Опубликовано: ГП 07-2019
Элементы интерьера, выполненные из дорогих материалов по индивидуальному заказу подчёркивают статус и профессиональный уровень перевозчика
Не все опции одинаково полезны!

Элементы комплектации современного грузовика

Даниил Минаев, фото автора

Мы все давно привыкли к тому, что в современном автомобиле они есть. Некоторые из них незримы, бесшумны и незаметны. До поры, до времени. Но они всегда на страже, и готовы вмешаться в управление автомобилем вопреки воле водителя. Другие, наоборот, на самом видном месте в подтверждение статуса. А кое-какие детали выдают себя лишь на рабочем месте. Всё это опции от незримых электронных помощников до харизматичных элементов декора. Давайте разбираться в богатстве оснащения современного грузовика.

Богатый опыт тест-драйвов, проведённых нашими людьми и вылившийся в подробные публикации, позволил собрать и проанализировать интересные факты, связанные с оснащением самой современной автомобильной техники. Каких только причудливых функций и систем мы не встречали! Однако не все достоинства комплектации могут быть эффективно применены на практике, а некоторые не годятся для наших условий в эксплуатации, оставаясь при этом чрезвычайно эффективными на европейских автодорогах (the mental problems). Какие же опции действительно полезны и эффективны в российских условиях, а какие стоит применять или заказывать с осторожностью или совсем не стоит переплачивать.

Дизайн рабочего места в современном грузовом автомобиле это не только торжество функциональности, но и стиль Дизайн рабочего места в современном грузовом автомобиле это не только торжество функциональности, но и стиль
Потолочный люк – источник позитива, но вместе с тем и слабое место у пожилых автомобилей с большим пробегом
Очень полезен элемент двери, прикрывающий лестницу, ведущую в кабину магистрального тягача: чистая лестница, чистая обувь на ступеньках

Несколько вводных постулатов

Мы не будем касаться таких очевидных узлов, как наример, усилитель рулевого управления или антиблокировочная система тормозов. Тем более что некоторые из этих устройств обязаны быть в законодательном порядке. Сегодня мы не обсуждаем и такие вещи, как конфигурации осей, колёсные формулы, количество ступеней в КП и типы надстроек – это обусловлено спецификой перевозок и характером грузов и сильно разнится в зависимости от поставленных задач.

Безопасность
Наименование опции Оценка применимости Комментарии
Система контроля полосы движения * К сожалению, эффективность этой крайне полезной системы сводит на нет низкое качество или полное отсутствие дорожной разметки в некоторых регионах России
Адаптивный круиз-контроль с ассистентом торможения **** Иногда система неадекватно распознаёт слишком крупные, и наоборот, малоразмерные объекты
Система контроля «слепых» зон автопоезда ***** Всё равно требуется контроль со стороны водителя
Газоразрядные лампы в фарах головного света (ксенон) **** Улучшают видимость, но могут ослеплять водителей встречного транспорта
Светодиодная оптика **** Качество изготовления не у всех производителей на достойном уровне
Алкозамок (устройство, не позволяющее пустить двигатель, пока водитель не выполнит контрольный тест на отсутствие алкоголя) * Алкобарьер без труда может обойти даже не самый смекалистый водитель
Отдельный тормозной кран полуприцепа («парашют») ***** При умелом использовании помогает стабилизировать автопоезд в условиях низкого коэффициента сцепления дорожного покрытия
«Ночной» механический дополнительный запор кабины ***** Ментальные аспекты безопасности водителей. Полезен не только на территории РФ

Если автомобиль не откровенно бюджетного сегмента, то само собой разумеется, что рулевая колонка регулируется по вылету и углу наклона, а диапазон регулировок водительского кресла вполне достаточный – пройденный этап развития, не комментируем.

Если присмотреться внимательно, то внешний обвес тягачей имеет ряд существенных отличий. У автомобиля с надписью «TYP 2013» аэродинамический комплекс, «заточенный» на максимальную экономию топлива

Элементы комплектации, о которых пойдёт речь, мы разделили на пять групп: безопасность, комфорт, статус, расширение возможностей, топливная экономичность и экология. В таблицах систематизирована информация: проставлены баллы-звёздочки по пятибалльной шкале, характеризующие пользу и актуальность опции для России, в правом столбце приведены комментарии, поясняющие высокую или низкую оценку. Уточняю, мы ставим оценку не самой системе и её качеству, а оценку применимости её в наших реалиях!

Расширение возможностей
Наименование опции Оценка применимости Комментарии
Контроль и индикация давления в шинах на приборной панели ***** Позволяет предотвратить разрушение шины и потерю управляемости
Замер и индикация осевых нагрузок на приборную панель ***** Позволяет предотвратить движение с нарушением установленных требований, но данные замеров не всегда идеально точные
Система помощи при трогании на подъём ***** На грузовом транспорте польза очевидна
Система помощи при буксовании ***** Польза очевидна, но не отменяет законы физики
Межколёсная блокировка дифференциала на седельных тягачах 4х2 **** Помогает выехать с заснеженной обочины и т. п., но бессильна когда колёса обеих сторон на покрытии с низким коэффициентом сцепления
Переменные координаты ССУ с электроприводом *** Оптимизирует суммарную длину автопоезда, но требует определённого опыта и специфики применения
Алгоритм «одной педали» электронно-управляемой тормозной системы для фиксации степени устойчивого замедления на спуске (для тяжёлой техники) **** Требует обучения водителя, но польза очевидна
Сменные блоки клавиш на панели с произвольным расположением на выбор водителя ** Забавная презентация для сверхчувствительного психотипа водителя: если у автомобиля всё хорошо с эргономикой, то вопросов о размещении клавиш, как правило, не возникает
Легкосплавные диски снижают неподрессоренные массы, экономят топливо, стильно выглядят, но не дёшевы, к тому же больше подходят только для работы на дорогах с усовершенствованным покрытием Легкосплавные диски снижают неподрессоренные массы, экономят топливо, стильно выглядят, но не дёшевы, к тому же больше подходят только для работы на дорогах с усовершенствованным покрытием
Ксенон хорошо светит, но иногда и слепит… Механический запор двери кабины способствует безопасности водителя не только в России

Естественно, что в наши таблицы попал не весь ассортимент оборудования, состоящий из сотен позиций, мы выбрали лишь наиболее заметные, интересные и вместе с тем спорные устройства и системы. В тексте не применяются торговые наименования схожих или однотипных систем и узлов разных производителей – ссылаемся на суть самой опции согласно принципу действия.

Комфорт
Наименование опции Оценка применимости Комментарии
Многозонный климат-контроль *** Опция не актуальна, когда в кабине в большинстве случаев лишь один водитель, к тому же ярко выраженного перераспределения воздушных потоков всё равно не происходит
Пневмоподвеска сиденья водителя и пассажира (для большегрузного транспорта) ***** Существенно продлевает работоспособность, бережёт здоровье персонала
Автономные отопители **** Для России необходима мощность не менее 6 кВт, не требуются при короткоплечевых перевозках в южных регионах
Холодильник для продуктов питания в кабине ***** Удобен при объёме не менее 30 л, однако это дополнительный источник расхода электроэнергии на стоянке
Датчик света *** Не у всех производителей отлажен и доведён до совершенства алгоритм работы
Датчик дождя ** Не у всех производителей отлажен алгоритм работы, плохо работает в условиях снегопада, при мокром снеге
Подогрев ветрового стекла ***** Чрезвычайно полезная опция, но сильно удорожает стоимость ветрового стекла, которое в наших условиях часто требует замены в сценарии магистральных перевозок
Автоматизированное управление механической КП («робот») **** Снижает требования к базовой квалификации водителей, но в отдельных режимах алгоритмы не оптимизированы. Общее удорожание при покупке нового транспортного средства.
Пневмоподвеска кабины (большегрузы) **** Продлевает общий срок службы техники, не вызывая существенного удорожания, обеспечивает ездовой комфорт и способствует улучшению работоспособности водителя, но не может быть применена при перевозках в условиях низких температур
Кран стояночного тормоза с электронным управлением *** Удобно, не требует усилий, «ручник» сам снимается при корректном начале движения, связан с системой помощи трогания на подъёме. Но становится большой проблемой при обесточивании машины или отказе самого устройства
Mercedes-Benz Actros 254D с видеокамерами заднего вида в базовой комплектации, представленный на выставке IAA в Ганновере. Традиционные зеркала только как дополнительная опция
Система контроля слепых зон автопоезда позволяет избежать развития негативной ситуации, спровоцированной как водителем большегруза, так и легкового автомобиля – отличная и полезная опция!
Радары активного круиз-контроля и системы предупреждения попутных столкновений и наездов на пешеходов
Радары активного круиз-контроля и системы предупреждения попутных столкновений и наездов на пешеходов
Радары активного круиз-контроля и системы предупреждения попутных столкновений и наездов на пешеходов

Вообще, признаться, рассуждать об автомобильных опциях весьма нелегко! Вот, например, в прошлом году на выставку IAA в Ганновер привезли модернизированный Mercedes-Benz Actros MP4 с опцией традиционных зеркал заднего вида! А в базовой комплектации стояли видеокамеры. Вот так и живём…

Топливная экономичность и экология
Наименование опции Оценка применимости Комментарии
Отключаемый насос гидроусилителя рулевого управления, варианты с «двойным» насосом, которому содействует электропривод *** Серьёзно усложняет и удорожает конструкцию при заявленной экономии всего около 2% топлива
Вискомуфта насоса системы охлаждения *** Дополнительное звено в цепи надёжности важнейшей системы двигателя, при этом экономит всего 1–1,5% топлива
Генератор с электронно-управляемым возбуждением и током заряда *** Способствует лучшей динамике разгона (при ускорении автомобиля возбуждение временно отключается), при этом экономит топливо, но система нестабильно работает со старыми АКБ на жаре и на холоде, может вызывать недозаряд аккумуляторов
Отключаемый воздушный компрессор ** Экономит всего не более 2% топлива, но если есть погрешности пневмосистемы, такой компрессор вместо расчётного переменно-кратковременного режима работы трудится постоянно продолжительное время, что сказывается на его ресурсе. При серьёзных дефектах пневмосистемы производительности может не хватать
Заслонки и иные устройства, регулирующие поток масла в картере ведущего моста (меньше прокачивается масло при неполной нагрузке) * При экономии до 1% топлива удорожают и усложняют конструкцию
Система «старт-стоп» ** Требует более дорогих компонентов – стартёра, генератора и АКБ. При движении в длительных заторах в холодное время года в тёмное время суток создаёт условия для образования конденсата в кабине (салоне), провоцирует недозаряд АКБ
Алгоритмы управления системой питания двигателя, снижающие мощность, скорость движения и блокировку запуска, если не заправлена жидкость AdBlue * Неприемлемо из-за дорожных, географических и климатических условий и особенностей территории РФ
Сменные блоки клавиш на панели с произвольным расположением на выбор водителя ** Забавная презентация для сверхчувствительного психотипа водителя: если у автомобиля всё хорошо с эргономикой, то вопросов о размещении клавиш, как правило, не возникает
Заслонки и иные устройства, регулирующие поток масла в картере ведущего моста при экономии около одного процента топлива удорожают и усложняют конструкцию Алкозамок в России не гарантирует трезвости шофёра Изобилие возможностей на спальном месте эксклюзивного магистральника Пневмоподвеска кабины не всегда подходит для работы при низких температурах окружающего воздуха
Так выглядят насос гидроусилителя с приводом со стороны маховика и электроусилитель Servotwin (автомобили Mercedes-Benz) на рулевом валу
Так выглядят насос гидроусилителя с приводом со стороны маховика и электроусилитель Servotwin (автомобили Mercedes-Benz) на рулевом валу
Так выглядят насос гидроусилителя с приводом со стороны маховика и электроусилитель Servotwin (автомобили Mercedes-Benz) на рулевом валу

По традиции, оговоримся, что всё же на вкус и цвет товарищей не бывает, поэтому наше мнение может носить только рекомендательный характер. И вот ещё важное напоминание. Никакие системы динамической стабилизации и прочие электронные ассистенты не способны отменить законы физики и не заменяют полностью внимание и профессиональное чутьё водителя!

Статус
Наименование опции Оценка применимости Комментарии
Аэродинамический обвес, обтекатели **** Некоторые комплекты уменьшают дорожный просвет, но особенно эффективны правильно подобранные спойлеры на крышу и очень полезен элемент двери, прикрывающий лестницу, ведущую в кабину магистрального тягача
Кожаная отделка сидений и других элементов интерьера ** Стильно выглядит, но в жаркую погоду сильно нагревается, быстро истирается. Данная опция больше подходит легковому автомобилю
Легкосплавные диски **** Снижают неподрессоренные массы, экономят топливо, стильно выглядят, но недёшевы, больше подходят только для работы на дорогах с усовершенствованным покрытием
Мультимедийные развлекательные системы **** Польза очевидна, но требования и ожидания у потребителей принципиально разные
Гнёзда электропитания на 12 В и 24 В ***** Польза очевидна
Потолочный люк с электроприводом, противомоскитной сеткой и регулируемым затемнением **** У пожилых автомобилей может пропускать воду, ремонт помогает не надолго
Вискомуфта насоса системы охлаждения – дополнительное звено в цепи надёжности важнейшей системы двигателя, при этом экономит всего 1–1,5% топлива – спорный компонент
Привет из недавнего прошлого – подставка для отдыха ног сменного водителя появилась вместе с площадкой для отдыха левой ноги
Коробки передач-роботы облегчают труд водителя, но наиболее эффективны на коротких расстояниях с большим числом остановок, но не на трассе, где возможностей их алгоритмов бывает недостаточно
Коробки передач-роботы облегчают труд водителя, но наиболее эффективны на коротких расстояниях с большим числом остановок, но не на трассе, где возможностей их алгоритмов бывает недостаточно
Коробки передач-роботы облегчают труд водителя, но наиболее эффективны на коротких расстояниях с большим числом остановок, но не на трассе, где возможностей их алгоритмов бывает недостаточно
Комментировать ... >>