<<< Назад

 

Превью автобусного завтра

Компания Daimler собрала в Манхайме журналистов, чтобы рассказать им о будущем пассажирского транспорта

Даниил Минаев, фото автора

В преддверии международного автобусного конгресса UITP 2015 (UITP 2015 MILAN WORLD CONGRESS & EXHIBITION, UITP – Международный союз общественного транспорта. – Прим. автора), который прошёл в июне этого года в Милане, компания Daimler пригласила журналистов в уютный немецкий городок Манхайм, чтобы рассказать о том, с чем в этом году выходит знаменитый немецкий производитель на этот уважаемый международный форум.

Конечно же не обошлось без премьер! Их две: мировая премьера городского автобуса большой вместимости и нового газового двигателя. На «десерт» даймлеровцы припасли некоторые результаты исследований относительно грядущего силовых установок пассажирских автобусов. Пусть многое из этой информации для российского эксплуатанта лишь «теоретическая касательная», но отставать от понимания современных мировых течений автомобильному инженеру из России всё же неправильно. Поэтому спешу поделиться услышанным на многочисленных докладах.

Премьера 1. Городской гигант – автобус большой вместимости Mercedes-Benz CapaCity L

Самый большой автобус Европы марки Mercedes-Benz называется CapaCity L, впервые он был представлен в 2007 году. Теперь он подрос ещё, до длины 20 995 мм, что на 1,5 м больше предшественника и на 2,9 м больше Citaro G. Четырёхосный сочленённый автобус большой вместимости рассчитан на перевозку 191 пассажира, при этом он имеет только один узел сочленения. Назначение такого монстра – загруженные маршруты в центре города, а также системы BRT (Bus Rapid Transit). Благодаря пяти дверям обеспечивается быстрый пассажирообмен даже в часы пик.

Новый CapaCity L базируется на гибкой блочной платформе городского маршрутного автобуса Mercedes-Benz Citaro. Самое интересное в этом автобусе то, что он не просто большой и вместительный, а ещё и лёгкий в управлении, благодаря ряду инновационных систем, и относительно простой в обслуживании за счёт высокой унификации с Citaro. Диаметр разворота составляет 24,47 м. Такой высокий показатель манёвренности обеспечивается системой регулирования управляемого поддерживающего моста ATC (Articulated Turntable Controller). Новая разработка предотвращает потерю курсовой устойчивости на всех возможных режимах движения. Силовая установка нового CapaCity L, как уже говорилось, во многом идентична базовой модели городских Citaro G. Слева в прицепе вертикально размещён рядный шестицилиндровый двигатель Mercedes-Benz OM 470 рабочим объёмом 10,7 л. Он соответствует нормам токсичности Euro 6 и имеет две настройки мощности. Максимальная мощность может составлять 360 или 394 л.с., крутящий момент 1700 или 1900 Н∙м. В трансмиссии использованы проверенные гидромеханические автоматические КП ZF или Voith. Их настройки специально подобраны с учётом специфики CapaCity L.

Мировые премьеры во всех отношениях: самый большой автобус Европы [b]Mercedes-Benz CapaCity L[/b] и новый газовый двигатель [b]Mercedes-Benz M 936 G[/b] Мировые премьеры во всех отношениях: самый большой автобус Европы [b]Mercedes-Benz CapaCity L[/b] и новый газовый двигатель [b]Mercedes-Benz M 936 G[/b]

Премьера 2. Тихий и экологически чистый газовый двигатель M 936 G для Mercedes-Benz Citaro

Как заверяют создатели мотора, новинка ещё тише и чище, чем дизельные двигатели Euro 6: новый газовый двигатель Mercedes-Benz M 936 G, разработанный для городского автобуса Citaro является своеобразной вехой. Конструктивно двигатель Mercedes-Benz M 936 G базируется на современном турбированном дизельном двигателе OM 936 рабочим объёмом 7,7 л. Рядная «шестёрка» работает на сжатом природном газе (CNG – Compressed Natural Gas).

Новый мотор развивает максимальную мощность 222 кВт (302 л.с.) при 2000 об / мин, достигает максимального крутящего момента 1200 Н∙м в диапазоне от 1200 до 1600 об / мин, временами превышая предельно допустимые показатели выбросов Euro 6. При сравнении внешних скоростных характеристик дизельной и газовой версий кривые мощности и крутящего момента проходят до 1500 об / мин примерно одинаково. При увеличении оборотов двигатель на природном газе работает с небольшим преимуществом по мощности и крутящему моменту. Только при частоте вращения свыше 2000 об / мин дизельный двигатель превосходит двигатель на природном газе, но эта область оборотов малореальна для городского автобуса. При этом заявлено, что количество выбросов CO2 ниже на 20 %.

Конструкторы уверены, что несмотря на большую длину, водитель CapaCity L не будет испытывать неудобств, так как ему всегда готовы помочь многочисленные камеры и активные мосты Конструкторы уверены, что несмотря на большую длину, водитель CapaCity L не будет испытывать неудобств, так как ему всегда готовы помочь многочисленные камеры и активные мосты Конструкторы уверены, что несмотря на большую длину, водитель CapaCity L не будет испытывать неудобств, так как ему всегда готовы помочь многочисленные камеры и активные мосты

Путь в будущее: силовые установки городского автобуса завтрашнего дня

В последнее время эта тема является предметом ожесточённых споров. Гибрид? Электрическая тяга или сжатый газ? Макетных решений и даже ходовых образцов сегодня великое множество. Тем интереснее было услышать мнение специа-листов Daimler Buses: дизельный или электрический привод. Спецы из Daimler Buses видят дополнительный потенциал оптимизации процесса сгорания в дизельных двигателях: в ближайшие годы благодаря технической оптимизации расход топлива и выбросы CO2 могут ещё раз сократиться на двухразрядное процентное выражение.

А вот электроприводы, по мнению исследователей, сегодня пока ещё не могут полноценно заменить дизель. Чтобы переломить эту ситуацию, Daimler Buses по-прежнему форсирует разработку платформ на электрической тяге. Пример: Citaro E-CELL на аккумуляторном приводе и Citaro F-CELL, оснащённый электромоторами и литиевыми батареями, ток для которых вырабатывают водородные топливные ячейки. Такая технология позволяет значительно сократить количество употребляемого силовым агрегатом водорода. Кроме того, новый автобус работает почти бесшумно.

Сравнение внешних скоростных характеристик дизельного и нового газового двигателя

В итоге, концерн представляет свою программу развития привода городского автобуса будущего, где двигатели внутреннего сгорания и электрификация развиваются равнозначно. Из многолетнего опыта следует: нет единственной идеальной силовой схемы для городского автобуса будущего. Свою задачу сегодня инженеры видят в том, чтобы тщательно разработать некий аналог «меню» из модульных решений индивидуально для каждого клиента, рынка и задач эксплуатации. Докладчик привёл интересную аналогию. Точно так же, как городской автобус Mercedes-Benz Citaro на стратегической низкопольной платформе, как автобус «соло», сочленённый автобус и автобус большой вместимости заказывают перевозчики со всего мира для разных маршрутов, расстояний и пассажиропотоков и при этом предъявляют к машинам самые разные требования, так и их силовая установка должна быть рассчитана на самые разные пожелания и возможности клиентов. Стратегия привода для городских автобусов завтрашнего дня Daimler Buses стоит на трёх «китах»: непрерывное дальнейшее развитие дизельного привода, Citaro E-CELL с электрическим приводом и Citaro F-CELL в качестве автобуса с комбинированным приводом на топливных элементах.

Комментировать ... >>
Loading...