История казанского трамвая ЛМ-99АЭ
Встречаются люди с несчастливой судьбой. А бывает, злой рок преследует сложные механизмы: автомобили, самолёты, корабли и даже… трамваи. Вот об одном таком казанском трамвае сейчас и расскажем.
В1999 году на Петербургском трамвайно-механическом заводе построили первый прототип четырёхосного трамвайного вагона ЛМ-99 (71-134). Серийный выпуск начался в 2000-м и завершился во второй половине 2008 года. В 2005 году произвели рестайлинг вагона. Из-за первоначально предложенной конструкторами жёлто-чёрной окраски эту версию прозвали «пчёлкой». Трамваи ЛМ-99 работали во многих городах России: Санкт-Петербурге, Москве, Кемерове, Коломне, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Осинниках, Салавате, Смоленске, Таганроге, Усть-Каменогорске, Хабаровске.
В 2008 году 20 «пчёлок» (в заводской нумерации 71-134АЭ (ЛМ-99АЭ) поступили в Казань. Вагоны были приобретены в лизинг, общая сумма покупки составила 170 млн рублей. По специальному заказу казанского МУП «Метроэлектротранс» они пришли с завода окрашенными в сплошной красный цвет.
В дальнейшем руководство электротранспорта – болельщики местной футбольной команды «Рубин» – стали заказывать трамваи, окрашенные только в один цвет, без учёта рекомендуемых конструкторами раскрасок. Все казанские трамваи от колёс до пантографа стали одинаково-уныло тёмно-рубиновыми – в цвет любимой команды. «Пчёлок» трамваи уже совсем не напоминали, тем не менее, «как вы яхту назовёте…»
В трампарках Казани новеньким вагонам присвоили номера с 1100 по 1109 и 1200 по 1209. И началось. Через месяц после начала эксплуатации вагон № 1108 в прямом смысле «сгорел на работе» и был списан. Одна из версий причины пожара – провисание проводов контактной сети. В 2009 году вагон за номером 1109 по причине отказа тормозов врезался в своего собрата «пчёлку» с номером 1201. После восстановления оба вагона вышли на маршрут и продолжили работу.
Но вагон № 1109, видимо, попробовав вкус металла, уже не мог остановиться и стал ежегодно жалить своих собратьев-«пчёлок», и не только их… За 10 лет работы по одной и той же причине «отказ тормозов» он протаранил 13 вагонов: № 1104, 1204, 1206, 1208 (это «пчёлки»), № 1226, 1227 (модель 71-402 «Спектр»), № 1312, 1315, 1316 (модель БКМ-84300М по прозвищу «Червяк»). Последним двум № 1109 вдребезги разнёс кабины, лишив их возможности пользоваться двумя кабинами для работы на маршрутах без разворота. Вагон № 1316 «пчела» № 1109 жалила дважды. После первого столкновения он полтора года простоял в ремонте. Не успел выйти на линию, как на следующий день «пчела» вновь протаранила его в ту же самую кабину. Пострадали вагоны марки БКМ-62103 с номерами 1326, 1320 и 1328, причём с двумя последними трамвай № 1109 устроил тройное ДТП…
После очередного тарана 25 мая 2017 г. вагон №1109 полностью разбил и свою «ударную» заднюю часть кузова и надолго встал в трампарке «подпирать» подкошенный забор. Администрация не торопилась его списывать. И вот «счастливая случайность»: 23 июля 2017 года от удара молнии сгорел вагон № 1201 (тот самый, что стал первой жертвой «Пчелы» № 1109). Вагон-то сгорел, но уцелела задняя часть кузова. Её отрезали и приварили к вагону № 1109, и злополучная «Пчела» вновь вышла на свой маршрут № 4!
Интересное совпадение: в день удара молнии в вагон № 1201 его постоянный вагоновожатый не вышел на работу – заболел, и сменщиком оказалась та вагоновожатая, что работала на вагоне № 1108 в день его воспламенения…
13 января 2018 года впервые на обкатку выехал новенький трёхсекционный «Червяк» белорусского производства – БКМ-84500К под № 1403. Вы уже догадались?.. Номер 1109, слетев с тормозов и разогнавшись под горку, своей свежеприваренной донорской задней частью вагона 1201 тут же протаранил новинку стоимостью около 60 млн рублей! У новенького «Червяка» от удара вдребезги разнесло всю кабину и повело кузов, его пришлось списать, он не проработал ни одного дня… А «Пчелу» просто отправили «на пенсию» по причине её преклонного возраста. Тем более, что в преддверии Чемпионата мира по футболу в Казани поступило указание списать все вагоны старше 10 лет (хотя пять вагонов 71-402 «Спектр» 2002 года выпуска работают на маршруте № 4 до сих пор).
Так закончилась карьера «Пчелы» № 1109. Краш-тесты с ним прошли все модели казанских трамваев, и только вагонам Stadler 62103 (СП «Белкоммунмаш» и швейцарской Stadler Rail AG) как-то удалось избежать этой участи.
Горят казанские трамваи
18 марта 2019 года на шестом году эксплуатации полностью сгорел трамвай БКМ-84300М № 1302. К счастью, пассажиры успели покинуть вагон. Трамвай стоимостью 54 млн рублей сгорел дотла. Версии причины пожара – провисание проводов контактной сети и неисправность моторной тележки. Впрочем, как следует из опубликованного в «Казанском репортёре» мнении бывшего инженера-технолога Казанского МУП «Метроэлектротранс» Дамира Абдуллина, причину нужно искать в изначально выпускаемых в рейс неисправных вагонах и ужасном обслуживании парка. За последние 12 месяцев в Казани сгорело уже 8 трамваев, 4 троллейбуса и три автобуса!
В материале использована информация с сайтов http://untranssite.org (Объединенный транспортный сайт) и https://transphoto.ru (Городской электротранспорт)