Мастер на все руки
Туманов Юрий Герасимович
Отношение к этому человеку на Автозаводе имени Лихачёва было неоднозначным: кто-то считал его грубияном и выскочкой, а кто-то чтил как хорошего организатора и мастера на все руки. По прошествии многих лет становится ясно одно – этот человек оставил после себя яркий след в истории завода.
Родился Юрий Герасимович 10 февраля 1925 года. Из-за войны начал работать в 16 лет, но на ЗИЛе он появился лишь в 1960 году. С тремя курсами электромеханического техникума его взяли на работу в экспериментальный цех на должность механика-прибориста. И практически сразу он проявил свои организаторские и конструкторские способности.
Приборист
В обязанности прибористов, работающих в экспериментальном цехе завода, входило изготовление различных приборов для испытаний автомобилей. Но иной раз такое «изготовление» растягивались на годы. Очень необходимый для климатических испытаний автомобилей прибор для замера температуры воздуха в различных местах кабины и машины, в том числе в охлаждающей системе двигателя, они никак не могли осилить в течение двух лет!
Испытатели пользовались дедовским методом – показания снимали вручную с помощью стеклянных термометров, расставленных по всей кабине: на входе и выходе из радиатора отопления, в зоне головы, поясницы и ног водителя и пассажира. А следовало их снимать каждые 2–3 минуты, в том числе ночью в темноте или при полностью остывшем на морозе автомобиле. В общем, одни мучения.
А на ГАЗе в это время уже использовали более прогрессивный метод – они снимали показания с помощью электрических термометров сопротивления. Система состояла из датчиков (тонкая проволока, намотанная на полоску диэлектрика) и гальванометра, отградуированного по шкале Цельсия. Контролёру оставалось только щёлкать переключателями и снимать показания с единого циферблата.
Сконструировать прибор наподобие «газовского» и просили испытатели своих коллег по экспериментальному цеху. В результате дело дошло до трений. И вот при одном споре нужный прибор в течение 3 месяцев вызвался сделать недавно появившийся в цеху Туманов. И прибор получился у него замечательный, удобный для испытателей и продуманный до мелочей. Он имел даже откидную крышку-столик, подсветку шкал приборов и электрический подогрев при работе при низких температурах! А работать мог как в ручном, так и автоматическом режиме, когда прибор сам последовательно опрашивал все датчики с необходимым интервалом.
Опробовать прибор создателя сразу отправили в Душанбе, где в это время шли испытания ЗИЛ-130 в тропическом исполнении. По окончании испытаний в Душанбе перелетели в Ашхабад, где испытывали ЗИЛ-131Х. В этих южных испытаниях проявилась ещё одна черта Юрия Туманова – он активно помогал испытателям: грузил балласт, монтировал колёса, помогал при ремонте автомобилей. Обычно прибористы занимались только своими приборами и не более. Вот за эти свои качества Юрия Герасимовича всё чаще стали включать в состав испытательных экспедиций, в том числе в такие суровые, как зимние на Колыме.
Дело дошло до того, что в бюро приборов у Туманова стали возникать конфликты с ревностными коллегами, и дело закончилось его переводом в бюро грузовых автомобилей. Впоследствии Туманов получил водительское удостоверение и формально стал водителем-испытателем. Однако успех к нему пришёл совсем на другом поприще.
Испытатель
В 1969 году в цеху предстояло собрать 10 опытных тягачей ЗИЛ-130В1 в северном исполнении, и тогдашний начальник бюро В.Г. Мазепа, уже успевший оценить организаторские способности Ю. Туманова, поручил именно ему руководить бригадой сборщиков северных машин.
После этого какое-то время Юрий Герасимович занимался испытательной работой, в частности в апреле–мае 1973 года участвовал в испытаниях ЗИЛ-130Г в условиях многосуточного (25 тыс. км) непрерывного движения по скоростному кольцу Дмитровского автополигона. А в 1974 году ему вновь представилась возможность заняться постройкой автомобилей – нужно было подготовить два образца ЗИЛ-130В1 с гидромеханическими передачами «Аллисон». Такая работа требовала умения работать не только руками, но и головой, так как многие, порой почти неразрешимые задачи возникали по месту в попытках состыковать агрегаты от различных автомобилей. Лучше и быстрее с такими задачами всегда справлялся именно Туманов.
Вскоре с подобными заданиями к нему будут обращаться всё чаще и чаще. В том же 1974 году он будет заниматься постройкой газобаллонных шасси для самосвалов (ЗИЛ-138Д2) и определением трудоёмкости технического обслуживания ЗИЛ-130, а в следующем 1975 году будет руководить бригадой по изготовлению опытного образца ЗИЛ-130Г/169 с дизелем ЗИЛ-645 («ГП» № 11, 2011 г.). В 1977 году Туманов принимал участие в адаптации американского дизельного двигателя International-Harvester к шасси ЗИЛ-130Г (см. «ГП» № 3, 2012 г.).
Но поистине «золотое время» для Туманова настало с приходом рыночных отношений в 1991 году. Чтобы хоть как-то сохранить производство автомобилей на прежнем уровне, заводу необходимы были свежие идеи, новые проекты. Причём делать это требовалось быстро, времени на раскачку не было. В этих условиях вновь пригодились таланты Юрия Герасимовича. На заводе было создано несколько бригад, которые занимались постройкой перспективных образцов и автомобилей по индивидуальным заказам. Одну из таких бригад возглавил Юрий Герасимович.
Кутюрье
Первым их детищем в 1991 году стал дорожный бортовой автомобиль с колёсной формулой 4х4 – симбиоз ЗИЛ-4331 с агрегатами полноприводной трансмиссии ЗИЛ-131. Задача состояла в том, чтобы создать автомобиль повышенной проходимости с минимальной собственной массой и без относительной потери грузоподъёмности по отношению к базовой версии 4х2.
А уже в январе следующего года, используя свои наработки по автомобилю 4х4, Туманов построил технологический автомобиль ЗИЛ-431410 для обеспечения пуска двигателей автомобилей в зимних условиях на открытых площадках управления сбыта. Запуск автомобилей в зимнее время всегда представлял определённые сложности, так как машины стояли без аккумуляторов, со слитой жидкостью в системе охлаждения двигателя и с минимальным запасом топлива. Пусковая машина Туманова перевозила несколько аккумуляторных батарей, запас горячей воды (для систем охлаждения двигателей) и запас топлива. Полный привод позволял ей подъезжать к нужному автомобилю через сугробы и снежные заносы. По отзывам эксплуатационников, в течение целого десятилетия пусковая машина была им незаменимым помощником в зимних условиях.
В 1992 году по проекту Константина Потехина бригада Туманова изготовила ходовой макетный образец седельного тягача ЗИЛ-19.440 (4х2) с кабиной над двигателем. Нужно было на натурном образце продемонстрировать возможность применения кабины ЗИЛ-4331 (другой на заводе не было) на автомобилях с бескапотной компоновкой. В целом задание было выполнено успешно, но Туманов на этом не остановился и пошел дальше, по собственной инициативе построил по аналогичной схеме ещё и четырёхосный самосвал ЗИЛ-30.250.
Пожалуй, самым экстравагантным автомобилем Туманова в это период работы стал «Фермер» – упрощённый до минимализма грузовой автомобиль с тракторным дизелем. «Фермер» наиболее ярко подчеркивал стиль конструирования Юрия Герасимовича. Для него не существовало технологических ограничений и устоявшихся догм. Если он считал, что ради удешевления машины надо сделать брезентовые двери, то он их смело ставил без всякой оглядки на других.
Ещё один смелый проект Туманова – малотоннажный грузовой автомобиль на базе «Юности». Это только на первый взгляд кажется, что в этой машине не было ничего сложного. Вспомним, что кабина у микроавтобуса «Юность» одноместная, только с водительской дверью, а для грузовика требовалось сделать полноценную двухместную кабину, с дверями с обеих сторон. Юрий Герасимович легко брался за задачи подобной сложности, при этом ещё и усложняя их по собственной инициативе. Так, у грузовой «Юности» попутно была произведена пересадка «сердца» – бензиновый мотор уступил место дизелю Perkins. Данный автомобиль строили в рамках конкурсного задания на лучший вариант малотоннажного автомобиля ЗИЛ, в котором победителем вышел теперь уже всем известный «Бычок».
Конструктор
Бригада Туманова занималась на заводе не только перспективными проектами. Порой жизнь ставила более прозаические задачи, с которыми тоже необходимо было как-то справляться. В то время на заводе широко практиковались индивидуальные заказы на изготовление автомобилей. Это когда заказчик самостоятельно определяет техническое задание на автомобиль, а заводчане строят такую машину исходя из собственных возможностей, обычно выбирая за основу какую-нибудь серийную модель. Характерными примерами такой работы Туманова могут послужить автомобили: ЗИЛ-13307А с кабиной увеличенного объёма или ЗИЛ-5301 эвакуатор с краном-манипулятором Hiab, созданный по заказу московской мэрии.
Из работ 1995–1996 годов можно выделить трёхосные «Бычки». Первая машина ЗИЛ-5302ЮГ, построенная в 1996 году по инициативе Туманова, имела подкатную неведущую ось, с механизмом подъёма в порожнем состоянии. Подобная конструкция давала существенную прибавку в грузоподъёмности. В виде примера первый ЗИЛ-5302 был оборудован кузовом со сдвижными шторами, позволяющими в случае необходимости быстро загружать машину погрузчиками с разных сторон.
В том же году в связи с предполагаемым расширением столичных аэропортов на завод обратились с просьбой создать специальный автолифт с увеличенной высотой подъёма кузова (до 6 метров) для обслуживания новых типов широкофюзеляжных самолетов на перронах и стоянках. Для того чтобы обеспечить необходимую высоту подъема кузова с помощью механизма типа «ножницы», машина должна иметь большую монтажную величину рамы. На обычном двухосном «Бычке» этого достичь не удавалось, поэтому автолифт бригадой Туманова был изготовлен на базе трёхосного «Бычка» с третьей подкатной (не подъёмной) осью. Такая машина получила название ЗИЛ-43АЛ. Подъёмный модуль автолифта для этой машины поставила латвийская компания LAS-1. После показа на московском автосалоне автолифт ЗИЛ-43АЛ много лет работал в столичном аэропорту «Домодедово».
Лебединой песней Туманова на поприще конструирования автомобилей можно считать совместный проект самосвала с чешской компанией Tatra. Идея состояла в том, чтобы расширить номенклатуру выпускаемых на ЗИЛе автомобилей самосвалами грузоподъёмностью 18–25 т за счёт применения уже готового полноприводного шасси с полностью независимой подвеской, всеми ведущими колесами и двигателем воздушного охлаждения. Построить опытный образец такой машины в 1997 году и вызвался Туманов со своей бригадой. Задача соединения в одной работоспособной конструкции агрегатов и систем разных автомобилей не была простой, ведь шасси взяли от бескапотной Tatra 815-21E 321 30.230, и для того, чтобы превратить её в капотник, не уменьшая полезного объёма кузова, пришлось двигатель со всеми агрегатами сместить вперёд на 100 мм, удлинять трансмиссионные валы и изменять рулевое управление. Эта машина, получившая официальное название Tatra-ZIL 815-21 ERK 1 30.230, вышла на удивление ладной, как будто так и задуманной с самого начала. Но её завершённой Юрий Герасимович уже не увидел... Он ушёл из жизни 27 февраля 1997 года, а «Татру-ЗИЛ» выкатили из цеха лишь в конце года.