля с коллективом «КОБРА» (колёсная бронетехника и автомобили), а затем с 2009 года возглавил коллектив мастерской SCALE («Скейл»), после смерти её руководителя Дмитрия Алексеевича Горячкина. Именно в это время студия запустила в производство уникальную и прекрасно проработанную копию самосвала «Яровит», о которой мы упоминали в статье о мастерской BY.VOLK и Александре Вовке, участвовавшем в сборке этой модели.

За этот долгий период Владимир узнал все стадии производства масштабной модели, получил опыт работы на различном оборудовании, используемом для обработки, литье и окраске будущих её составных частей. Но когда творишь не сам, а в коллективе, во многом зависишь от старых технологий и подходов, нежелания что-то кардинально менять к лучшему. И тогда начинает точить червячок сомнения. Так произошло и с Владимиром Колесниченко.

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1
БТР-80А с башней БППУ-1
Бронеавтомобиль «Водник» ГАЗ-39371 с боевым модулем БПУ-1

Однажды исправляя копию автомобиля КАМАЗ-43269 «Выстрел», испорченную при пересылке «Почтой России», он познакомился с Николаем Филатовым. В этом человеке он нашёл не только понимание, но и информацию об интересующих прототипах для копирования. И не бросая SCALE, он понемногу занялся собственными проектами в составе нового коллектива – «СПБМ».

Основной целью этой творческой группы было производство копий военной техники России и СССР в масштабе 1:43. Ассортимент моделей этого вида техники в нашей стране до сих пор крайне скуден. При создании первой совместной модели – копии боевой машины десанта (БМД-1) сразу решили подойти серьёзно и использовать весь спектр доступного современного оборудования и технологий. Прототипирование мастер-модели с помощью программного обеспечения – известного в среде проектировщиков пакета AutoCad – и другого дополнительного программного обеспечения.

Бронеавтомобиль «Урал-63095» проекта «Тайфун-У» Бронеавтомобиль «Урал-63095» проекта «Тайфун-У»
Военный грузовик «Урал-43202» с ОПУ «Джигит»

Для этого привлекли несколько профессиональных конструкторов, создающих виртуальные модели каждой детали будущей копии, отрисовывающие наборы для фотопрожига и декали. Затем с помощью 3D-принтера Владимир выращивал мастер-модели отдельных деталей. Далее вместе Олегом Ануфриевым доводил их до необходимой степени копийности. Затем дуэт определил, из каких материалов (пластическая смола или белый металл) будут создаваться детали тиража будущих моделей, чтобы можно было начать создание необходимых форм.

Литьё из белого металла осуществлялось на оборудовании мастерской «Миниград», литьё из пластиковых смол, изготовление декалей, фототравление, остекление из акрила исполнили мастера, обладающие необходимой квалификацией, в том числе сотрудничающие со SCALE и известные своим качеством и исполнительностью. Копии светотехники и покрышек БМД-1 создавали специалисты мастерской «МАЭСТРО» из Харькова.

Получив необходимые комплектующие, Владимир произвёл первую пробную сборку. Олег Ануфриев обеспечил качественную окраску, исправив мелкие недочёты. Первый тираж составил 10 штук. Несмотря на достаточно серьёзную цену, коллекционеры очень радушно приняли продукцию «СПБМ», упакованную в прозрачные пластиковые боксы с фирменным отличительным знаком – подложкой из камуфлированной плёнки с алмазной крошкой. Созданная в 43 масштабе, копия БМД-1 прекрасно передала прототип во всех его тонкостях и особенностях. Именно в этом случае лучше всего один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Коммунальная машина ПРС-130 на шасси ЗИЛ-130, пескоразбрасыватель
Пожарный автомобиль технической службы, связи и освещения АТСО-20 (375)-ПМ-114 Пожарный автомобиль технической службы, связи и освещения АТСО-20 (375)-ПМ-114

На выпуске первой модели работа не остановилась. По описанной технологии было выпущено ещё несколько тиражей моделей военной техники в масштабе 1:43, сгруппированных в серию «Боевые машины воздушно-десантных войск»: БМД-1П, БМД-2, БТР-Д – в нескольких вариантах исполнения. Следом появились БТР-РД «Робот», БРДМ-1, НОНА-С, зенитная установка ЗУ-23-2, БРДМ-1, БТР-Д с установкой ЗУ-23-2 в двух вариантах исполнения, автомобиль «Тайфун-У», автомобиль «УРАЛ-4320 ВВ», гаубица Д-30, а также автомобиль для пограничных войск КГБ СССР УАЗ-31515 «БУРЕВЕСТНИК».

Множество выпущенных масштабных моделей попало не только в коллекции, но и уехали в разные страны мира как предметы, наглядно показывающие мощь и качество нашей техники, после выставок «Интерполитех» и «Салон вооружений», проводимых в Москве, где продукцию «СПБМ» с удовольствием приобретали экспоненты и военные специалисты.

Бронированный военный автомобиль УАЗ-3151 с системой «Пелена»
Toyota Bernardino 4х4 (1985 г.), Бразилия
Военный пикап с двойной кабиной Land Rover Defender

В отличие от множества других мастерских трио из «СПБМ» не позиционирует свою продукцию как «ограниченный тираж», подкупая коллекционеров тем, что они будут обладать неким особенным экземпляром, который, возможно, в дальнейшем уже никто не произведёт. Николаю, Владимиру и Олегу нравится создавать высокоточные копии военной техники для всех, кто ею интересуется, поэтому все модели производятся небольшим тиражом в 10 экземпляров, пока он реализуется, собираются новые заявки и выпускаются новые 10 штук интересного для коллекционеров прототипа, и так постоянно.

Однако это не означает, что все модели «СПБМ» как близнецы-братья. Ведь они – продукт ручной работы. Причём их создатели – люди творческие, никогда не останавливающиеся на достигнутом и всегда стремящиеся к идеалу – полному соответствию прототипу. Поэтому в последующих тиражах масштабных моделей возможны небольшие изменения, связанные с изменением их прототипов (окраска, декали и т.п.).

Понтонный автомобиль КАМАЗ-5350 Понтонный автомобиль КАМАЗ-5350
Боевая машина десанта – БМД-1 первая копия творческой группы «СПБМ»

Несмотря на то, что масштабная модель может выпускаться «СПБМ» годами, от тиража к тиражу она будет чуточку другой, лучше, чем предыдущая. Именно такой серьёзный подход к проектированию и созданию масштабных моделей оценили многие коллекционеры и любители военной техники нашей страны и всего мира. На первом месте – не скорое получение прибыли от реализации выпускаемых масштабных моделей, не использование ажиотажного спроса, а непрерывное совершенствование, основанное на использовании новейших технологий, достоверной информации о копируемых прототипах, применение современных материалов, методов их обработки и привлечение к работе профессионалов высокого уровня.

Все это, как мне кажется, позволит «СПБМ» в ближайшем будущем высоко поднять качество создаваемых масштабных моделей, к которому неминуемо должны будут двигаться и другие производители, если они не захотят остаться невостребованными. Следовательно, коллекционеры могут уже сейчас и в будущем приобретать интересные им масштабные модели высокой степени проработки и значительно повысить уровень своих собраний. Надеюсь у создателей «СПБМ» хватит терпения, ресурсов и времени, чтобы достигнуть поставленных перед собой целей и долго радовать нас своей продукцией, достаточно редкой в наши дни тематики!

Седельный тягач «Урал-4420-48»
Тяжёлый военный тягач AM GENERAL M932A2
Комментировать ... >>
Loading...