Масштабные модели Николая Вшивцева, основателя мастерской «Н-II»
Многим современным коллекционерам ничего не говорят имена компаний Tootsie Toys или Tipp-Co. Посещая музеи, они смотрят на продукцию Marklin или Dinky, но ничего не знают о них. Похожая ситуация наблюдается и со знанием о линейке масштабных моделей, применяемых технологиях, мастерах-одиночках, которые трудились даже не в тридцатые годы прошлого века, а в семидесятые–восьмидесятые. Сегодня один из таких пробелов мы попытаемся исправить.
Если обернуться назад и посмотреть на технологию промышленного производства от игрушек для мальчиков до масштабных моделей, мы увидим, что в двадцатые годы прошлого века небольшие копии автомобилей создавались из жести. В 1930-е годы была применена и успешно используется до сих пор технология литья из металла. Расцвет в комбинировании материалов начался в 1950-х годах, в производстве масштабных моделей стали применять пластик, что позволило создавать очень подробные копии автомобилей, с остеклением, имитацией двигателя и световых приборов, открывающимися элементами и множеством других подробностей. В наши дни мы наблюдаем новый виток повышения качества и уровня проработки масштабных моделей. Все шире применяются 3D-прототипирование, фототравление; используются смолы и другие технологии, позволяющие получить копию автомобиля, максимально приближенную к оригиналу. Но чем быстрее развиваются технологии, тем быстрее забываются люди и компании, начинавшие промышленное производство игрушек и масштабных моделей.
Интересная находка
Изучая каталог «Автомобиль на ладони», вышедший в нашей стране в 1993 году в издательстве «Каталог-Новости», где впервые были представлены масштабные модели автомобилей, созданные не только промышленными предприятиями, но и мелкотиражными мастерскими, я увидел фотографию интересной копии экспериментального электромобиля ЛЭТ, созданного в 1935 г. в единственном экземпляре на базе широко известного ЗИС-5. Подпись под фотографией поясняла, что миниатюра выполнена в масштабе 1:43 из пластика и металла мастерской «Н-II» из Алма-Аты.
Меня заинтересовала как сама модель, потому что до того дня я не видел ни одной копии электромобиля ЛЭТ, так и мастерская. Ведь если они на таком профессиональном уровне изготовили эту модель, должны быть и другие, не менее интересные.
Основал мастерскую «Н-II» Николай Вшивцев, к сожалению, точная дата неизвестна, но, скорее всего, это произошло в середине восьмидесятых, потому что именно в это время в СССР масштабные модели стали популярны в среде людей, живо интересующихся автомобилями и автомобильной историей. А Николай очень интересовался автомобилями, причём, как помнят его друзья, это увлечение превратилось в хобби и работу с 1962 года.
Очень редкие экземпляры
По роду своей деятельности Николай Вшивцев был достаточно успешен, что подтверждается наличием у него диплома и медали ВДНХ СССР. Для выставок и музейных экспозиций он изготовлял различные макеты, в том числе и автомобилей в крупных масштабах 1:8 или 1:10.
Одну из таких «больших» моделей – копию пожарного автомобиля АМО-Ф-15 долгое время можно было видеть в «Музее пожарного дела» города Алма-Аты. К сожалению, в настоящее время музей расформирован, а судьба экспонатов неизвестна.
Чуть позже по совету друга Николай попробовал свои силы в создании копии автомобиля в масштабе 1:43, и ему понравилось. Начал формировать собственную коллекцию, в которую за многие годы вошли модели автомобилей, как производившихся предприятиями СССР, так и известными зарубежными фирмами Vitesse, Brumm, Rio, Solido, Eligor, Brooklin и другими.
Не забывал Николай и о собственном производстве. В мастерской «Н-II», в которой работал только Николай, увидели свет копии грузовых автомобилей ГАЗ-42, ГАЗ-60, ГАЗ-410, ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-ММ ПМГ, ЗИС-5, уже упоминавшийся ЛЭТ, Я-3, ЯГ-12, Studebaker US-6, копии легковых автомобилей ЗИС-101 и ЗИС-102 и, по неподтвержденным данным, один внедорожник ГАЗ-67.
Возможно, Николай сделал что-то ещё, поэтому буду рад, если кто-то дополнит этот список. Тираж моделей был очень небольшим и составлял в среднем 10 штук, причём копируемый прототип Николай выбирал сам, подбирая необходимую информацию из наиболее доступных на тот момент источников: журнала «Моделист Конструктор», справочников по ремонту и эксплуатации автомобилей.
Неповторимые технологии
Для изготовления масштабных моделей Николай Вшивцев использовал очень интересную технологию – пайка из листовой жести, а не литьё из металла, как это могло показаться, при чтении комментария к модели, указанного в каталоге «Автомобиль на ладони». Похожую технологию применял в начале своего творческого пути Дамир Файзуллин («Дамир» мастерская из Казани») и до сих пор применяет Анатолий Губских (прекрасный мастер из города Троицка Челябинской области).
При использовании этой технологии для изготовления даже небольшого тиража одной и той же модели необходимо создавать оснастку, с помощью которой можно придавать жести необходимую форму, с изгибами и выштамповками. И Николаю это прекрасно удавалось, более того, он единственный из названных мастеров создавал съёмные капоты, под которыми можно было увидеть имитацию двигателя. Он использовал свой метод вулканизации колёсных покрышек при изготовлении их копий. Напомню, что мастерская «Дамир» создавала эти детали из смолы или заимствовала у моделей, созданных промышленным способом. А Анатолий Губских кропотливо воспроизводил протектор на покрышке, изготовленной из цельного куска резины, с помощью перочинного ножа.
В результате масштабные модели автомобилей, созданных Николаем Вшивцевым, получились наиболее правдоподобными, чем модели автомобилей, создаваемые на мощностях производственных объединений «Тантал» в Саратове и «Элекон» в Казани, а также других предприятий и мелкотиражных мастерских. Если у многих из них кузов был создан по технологии литья из металла, пластика или смолы, то в мастерской «Н-II» его изготовляли по той же технологии, что используется на автомобильных заводах, – штамповки и пайки.
Также серьёзно Николай подходил к вопросам имитации бортовых платформ, навесного оборудования, применяя для этого медную проволоку, дерево или пластик. Собственные разработки он применял при покраске моделей, осуществляя её в домашних условиях, вооружившись ручным краскопультом и экспериментируя с лаками и нитрокраской. Получается, что при изготовлении в мастерской «Н-II» копия автомобиля проходила почти те же стадии производства, что и её прототип (!), а не тиражировалась, как обычная игрушка или сувенир!
Занятие в удовольствие
Николай Вшивцев ушёл из жизни на исходе XX века. Он не был широко известен, редко покидал свой родной город Алма-Ату. Увы, мне даже не удалось найти его фото. Но многие хорошо его помнят как очень интересного собеседника и открытого человека. Все масштабные модели, созданные этим мастером, сейчас находятся в частных коллекциях, и коллекционеры очень дорожат ими.
По некоторой информации, одна из его копий находится у Ментая Утепбергенова, известного коллекционера, филателиста, известного казахского актёра кино, снимавшегося в фильмах «Одиночное плавание», «Интердевочка», «Исаев» и др. Что интересно, бо’льшую часть своих масштабных моделей Николай Вшивцев создал не для продажи, а для обмена с коллекционерами. Он воспроизводил автомобили в масштабе 1:43 не для получения баснословных барышей, а потому что это было ему интересно.