Опубликовано: ГП 07-2015

 

Скромный молочник
Автоцистерна 4668F3 на шасси Fuso Canter FE85

Даниил Минаев, фото автора

Мы все привыкли, если описание надстройки на грузовом шасси заслуживает внимания, то это обязательно сложный и (или) высокотехнологичный конструктив с массой современного оборудования, электрики, электроники, гидравлики. Таким образом, в тени публикаций оказалось немало интересных решений, в основе которых простота и практичность.

Как говорят, краткость – сестра таланта, так и в технике простота иногда может быть синонимом изящества, но только в том случае, когда конструкторам удалось построить удачную машину, не прибегая к помощи сложных и дорогостоящих технологий. Наш пример как раз из таких.

Выставочный экспонат

В марте этого года в Москве на площадях ВДНХ проходила 13-я Международная выставка «Молочная и мясная индустрия – 2015», где российские и иностранные предприятия представили различное оборудование и технологии для агропромышленного производства полного цикла. Тематика выставки была посвящена комплексу задач по снабжению, оснащению и модернизации производства фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, перерабатывающих предприятий и агрохолдингов. Фактически единственным автомобильным экспонатом выставки оказалась новинка – автомобильная цистерна 4668F3 на шасси Fuso Canter для перевозки молока и иных пищевых жидкостей. Эта модель разработана в рамках партнёрского сотрудничества между компаниями «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» и производителем надстроек «Автобау».

В кабине ничего не напоминает о том, что это автоцистерна

Подходящее шасси

На предприятии-изготовителе шасси «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» серьёзно работают над контролем качества сборки

Для монтажа молочной автоцистерны российская компания «Автобау» выбрала проверенное шасси Mitsubishi Fuso Canter, которое изготовляют из японских комплектующих в Набережных Челнах на площадях предприятия «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус». Автомобиль оснащён 4,9-литровым дизельным двигателем, мощность которого составляет 132 кВт, а крутящий момент – 530 Н∙м, и 6-ступенчатой механической КП. Данное шасси пользуется популярностью у надстройщиков из-за четырёх вариантов длины колёсной базы: 3410, 3870, 4170 и 4470 мм. А также из-за оптимального соотношения полной массы и грузоподъёмности. Бескапотная компоновка автомобиля позволяет лучше использовать пространство для перевозки грузов, попутно обеспечивая неплохую манёвренность в «стеснённых» условиях. Так, в сравнении с шасси ГАЗ-3309, которое популярно в данном сегменте из-за неприхотливости и низкой цены, Fuso Canter позволяет смонтировать цистерну,объёмом 4500 литров против 4000 литров у «Газона». Сама по себе конструкция японского среднетоннажного грузовичка не блещет техническими изысками и вполне ремонтопригодна для среднестатистического гаража, что в эксплуатации является преимуществом.

Между кабиной и «бочкой» весьма просторно – цистерна смещена для лучшей развесовки транспортного средства, доступ для техобслуживания получился отличный! Между кабиной и «бочкой» весьма просторно – цистерна смещена для лучшей развесовки транспортного средства, доступ для техобслуживания получился отличный!

Конструкция автоцистерны

Автоцистерна овального сечения с толщиной стенок 2 мм имеет общий объём 4500 л и разделена на 2 независимых отсека. Цистерна изготовлена из нержавеющей стали AISI304, имеет термоизоляцию и оборудована системой мойки, что позволяет всегда сохранять качество перевозимого молока. Крепление к шасси осуществляется через специальный подрамник из стали 09Г2С, окрашенный в цвет шасси. Слив молока осуществляется в задней части цистерны. В технологическом отсеке – запираемом ящике на «корме» – находятся сливные магистрали с дисковым затвором и шаровым краном на выходе из цистерны.

Крепление автоцистерны к шасси автомобиля осуществляется через специальный подрамник из стали 09Г2С, окрашенный в цвет шасси

Брак по любви и расчёту из одного социального круга

По традиции процесс установки надстройки на раму кузовостроители именуют «свадьбой». Как и в людском мире, свадьбы бывают очень разные. Браки заключаются по любви и по расчёту, среди бедных и богатых, образованных и не очень. В нашем случае «женитьба» современного шасси и простенькой цистерны обещает быть гармоничным примером сочетания. В первую очередь из-за того, что такая простая, на первый взгляд, конструкция потребовала приличного объёма компоновочных работ и расчётов для обеспечения оптимальной развесовки и осевой нагрузки. Ещё каждая из «брачующихся сторон» серьёзно позаботилась о качестве материалов и сборки, не забыли ещё и на всякий случай о выходном сборочном контроле, о чём свидетельствуют некоторые пломбировки на шасси и цистерне. Автомобиль позиционируется как современная альтернатива устаревшим молоковозам российского производства. Розничная цена представленного полнокомплектного автомобиля составляет 2 950 000 рублей.

В запираемом ящике на «корме» находятся  сливные магистрали с дисковым затвором и шаровым краном на выходе из цистерны В запираемом ящике на «корме» находятся  сливные магистрали с дисковым затвором и шаровым краном на выходе из цистерны
Техническая характеристика автоцистерны 4668F3 на шасси Fuso Canter FE85
Допустимая полная масса, кг 8500
Грузоподъёмность, кг 4600
Объём цистерны, л 4500
Двигатель:
  • мощность, л.с. (кВт)
Mitsubishi 4M50-5AT5, дизельный, 4 цилиндра в ряд
180 (132)
Коробка передач:
  • количество ступеней вперёд/ назад
Механическая
6/ 1
Сцепление Сухое, однодисковое
Тормозная система Гидравлическая, барабанные механизмы на всех осях
Размер шин 215/75 R17,5
Вместимость топливного бака, л 100
Подвеска Параболические рессоры на всех осях
Комментировать ... >>