![Элементы интерьера, выполненные из дорогих материалов по индивидуальному заказу подчёркивают статус и профессиональный уровень перевозчика](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/00f.jpg)
Элементы комплектации современного грузовика
Мы все давно привыкли к тому, что в современном автомобиле они есть. Некоторые из них незримы, бесшумны и незаметны. До поры, до времени. Но они всегда на страже, и готовы вмешаться в управление автомобилем вопреки воле водителя. Другие, наоборот, на самом видном месте в подтверждение статуса. А кое-какие детали выдают себя лишь на рабочем месте. Всё это опции от незримых электронных помощников до харизматичных элементов декора. Давайте разбираться в богатстве оснащения современного грузовика.
Богатый опыт тест-драйвов, проведённых нашими людьми и вылившийся в подробные публикации, позволил собрать и проанализировать интересные факты, связанные с оснащением самой современной автомобильной техники. Каких только причудливых функций и систем мы не встречали! Однако не все достоинства комплектации могут быть эффективно применены на практике, а некоторые не годятся для наших условий в эксплуатации, оставаясь при этом чрезвычайно эффективными на европейских автодорогах (the mental problems). Какие же опции действительно полезны и эффективны в российских условиях, а какие стоит применять или заказывать с осторожностью или совсем не стоит переплачивать.
![Дизайн рабочего места в современном грузовом автомобиле это не только торжество функциональности, но и стиль](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/01f.jpg)
![Дизайн рабочего места в современном грузовом автомобиле это не только торжество функциональности, но и стиль](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/02f.jpg)
![Потолочный люк – источник позитива, но вместе с тем и слабое место у пожилых автомобилей с большим пробегом](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/07.jpg)
![Очень полезен элемент двери, прикрывающий лестницу, ведущую в кабину магистрального тягача: чистая лестница, чистая обувь на ступеньках](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/08f.jpg)
Несколько вводных постулатов
Мы не будем касаться таких очевидных узлов, как наример, усилитель рулевого управления или антиблокировочная система тормозов. Тем более что некоторые из этих устройств обязаны быть в законодательном порядке. Сегодня мы не обсуждаем и такие вещи, как конфигурации осей, колёсные формулы, количество ступеней в КП и типы надстроек – это обусловлено спецификой перевозок и характером грузов и сильно разнится в зависимости от поставленных задач.
Наименование опции | Оценка применимости | Комментарии |
---|---|---|
Система контроля полосы движения | * | К сожалению, эффективность этой крайне полезной системы сводит на нет низкое качество или полное отсутствие дорожной разметки в некоторых регионах России |
Адаптивный круиз-контроль с ассистентом торможения | **** | Иногда система неадекватно распознаёт слишком крупные, и наоборот, малоразмерные объекты |
Система контроля «слепых» зон автопоезда | ***** | Всё равно требуется контроль со стороны водителя |
Газоразрядные лампы в фарах головного света (ксенон) | **** | Улучшают видимость, но могут ослеплять водителей встречного транспорта |
Светодиодная оптика | **** | Качество изготовления не у всех производителей на достойном уровне |
Алкозамок (устройство, не позволяющее пустить двигатель, пока водитель не выполнит контрольный тест на отсутствие алкоголя) | * | Алкобарьер без труда может обойти даже не самый смекалистый водитель |
Отдельный тормозной кран полуприцепа («парашют») | ***** | При умелом использовании помогает стабилизировать автопоезд в условиях низкого коэффициента сцепления дорожного покрытия |
«Ночной» механический дополнительный запор кабины | ***** | Ментальные аспекты безопасности водителей. Полезен не только на территории РФ |
![](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/03f.jpg)
Если автомобиль не откровенно бюджетного сегмента, то само собой разумеется, что рулевая колонка регулируется по вылету и углу наклона, а диапазон регулировок водительского кресла вполне достаточный – пройденный этап развития, не комментируем.
![Если присмотреться внимательно, то внешний обвес тягачей имеет ряд существенных отличий. У автомобиля с надписью «TYP 2013» аэродинамический комплекс, «заточенный» на максимальную экономию топлива](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/04f.jpg)
Элементы комплектации, о которых пойдёт речь, мы разделили на пять групп: безопасность, комфорт, статус, расширение возможностей, топливная экономичность и экология. В таблицах систематизирована информация: проставлены баллы-звёздочки по пятибалльной шкале, характеризующие пользу и актуальность опции для России, в правом столбце приведены комментарии, поясняющие высокую или низкую оценку. Уточняю, мы ставим оценку не самой системе и её качеству, а оценку применимости её в наших реалиях!
Наименование опции | Оценка применимости | Комментарии |
---|---|---|
Контроль и индикация давления в шинах на приборной панели | ***** | Позволяет предотвратить разрушение шины и потерю управляемости |
Замер и индикация осевых нагрузок на приборную панель | ***** | Позволяет предотвратить движение с нарушением установленных требований, но данные замеров не всегда идеально точные |
Система помощи при трогании на подъём | ***** | На грузовом транспорте польза очевидна |
Система помощи при буксовании | ***** | Польза очевидна, но не отменяет законы физики |
Межколёсная блокировка дифференциала на седельных тягачах 4х2 | **** | Помогает выехать с заснеженной обочины и т. п., но бессильна когда колёса обеих сторон на покрытии с низким коэффициентом сцепления |
Переменные координаты ССУ с электроприводом | *** | Оптимизирует суммарную длину автопоезда, но требует определённого опыта и специфики применения |
Алгоритм «одной педали» электронно-управляемой тормозной системы для фиксации степени устойчивого замедления на спуске (для тяжёлой техники) | **** | Требует обучения водителя, но польза очевидна |
Сменные блоки клавиш на панели с произвольным расположением на выбор водителя | ** | Забавная презентация для сверхчувствительного психотипа водителя: если у автомобиля всё хорошо с эргономикой, то вопросов о размещении клавиш, как правило, не возникает |
![Легкосплавные диски снижают неподрессоренные массы, экономят топливо, стильно выглядят, но не дёшевы, к тому же больше подходят только для работы на дорогах с усовершенствованным покрытием](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/17f.jpg)
![Легкосплавные диски снижают неподрессоренные массы, экономят топливо, стильно выглядят, но не дёшевы, к тому же больше подходят только для работы на дорогах с усовершенствованным покрытием](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/18.jpg)
![Ксенон хорошо светит, но иногда и слепит…](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/20.jpg)
![Механический запор двери кабины способствует безопасности водителя не только в России](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/21.jpg)
Естественно, что в наши таблицы попал не весь ассортимент оборудования, состоящий из сотен позиций, мы выбрали лишь наиболее заметные, интересные и вместе с тем спорные устройства и системы. В тексте не применяются торговые наименования схожих или однотипных систем и узлов разных производителей – ссылаемся на суть самой опции согласно принципу действия.
Наименование опции | Оценка применимости | Комментарии |
---|---|---|
Многозонный климат-контроль | *** | Опция не актуальна, когда в кабине в большинстве случаев лишь один водитель, к тому же ярко выраженного перераспределения воздушных потоков всё равно не происходит |
Пневмоподвеска сиденья водителя и пассажира (для большегрузного транспорта) | ***** | Существенно продлевает работоспособность, бережёт здоровье персонала |
Автономные отопители | **** | Для России необходима мощность не менее 6 кВт, не требуются при короткоплечевых перевозках в южных регионах |
Холодильник для продуктов питания в кабине | ***** | Удобен при объёме не менее 30 л, однако это дополнительный источник расхода электроэнергии на стоянке |
Датчик света | *** | Не у всех производителей отлажен и доведён до совершенства алгоритм работы |
Датчик дождя | ** | Не у всех производителей отлажен алгоритм работы, плохо работает в условиях снегопада, при мокром снеге |
Подогрев ветрового стекла | ***** | Чрезвычайно полезная опция, но сильно удорожает стоимость ветрового стекла, которое в наших условиях часто требует замены в сценарии магистральных перевозок |
Автоматизированное управление механической КП («робот») | **** | Снижает требования к базовой квалификации водителей, но в отдельных режимах алгоритмы не оптимизированы. Общее удорожание при покупке нового транспортного средства. |
Пневмоподвеска кабины (большегрузы) | **** | Продлевает общий срок службы техники, не вызывая существенного удорожания, обеспечивает ездовой комфорт и способствует улучшению работоспособности водителя, но не может быть применена при перевозках в условиях низких температур |
Кран стояночного тормоза с электронным управлением | *** | Удобно, не требует усилий, «ручник» сам снимается при корректном начале движения, связан с системой помощи трогания на подъёме. Но становится большой проблемой при обесточивании машины или отказе самого устройства |
![Mercedes-Benz Actros 254D с видеокамерами заднего вида в базовой комплектации, представленный на выставке IAA в Ганновере. Традиционные зеркала только как дополнительная опция](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/22f.jpg)
![Система контроля слепых зон автопоезда позволяет избежать развития негативной ситуации, спровоцированной как водителем большегруза, так и легкового автомобиля – отличная и полезная опция!](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/16f.jpg)
![Радары активного круиз-контроля и системы предупреждения попутных столкновений и наездов на пешеходов](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/09.jpg)
![Радары активного круиз-контроля и системы предупреждения попутных столкновений и наездов на пешеходов](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/10.jpg)
Вообще, признаться, рассуждать об автомобильных опциях весьма нелегко! Вот, например, в прошлом году на выставку IAA в Ганновер привезли модернизированный Mercedes-Benz Actros MP4 с опцией традиционных зеркал заднего вида! А в базовой комплектации стояли видеокамеры. Вот так и живём…
Наименование опции | Оценка применимости | Комментарии |
---|---|---|
Отключаемый насос гидроусилителя рулевого управления, варианты с «двойным» насосом, которому содействует электропривод | *** | Серьёзно усложняет и удорожает конструкцию при заявленной экономии всего около 2% топлива |
Вискомуфта насоса системы охлаждения | *** | Дополнительное звено в цепи надёжности важнейшей системы двигателя, при этом экономит всего 1–1,5% топлива |
Генератор с электронно-управляемым возбуждением и током заряда | *** | Способствует лучшей динамике разгона (при ускорении автомобиля возбуждение временно отключается), при этом экономит топливо, но система нестабильно работает со старыми АКБ на жаре и на холоде, может вызывать недозаряд аккумуляторов |
Отключаемый воздушный компрессор | ** | Экономит всего не более 2% топлива, но если есть погрешности пневмосистемы, такой компрессор вместо расчётного переменно-кратковременного режима работы трудится постоянно продолжительное время, что сказывается на его ресурсе. При серьёзных дефектах пневмосистемы производительности может не хватать |
Заслонки и иные устройства, регулирующие поток масла в картере ведущего моста (меньше прокачивается масло при неполной нагрузке) | * | При экономии до 1% топлива удорожают и усложняют конструкцию |
Система «старт-стоп» | ** | Требует более дорогих компонентов – стартёра, генератора и АКБ. При движении в длительных заторах в холодное время года в тёмное время суток создаёт условия для образования конденсата в кабине (салоне), провоцирует недозаряд АКБ |
Алгоритмы управления системой питания двигателя, снижающие мощность, скорость движения и блокировку запуска, если не заправлена жидкость AdBlue | * | Неприемлемо из-за дорожных, географических и климатических условий и особенностей территории РФ |
Сменные блоки клавиш на панели с произвольным расположением на выбор водителя | ** | Забавная презентация для сверхчувствительного психотипа водителя: если у автомобиля всё хорошо с эргономикой, то вопросов о размещении клавиш, как правило, не возникает |
![Заслонки и иные устройства, регулирующие поток масла в картере ведущего моста при экономии около одного процента топлива удорожают и усложняют конструкцию](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/05f.jpg)
![Алкозамок в России не гарантирует трезвости шофёра](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/06f.jpg)
![Изобилие возможностей на спальном месте эксклюзивного магистральника](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/19.jpg)
![Пневмоподвеска кабины не всегда подходит для работы при низких температурах окружающего воздуха](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/14f.jpg)
![Так выглядят насос гидроусилителя с приводом со стороны маховика и электроусилитель Servotwin (автомобили Mercedes-Benz) на рулевом валу](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/11.jpg)
![Так выглядят насос гидроусилителя с приводом со стороны маховика и электроусилитель Servotwin (автомобили Mercedes-Benz) на рулевом валу](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/12f.jpg)
По традиции, оговоримся, что всё же на вкус и цвет товарищей не бывает, поэтому наше мнение может носить только рекомендательный характер. И вот ещё важное напоминание. Никакие системы динамической стабилизации и прочие электронные ассистенты не способны отменить законы физики и не заменяют полностью внимание и профессиональное чутьё водителя!
Наименование опции | Оценка применимости | Комментарии |
---|---|---|
Аэродинамический обвес, обтекатели | **** | Некоторые комплекты уменьшают дорожный просвет, но особенно эффективны правильно подобранные спойлеры на крышу и очень полезен элемент двери, прикрывающий лестницу, ведущую в кабину магистрального тягача |
Кожаная отделка сидений и других элементов интерьера | ** | Стильно выглядит, но в жаркую погоду сильно нагревается, быстро истирается. Данная опция больше подходит легковому автомобилю |
Легкосплавные диски | **** | Снижают неподрессоренные массы, экономят топливо, стильно выглядят, но недёшевы, больше подходят только для работы на дорогах с усовершенствованным покрытием |
Мультимедийные развлекательные системы | **** | Польза очевидна, но требования и ожидания у потребителей принципиально разные |
Гнёзда электропитания на 12 В и 24 В | ***** | Польза очевидна |
Потолочный люк с электроприводом, противомоскитной сеткой и регулируемым затемнением | **** | У пожилых автомобилей может пропускать воду, ремонт помогает не надолго |
![Вискомуфта насоса системы охлаждения – дополнительное звено в цепи надёжности важнейшей системы двигателя, при этом экономит всего 1–1,5% топлива – спорный компонент](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/13f.jpg)
![Привет из недавнего прошлого – подставка для отдыха ног сменного водителя появилась вместе с площадкой для отдыха левой ноги](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/15.jpg)
![Коробки передач-роботы облегчают труд водителя, но наиболее эффективны на коротких расстояниях с большим числом остановок, но не на трассе, где возможностей их алгоритмов бывает недостаточно](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/23f.jpg)
![Коробки передач-роботы облегчают труд водителя, но наиболее эффективны на коротких расстояниях с большим числом остановок, но не на трассе, где возможностей их алгоритмов бывает недостаточно](/article/21927-elementy-komplektatsii-sovremennogo-gruzovika-ne-vse-optsii-odinakovo-polezny/Images/24.jpg)