Нужны ли России собственные корпусные СКШ? (часть 2)
Создание корпусных специальных колёсных шасси (СКШ) для ракетных комплексов
В первой части кратко рассказано о создании в СССР корпусных специальных колёсных шасси (СКШ) первых поколений. Однако разработчики столкнулись с техническими проблемами, которые предстояло решить в 1980-е годы. К сожалению, в связи с предательством М.С. Горбачёва и его окружения и последующим распадом СССР работы были прерваны на различной стадии их выполнения. В процессе разработки корпусных СКШ наступил длительный перерыв. В новом тысячелетии проблему решать придётся, и в настоящее время вопросы уже перешли в стадию принятия решений и практической реализации.
От двигателей танкового типа к автомобильным двигателям
Оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) «Ока» уже стоял на вооружении, а перед конструкторами были поставлены новые задачи – создать ещё более совершенные варианты ОТРК. В 1982 г. была открыта работа над комплексом «Волга» с максимальной дальностью стрельбы до 1000 км, а чуть позже началась модернизация «Оки» – создание вариантов «Ока-М» и «Ока-У», что было вызвано развёртыванием американских ракет в странах Западной Европы.
Особенностью одного из новых комплексов («Ока-У») должна была стать возможность работы в связке с самолётом дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и другими средствами разведки и целеуказания. Но к этому моменту основной недостаток танкового двигателя УТД-25 дал себя знать – некоторые изготовленные ранее самоходные пусковые установки (СПУ) ОТРК «Ока» оказались небоеготовы в связи с исчерпанием ресурса двигателя (500 моточасов).
Ветераны Брянского автомобильного завода (БАЗ) рассказывали, что за такой «допущенный просчёт» при конструировании СКШ БАЗ-6944 главного конструктора БАЗа И.Л. Юрина хотели даже снять с должности, но обошлось. Других вариантов в СССР в середине и во второй половине 1970-х гг., в самый разгар разработки семейства «Основа-1», кроме как применять в корпусных СКШ танковые двигатели, не существовало.
Но делать что-то надо было, и на БАЗе начались проработки различных вариантов, в том числе с использованием появившегося незадолго перед этим 8-цилиндрового автомобильного двигателя требуемой мощности. Такие двигатели размерности 140х140 мм разрабатывали на ЯМЗ с 1973 г., в 1980–1986 гг. шла разработка двигателей модели ЯМЗ-8424 мощностью от 420 до 470 л.с. с изготовлением опытных образцов.
Однако этот вариант был отклонён в связи с тем, что отсутствовала коробка передач (КП) и у двигателя ЯМЗ-8424 габаритная высота значительно больше, чем у УТД-25, это потребовало бы серьёзной доработки монтируемого оборудования ОТРК «Ока», на это ушло бы несколько лет совместной работы с разработчиками СПУ и транспортно-заряжающей машины (ТЗМ). Но этого времени у разработчиков не было – задачу надо было выполнить в очень короткие сроки.
В середине лета 1985 г. у конструкторов БАЗа впервые появилась идея установить вместо УТД-25 два двигателя КамАЗ-740 мощностью по 210 л.с. (идея ведущего конструктора В.И. Синакина ранее начальника КБ моторных установок). В августе того же года было принято совместное решение с Главным автомобильным управлением Министерства обороны СССР (ГЛАВТУ) о проведении модернизации корпусного шасси БАЗ-6944 и рамного шасси БАЗ-6950.
Следует особо отметить, что в то время многие специалисты скептически относились к идее установки двух дизельных двигателей и даже предрекали, что реализация этой идеи «в металле» потерпит фиаско. Но в декабре 1985 г. уже был изготовлен макетный ходовой образец рамного шасси 6950М, тогда же был выполнен основной объём компоновочных работ и разработка конструкторской документации (КД) на оригинальные детали, узлы и системы для семейства специальных колёсных шасси и колёсных тягачей (СКШТ), которому позднее был присвоен шифр «Вощина».
В 1986 г. по заказу Петропавловского завода им. Ленина, выпускавшего СПУ и ТЗМ, был изготовлен опытный образец корпусного неплавающего СКШ БАЗ-6948, в конструкции которого также было два двигателя КамАЗ-740. Это шасси было создано под комплекс «Ока-М» (модернизация «Оки»). В декабре 1986 г. опытный образец БАЗ-6948 был на зимних климатических испытаниях в Даурии (их проводили в рамках приёмочных испытаний).
В 1987 г. на БАЗе было изготовлено несколько опытных образцов корпусных неплавающих СКШ: БАЗ-69481 (с двумя двигателями КамАЗ-740) и БАЗ-69481М (с двумя двигателями КамАЗ-7403) – по заказу разработчика СПУ и ТЗМ (ЦКБ ПО «Баррикады», ныне ОАО ЦКБ «Титан», г. Волгоград), плавающее СКШ БАЗ-69441 (с двумя двигателями КамАЗ-740) и неплавающее СКШ БАЗ-69481ТГМ с газотурбинным двигателем. Следует отметить, что в семействе «Вощина» БАЗ-69441 было единственным плавающим шасси (его изготовили в одном экземпляре).
Для изготовления корпусов опытных образцов 5-осных корпусных СКШ использовали штамповую оснастку, применяемую для изготовления СКШ БАЗ-6944. Испытания всех 4-осных образцов корпусных СКШ были проведены. Например, образец БАЗ-69441 проехал по стандартному маршруту Ош – перевал Ак-Байтал – Ош – Самарканд – Ашхабад, а далее это шасси испытывали в песках пустыни Кара-Кум. А испытания «пятиосок» в полном объёме провести не успели – в декабре 1987 г. М. Горбачёв и Р. Рейган подписали Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). В своих комментариях по этому поводу генеральный конструктор Конструкторского бюро машиностроения (КБМ) С.П. Непобедимый говорил о том, что включение комплекса «Ока» в Договор по РСМД было необоснованным. Ракета никогда не испытывалась на дальность свыше 400 км и не должна была попасть под действие договора. В итоге в ответ на настойчивые просьбы западных лидеров М. Горбачёв и Э. Шеварднадзе пустили «под нож» значительное количество ракет и пусковых установок. В 1988 г. производство БАЗ-6944 было прекращено, разработки комплексов «Волга», «Ока-М», «Ока-У» были прерваны. После подписания договора РСМД вышло постановление правительства СССР, и на БАЗе была полностью уничтожена вся оснастка на изготовление корпусных шасси семейств «Основа-1» и «Вощина»...
Если же говорить о 5-осных шасси, то был ещё один фактор, повлиявший на остановку их разработки. Создавая эту машину, БАЗ вплотную подобрался к типажу СКШТ Минского автомобильного завода (МАЗ) – полная масса шасси БАЗ-69481М приблизилась к 40 т. А по мнению военных специалистов того времени, каждое предприятие должно было работать в своих нишах, т. е. не конкурировать между собой...
Попытка модернизации шасси для ТРК «Точка»
Проблема малого ресурса двигателя возникла и на шасси семейств БАЗ-5937 и БАЗ-5921, на которые устанавливали танковые двигатели модели 5Д20Б-300 и 5Д20К-300 соответственно, являвшиеся модификациями двигателя УТД-20 Барнаульского завода транспортного машиностроения. Напомню, УТД-20 применялся на боевых машинах пехоты БМП-1 и БМП-2. В ходе учений зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Оса» и тактических ракетных комплексов (ТРК) «Точка» ресурс двигателей довольно быстро вырабатывали. Ветераны БАЗа рассказывали, что зачастую перед участием в парадах на Красной площади в Москве на шасси приходилось менять двигатели на новые.
Такая ситуация не устраивала ни военных, ни заводских специалистов, поэтому в 1980-х годах БАЗ провёл ОКР по модернизации шасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922, целью которой была замена двигателя танкового типа на двигатель автомобильного типа КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с. с более высоким ресурсом. Модернизированные шасси получили индексы БАЗ-5921М и БАЗ-5922М и основные конструкторские работы были выполнены в 1986–1987 гг. под руководством ведущего конструктора Михаила Самойлова.
Скорее всего, идея замены двигателя 5Д20Б-300 на двигатель КамАЗ-7403 родилась на фоне всеобщей эйфории, царившей на БАЗе в ходе создания семейства «Вощина». Образцы этого семейства с двигателями КамАЗ-740 прошли испытания в жарко-пустынной местности, и с температурным режимом этих двигателей особых проблем не возникло.
Однако у шасси БАЗ-69481М температурный режим двигателей КамАЗ-7403 во время летних испытаний был на пределе, и уже тогда, в июле–августе 1987 г., этот факт насторожил Сергея Диесперова, который в ноябре 1987 г. принял у Михаила Самойлова «эстафетную палочку» ведущего конструктора шасси БАЗ-5921М и БАЗ-5922М. Первый образец СКШ БАЗ-5921М был собран в декабре 1987 г. Всего же было собрано по одному образцу шасси 5921М и 5922М для проведения заводских и приёмочных испытаний, и по одному образцу для монтажа оборудования и проведения Государственных испытаний.
По рассказам Сергея Диесперова, проблемы с перегревом двигателя шасси БАЗ-5921М и БАЗ-5922М выявились на испытаниях в жарко пустынной местности в рамках приёмочных испытаний и в Капустином Яре, где проводились Государственные испытания в составе комплекса.
Последние испытания шасси БАЗ-5921М и БАЗ-5922М в составе комплекса с боевыми стрельбами проводились на полигоне Туркестанского военного округа в Геок-Тепе (60 км от Ашхабада). К сожалению, там ситуация существенно не изменилась. Работы по данной тематике были прекращены.
Впоследствии, когда было принято решение о прекращении работ, появилась информация, что на одном из совещаний представители КамАЗа заявили, что даже в случае положительного результата испытаний они не согласовали бы БАЗу установку двигателя КамАЗ-7403 на шасси. Этот двигатель не мог работать в закрытом объёме, водяной насос от КамАЗ-740 не обеспечивал нужной производительности, а увеличение мощности двигателя до 260 л.с. стало для него критичным. Видимо, представители КамАЗа об этом знали ещё до начала всех работ по модернизации шасси. Знали, но почему-то не сообщили конструкторам в Брянск...
Сергей Диесперов, ведущий конструктор шасси 5921М и 5922М с 1987 по 1990 гг.:
«Двигатель грелся до 120 °С с возгоранием аварийной лампочки перегрева двигателя. Коробка передач грелась до 140 °С, – вспоминает Сергей Диесперов. – Согласно инструкции по эксплуатации двигателя рабочий диапазон температур 80–100 °С. Кратковременно, в течение 2-х часов, допускалась работа двигателя с температурой 120 °С. Необходима была доработка системы охлаждения. А как её доработать? Спасти машину от холода можно, попробуй спаси её от жары. Мы понимали, что причиной перегрева является неприспособленность работы двигателя в закрытом объёме. Мало того, что сам двигатель накрыт капотом, так ещё и сверху корпус пусковой установки накрывался створками, которые могли открываться только непосредственно перед пуском ракеты. В таких условиях вентилятор двигателя гонял горячий воздух внутри корпуса, нагревая при этом не только двигатель, но и такие ответственные узлы, как прибор управления (ПРУ), токораспределительное устройство, и, что самое страшное, термоконтейнер головной части изделия. Конечно, мы знали, что подобные вопросы возникали у горьковчан при проектировании БТР-80, где стоял тот же самый двигатель. Но они смогли решить эту проблему, установив центробежный вентилятор, который гнал воздух из отсека. В нашем случае центробежный вентилятор с такой идеей никак не компоновался. Выход был лишь в одном: пытаться максимально использовать набегающий поток и увеличить проёмы для выхода горячего воздуха. Сбоку по бортам появились проёмы, на заводских образцах этого сделано не было. Эти доработки появились уже потом. Не следует забывать, что сделать эти проёмы больше мы не могли. Шасси должно было плавать. А эти проёмы доставали почти до ватерлинии. Помимо этого заблокировали гидромуфту привода вентилятора и установили другой, более мощный шестилопастный вентилятор от ЯМЗ-8424. Проводили эксперименты с вентилятором от МАЗа с профилированными лопатками. Цеплялись за любую соломинку. Были и совсем экзотические нововведения. Например, при содействии конструкторов завода «Баррикады» переделали систему выхлопа двигателя, при которой использовался эжекционный эффект от выброса выхлопных газов. Рассчитывать на более мощный радиатор не приходилось, его просто не было в природе. Все эти доработки немного спасли положение, но не спасли критичный температурный режим узлов оборудования комплекса, о которых я упомянул».
Тяжёлые времена
Последовавшие времена «перестройки» второй половины 1980-х, «лихие 1990-е» и начало 2000-х внесли свою негативную лепту. Заказчик изменил концепцию развития ЗРК, ТРК и ОТРК, отказавшись от требования плавучести. В результате наиболее востребованными стали рамные СКШ. После распада СССР со стороны Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) на БАЗ не поступило ни одного крупного заказа на изготовление новых корпусных СКШ семейств БАЗ-5937 и БАЗ-5921. Реально выполнялись лишь работы по доработке шасси семейства БАЗ-5921, взятых с баз хранения МО РФ. Эти шасси затем поставлялись гражданским заказчикам (в том числе зарубежным), а также под некоторые комплексы вооружения и военной техники (ВВТ), например, для унифицированной радиолокационной станции (РЛС) разведки наземных движущихся целей 1Л268 «Кредо-1С».
Юридически производство корпусных СКШ не было прекращено, так как оно формально прекращается после появления соответствующего документа о прекращении производства за подписью того органа исполнительной власти, который подписывал документ о принятии на вооружение и о постановке на производство изделия, или документом о снятии с вооружения. Указанных документов не существует. Пока используется формулировка: «Не изготавливается ввиду отсутствия заказов». Однако фактически на БАЗе по состоянию на текущий момент полностью утеряны производства корпусных СКШ и диапазонной гидропередачи (ДГП) в связи с продажей или с полным износом оборудования и утилизацией оснастки для изготовления корпусов шасси и гидротрансформаторов...
Итак, приходится констатировать: в России в настоящее время фактически отсутствуют мощности по серийному изготовлению плавающих корпусных СКШ военного назначения.
Новые времена
Прошло более 10 лет с момента изготовления последних корпусных СКШ времён СССР, прежде чем к таким шасси вновь возник интерес у заказчиков. Изучая спрос на ЗРК и зенитно-ракетные системы (ЗРС), специалисты «Рособоронэкспорта» (эксклюзивного российского экспортёра ВВТ) пришли к выводу о необходимости поставки комплексов и систем преимущественно на колёсных шасси. В силу особенностей некоторых ЗРК и ЗРС, например «Тор» и «Бук», потребовалось использовать корпусные СКШ. С начала 2000-х гг. работы по созданию корпусных СКШ начались на конкурсной основе как на БАЗе, так и на Минском заводе колёсных тягачей (МЗКТ).
БАЗ совместно с ОАО «НИЭМИ» (разработчик ЗРК и ЗРС ПВО Сухопутных войск) работали над проектом трёхосного корпусного неплавающего колёсного шасси для экспортного варианта ЗРК «Тор». 8 апреля 2005 г. на БАЗе состоялось техническое совещание представителей генеральных заказчиков ВВТ и предприятий промышленности, на котором помимо прочего был затронут и вопрос создания нового корпусного СКШ. Было сообщено об инициативной работе по размещению средств БМ ЗРС 9А331М (9А331МК) на корпусном СКШ БАЗ с колёсной формулой 6х6. По мнению специалистов НИЭМИ, для замены ЗРК «Оса» наиболее приемлем ЗРК «Тор» на колёсном шасси, причём планировалась разработка большой номенклатуры модификаций комплекса. В случае заинтересованности со стороны МО РФ к поставкам в ВС РФ могла быть предложена модификация боевой машины (БМ) с увеличенным количеством ракет (до 16), а на экспорт, наоборот, с меньшим количеством. По планам БАЗа, полномасштабную опытно-конструкторскую работу (ОКР) по созданию корпусного СКШ для ЗРК «Тор» планировалось начать со второго полугодия 2005 г.
При согласовании сроков разработки и изготовления опытных образцов заказчика не устроили сроки, заявленные БАЗом (это было связано с разработкой перспективных колёсных узлов с планетарными колёсными редукторами, которых ещё на тот момент не было в металле). Со стороны БАЗа был предложен альтернативный вариант с использованием серийных колёсных узлов с несоосными колёсными редукторами, что позволило бы выполнить работы в заданные сроки. Однако увеличение высоты шасси примерно на 150 мм и соответственно высоты ЗРК в целом не устроило НИЭМИ, и поэтому работа была передана на МЗКТ. Правда, потом оказалось, что обещанные МЗКТ сроки были сорваны, да и с погрузочной высотой минского шасси не всё оказалось идеально, но МЗКТ добился главного – заказ перешёл к минчанам. Если проследить хронологию событий, то в принципе БАЗ мог бы выполнить работу в те же сроки, что и МЗКТ (колёсные узлы с планетарными колёсными редукторами были установлены на первом опытном образце кранового шасси БАЗ-8027, и его в мае 2006 г. показали публике на выставке «СТТ-2006», а первый опытный образец шасси МЗКТ-6922 со смонтированным оборудованием ЗРК был показан публике в августе 2007 г. на выставке «МАКС-2007»).
Но в Минске пошли на определённый риск, и к тому же значительную часть работ выполнили в инициативном порядке даже при недостаточном финансировании со стороны заказчика, что и решило окончательно судьбу экспортных заказов. В итоге этот этап конкурентной борьбы БАЗ проиграл. В 2009 г. на 5-й Международной выставке вооружений и военной техники «MILEX-2009» был показан образец БМ 9А33-1Т на шасси МЗКТ-69222 из состава ЗРК «Оса-1Т» (модернизация ЗРК «Оса», выполненная белорусским предприятием «Тетраэдр»). Позже на шасси МЗКТ-69221 были представлены машины из состава ЗРК «Бук», подготовленные для инозаказчика. Однако специалисты отмечают, что корпусные шасси 6х6 явно «слабоваты» для монтажа средств ЗРК «Бук» – для этого комплекса предпочтительнее корпусные СКШ с колёсной формулой 8х8. Эскизный проект такого СКШ выполнен на БАЗе, но дело до бо́льшего пока не дошло. А тем временем МЗКТ распространил информацию, из которой следует вывод: семейство корпусных СКШ может быть дополнено как моделью с колёсной формулой 8х8, так и 4х4.
О корпусных шасси вспомнили и военные железнодорожники. На выставке «Тыл и снабжение Вооружённых Сил», которая проходила в Москве в ноябре 2009 г., на стенде Железнодорожных войск был представлен планшет с кратким описанием плавающего самоходного копра ПСК-М, подпись гласила, что это разрабатываемая техника. ПСК-М предназначен для забивки свай на суше или воде. На представленных схемах угадывались контуры плавающего СКШ БАЗ-6944, тех самых, что были уничтожены по договору РСМД. Вот когда пригодилась бы эта техника!
Работы по корпусному СКШ для нового плавающего самоходного копра начались, и даже было найдено шасси БАЗ-6944, которое могло быть отремонтировано и переоборудовано для установки оборудования. Однако по непонятным причинам эта работа была приостановлена; в результате был изготовлен опытный образец копра на шасси гусеничного транспортёра ПТС-2, что военных устраивает не в полной мере. Для доставки копра на гусеничном шасси к объекту, на котором требуется выполнять работы, необходимо большегрузное транспортное средство – тягач с прицепом или с полуприцепом. Наличие копра на колёсном плавающем корпусном проблему решило бы, но такие СКШ в России в настоящее время никто не изготавливает.
Недавнее наводнение на Дальнем Востоке ещё раз напомнило о том, что России крайне необходимы амфибийные средства инженерного обеспечения аварийно-спасательных работ. Выяснилось, что именно таких средств не хватает у Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Пришлось привлекать инженерные переправочно-десантные средства МО РФ, но и у военных таких средств недостаточно, а колёсные амфибии практически отсутствуют. Лишь в поисково-спасательном отряде Центрального военного округа на вооружении имеются поисково-эвакуационные машины типа «Синяя птица» (см. «ГП» № 3, 2014 г.). Имеющиеся гусеничные транспортёры ПТС-2 тоже не решают всех проблем. Если бы ныне в производственной программе БАЗа было плавающее корпусное шасси, оно обязательно нашло бы применение в МЧС.
Некоторое время назад в Омске на базе агрегатов танка Т-80У был разработан гусеничный плавающий транспортёр ПТС-4. Кстати, этот новейший российский транспортёр ПТС-4 уже несколько раз показывали высокопоставленным чиновникам. ПТС-4 создавали по заказу МО РФ как транспортёр для десантной переправы через водные преграды артсистем, боевых машин пехоты, бронетранспортёров, тягачей, различных грузов и личного состава. Основная цель – уйти от зависимости импорта, так как все предыдущие транспортёры (К-61, ПТС, ПТС-2, ПТС-3) были созданы на территории Украины ещё во времена СССР, и там же осуществлялся их серийный выпуск. Последние события на Украине могут окончательно поставить крест на сотрудничестве.
Сообщается, что на прошедшей в сентябре 2013 г. выставке в Нижнем Тагиле представители МЧС не только восхитились военной разработкой Омского ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» (входит в ОАО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод»), но и твёрдо заявили, что закажут большое количество ПТС-4 в исполнении, адаптированном к требованиям спасателей. По сути некоторое оснащение ПТС-4 (навигационный комплекс) будет похоже на оборудование СПУ ОТРК «Ока» на шасси БАЗ-6944. Есть все основания полагать, что для выполнения задания МЧС омское предприятие закупит необходимое оборудование, позволяющее наладить серийный выпуск ПТС-4.
В связи с открывающейся перспективой возникает вопрос: может быть БАЗу следует наладить более тесное сотрудничество с ОАО «КБТМ»? Эффект может быть весьма положительным: ЗАО «БАЗ» сможет решить проблему отсутствия оснастки для изготовления корпусов для плавающих корпусных СКШ, а ОАО «КБТМ» получит компетенции в области колёсной техники. Кстати, следует учесть, что для одной из разработок ОАО «КБТМ» (тяжёлого механизированного моста ТММ-6) использует рамные СКШ МЗКТ-7930, которые могут быть без особых трудностей заменены на СКШ БАЗ семейства «Вощина-1». Есть и другие направления сотрудничества в области инженерной техники, например, по шасси для мостового механизированного комплекса ММК.
Возможно, сотрудничество двух прославленных коллективов поможет России восстановить производство корпусных СКШ?
Модель | 5937 | 5938 | 5939 | 5921 | 5922 | 6944 | 5947 | 69441 | 69481 | 69481М |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип | плав. | плав. | плав. | плав. | плав. | плав. | плав. | плав. | неплав. | неплав. |
Снаряжённая масса, т | 10,7 | 10,2 | 10,6 | 11,3 | 11,3 | 17,0 | 15,0 | 18,0 | 18,0 | 21,5 |
Грузоподъём-ность, т | 7,5 | 6,6 | 5,4 | 6,3 | 6,8 | 12,0 | 7,0 | 13,0 | 14,0 | 18,6 |
Полная масса, т | 18,7 | 17,1 | 16,3 | 18,0 | 18,3 | 29,4 | 22,4 | 31,4 | 32,4 | 40,5 |
Справочно: корпусные шасси БАЗ
В семейство шасси БАЗ-5937 входят три модели корпусных СКШ:
- БАЗ-5937 – для монтажа боевой машины 9А33Б ЗРК 9К33 «Оса» и его модификаций;
- БАЗ-5938 – для монтажа оборудования машины технического обеспечения 9В210 ЗРК 9К33 «Оса»;
- БАЗ-5939 – для монтажа оборудования ТЗМ 9Т217 ЗРК 9К33 «Оса» и его модификаций.
Шасси семейства БАЗ-5937 находятся на вооружении ВС РФ. Юридически производство не прекращалось; фактически не выпускаются с начала 1990-х.
В семейство шасси БАЗ-5921 входят следующие модели корпусных СКШ:
- БАЗ-5921 – для монтажа СПУ ТРК 9К79 «Точка», 9К79-1 «Точка-У» и других объектов ВВТ;
- БАЗ-5922 – для монтажа ТЗМ ТРК 9К79 «Точка», 9К79-1 «Точка-У». Шасси семейства находятся на вооружении ВС РФ. Юридически производство не прекращалось; фактически не выпускаются с начала 1990-х гг. Осуществляется модернизация и доработка шасси, поступающих с баз хранения МО РФ.
На базе семейства разработаны следующие образцы СКШ:
- БАЗ-5921М – вариант шасси БАЗ-5921 с двигателем КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с. Шасси не прошло испытания из-за перегрева двигателя;
- БАЗ-5922М – вариант шасси БАЗ-5922 с двигателем КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с. Шасси не прошло испытания из-за перегрева двигателя;
- БАЗ-59222 – несколько доработанных СКШ БАЗ-5922 были переделаны в аварийно-спасательные машины и получили новый индекс 59222;
- БАЗ-59223 – специальное транспортное средство для перевозки людей и грузов в районах с большим количеством водоёмов. Изготовлено два образца путём ремонта и дооборудования шасси БАЗ-5922, ранее не реализованных МО РФ, присвоен новый индекс – 59223.
В семейство шасси «Основа-1» входят две модели корпусных СКШ:
- БАЗ-6944 – для монтажа СПУ и ТЗМ ОТРК 9К714 «Ока»;
- БАЗ-5947 – для монтажа СПУ ТРК типа «Точка», «Точка-У» и других объектов ВВТ.
СКШ БАЗ-6944 снято с производства в 1988 г.
СКШ БАЗ-5947 серийно не выпускали, был изготовлен опытный образец.
Семейство СКШ «Основа-1» снято с вооружения остановлением правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1091.
В семейство шасси «Вощина» входят три модели корпусных СКШ:
- БАЗ-6948 – для монтажа оборудования СПУ и ТЗМ ОТРК «Ока-М»;
- БАЗ-69481 – для монтажа оборудования СПУ и ТЗМ ОТРК «Ока-У»;
- БАЗ-69441 – для монтажа оборудования СПУ и ТЗМ ОТРК «Ока-М».
Корпусные СКШ семейства «Вощина» серийно не выпускали, были изготовлены только опытные образцы.
Используя наработки по семействам «Основа-1» и «Вощина», были разработаны и изготовлены опытные 5-осные корпусные СКШ:
- БАЗ-69481М – для монтажа оборудования СПУ и ТЗМ ОТРК «Волга»;
- БАЗ-69481ТГМ – образец с газотурбинным двигателем.
Испытания опытных образцов 5-осных корпусных СКШ не были завершены.