Опубликовано: ГП 07-2009
Городские электрички

15-метровые городские автобусы «Волжанин-6270 СитиРитм-15», ГолАЗ-6228 и МАЗ-107-065

Андрей Филиппов, фото автора и Максима Шелепенкова
Производитель: ООО «ВАП «Волжанин»
Модель: «Волжанин-6270 СитиРитм-15»
Производитель: ОАО «Голицынский автобусный завод»
Модель: ГолАЗ-6228
Производитель: РУП «Минский автомобильный завод»
Модель: МАЗ-107-065

Работая некогда в отделе перевозок одного из автобусных парков, я довольно часто читал жалобы пассажиров: «Он зажал меня дверью», «Не успела выйти, как дверь закрылась, зажав сумку», «Почти добежал до автобуса, а водитель перед носом захлопнул створки и уехал»… И всегда пассажир был уверен, что виной всему только невнимательность водителя. Оно, может, и было так, но 90% подобных происшествий случалось с 3-й или 4-й дверями сочлененных автобусов и именно тогда, когда прицеп невозможно было поставить в одну линию с головной частью и в зеркало эти двери не просматривались. Тонкостей в каждой профессии всегда много…

С автобусами, о которых пойдет речь, такого случиться не должно, хотя по пассажировместимости они ненамного уступают сочлененным машинам. Одиночные 3-осные «горожане» длиной 15 м уже перестали быть экзотической выставочной техникой и встречаются не только на улицах областных центров, но и в небольших городах. Вот такие машины мы и решили взять на тест в 16-м автобусном парке Москвы, где нам с пониманием предоставили «Волжанин СитиРитм-15», ГолАЗ-6228 и МАЗ-107-065.

Добро пожаловать на борт!

Особенность московской комплектации известна: в связи с применением в столице АСКП вход пассажиров осуществляется только через переднюю дверь, а выход через остальные. Из-за этого все автобусы комплектуют маленькой кабиной водителя, которая не имеет отдельного входа с улицы, а обе створки 1-й двери отданы на откуп пассажирам. Однако не стоит радоваться за москвичей. Да, конечно, приятно, что можно свободно шагнуть в салон. Вот только дальше первого шага все равно не продвинуться. Валидатор пропускает в салон только по одному, и очередь, несмотря на широкий проем дверей, движется, словно вход производится только через одну створку. Кстати, если в других городах АСКП не применяется, скорость продвижения в салон все равно не увеличится. Дело в том, что между кабиной и правой колесной аркой ширина прохода колеблется от 650 (в ГолАЗе) до 710 мм (у «Волжанина»). Так что широкая первая дверь – решение довольно спорное. Но это инициатива столичных перевозчиков, а Россия не ограничивается МКАДом. Поэтому есть смысл рассмотреть возможность проникновения в салон и через другие двери. К тому же в правилах пользования общественным транспортом (ОТ), которые никто пока не переписывал, именно они предназначены для входа.

Вход через 1-ю дверь удобен у всех автобусов насколько это возможно с турникетом
Вход через 1-ю дверь удобен у всех автобусов насколько это возможно с турникетом
Вход через 1-ю дверь удобен у всех автобусов насколько это возможно с турникетом
Вход через 1-ю дверь удобен у всех автобусов насколько это возможно с турникетом
Проход возле турникета похожий на ущелье в МАЗе, кажется, удобнее
Проход возле турникета похожий на ущелье в МАЗе, кажется, удобнее
Проход возле турникета похожий на ущелье в МАЗе, кажется, удобнее

Вторая дверь у всех трех автобусов одинаково удобна. На входе, как и в 1-й двери, отсутствуют ступеньки, а напротив в салоне расположена накопительная площадка. Причем у «СитиРитма» и ГолАЗа установлены откидываемые вручную трапы для инвалидов. Cправедливости ради отмечу, что на МАЗе они также устанавливаются серийно, но в 16-м парке работают «107-е» из первых выпусков (например, с порядковым № 5), на которых трапов еще не было.

Вход во 2-ю дверь выводит на довольно большую накопительную площадку
Вход во 2-ю дверь выводит на довольно большую накопительную площадку
Вход во 2-ю дверь выводит на довольно большую накопительную площадку

А вот третья дверь четко показывает концептуальные разногласия в решениях, казалось бы, тождественных автобусов. Суть волжской машины заключается в абсолютной низкопольности с применением портальных задних осей, тогда как его «коллеги» полунизкопольные: минский 15-метровик имеет наклонный, плавно повышающийся пол, а у голицынского автобуса ступенчато возрастающий подиум.

В результате вход в заднюю дверь «Волжанина» ничем не отличается от входа в две другие его двери, а у ГолАЗ-6228 сзади широкий трап из трех ступенек. После такого каскада одна ступенька в МАЗе становится практически незаметной.

«СитиРитм-15»: ступеньки при входе в 3-ю дверь нет
ГолАЗ-6228: лестничный каскад, как на пьедестале
МАЗ-107: полумера, конструкторский паллиатив

Проходите в середину салона…

В салоне у большинства пассажиров естественный порыв – присесть. Наши тестируемые могут предложить для этих целей от 25 мест в МАЗе до 35 в ГолАЗе. Вот только не все сиденья одинаково удобны. Лично видел, как пожилые люди с грустью отказывались от предложения сесть в кресла, размещенные на подиумах, – слишком сложно забираться, а потом еще и спускаться. По местам, расположенным не на возвышениях, и поэтому самых удобных для пассажиров, лидерство за «Волжанином». У него 14 полноценных сидений, одно полуторное и четыре откидных страпонтена на накопительной площадке. На втором месте ГолАЗ с восемью креслами. А вот МАЗ подкачал – его двух мест явно недостаточно.

Что же касается остальных сидений, то тут ситуация меняется. В «СитиРитм-15» они расположены очень неудобно. У сидений между задними колесными арками маловато места для ног. Последний ряд расположен на возвышении, и попасть туда можно лишь споткнувшись о дополнительную ступеньку. К тому же он трехместный и выбираться от окна в проход затруднительно. И еще одна «ложка дегтя»: над сиденьями, размещенными ближе к проходу, нависают поручни. Подняться с кресла и не удариться о них сложно. Понятно, это требования органов сертификации и поднять их выше нельзя, но в ГолАЗе и МАЗе такой проблемы нет.

Не слишком ли велика плата за низкий пол в районе 3-й двери… …и дешевизну конструкции ГолАЗа? Может, стоит пойти на компромисс, как это сделали на МАЗе?

У ГолАЗа посадочные места размещены во втором секторе автобуса на подиуме, и чтобы попасть на эту галерку, необходимо подняться на две ступеньки, и уже там устраиваться как угодно. Все кресла размещены по ходу движения, на одном уровне и имеют достаточный запас пространства для ног (можно взять поклажу или свое чадо на колени). Правда, для доступа на последний ряд из пяти сидений надо преодолеть еще пару ступеней.

В МАЗ-107 размещение большинства кресел на подиумах имеет свое обоснование. Под передними находятся отопители, защищенные таким образом от повреждений. Под средними расположен топливный бак, который у «коллег» возвышается неудобной тумбой над передними арками. Причем сами подиумы гораздо ниже ступенек в ГолАЗе, а скомпонованы сиденья эргономичнее, чем в «СитиРитм-15». Если говорить о малом количестве мест для сидения, то причина прекрасно видна на фотографиях – правый ряд кресел одиночный. Если сделать его двойным, как на «Волжанине» и ГолАЗе, то количество сидений достигнет 34. Вот только конструкторы МАЗа не стали мешать приоритеты городской и пригородной машины, в результате чего в салоне «107-го» заметно просторнее.

В корме «СитиРитм-15» много спорных решений
ГолАЗ-6228 – сиденья, сиденья, сиденья…
В МАЗ-107 можно стоять свободно
Топливный бак в салоне «Волжанина»…
…и ГолАЗа, раздражающий пассажиров массивностью,…
…в МАЗе упрятан под подиум
Откидные сиденья на «СитиРитм-15»
Не на всех «Волжанинах» одинаковые сиденья
Высокая подоконная линия ограничивает обзор

Уважаемые пассажиры?

А теперь попробуем представить, каково же будет пассажирам в автобусах в час пик. Первым критерием удобства поездки в таких условиях является размер накопительных площадок и их количество. Вторым – ширина проходов. Третьим – размещение и количество поручней.

В «СитиРитм-15» из-за большого количества мест частично пожертвовали всеми пунктами. Накопитель только один, на месте возможного второго – четыре кресла. Упоминавшийся топливный бак и сдвоенные сиденья по бортам сокращают ширину прохода до 560 мм и заставляют тянуться к поручням, опираясь на тех, кто успел сесть. Ручки на сиденьях не облегчают ситуацию, особенно когда кто-то пытается пробраться к выходу.

Там, где у «Волжанина» пара сидений… …а у ГолАЗа вторая накопительная площадка… …у МАЗа очередной компромисс… …дополненный третьим накопителем

У ГолАЗ-6228 две накопительные площадки, что, согласитесь, уже лучше. Правда, проход еще меньше, чем у «Волжанина» (490 мм в районе передних арок и 520 мм – между сиденьями), зато поручнями пользоваться удобнее.

МАЗ-107 в час пик – бесспорный лидер. У него в дополнение к двум основным накопителям есть третий, в районе 3-й двери. Самый узкий проход в районе передних арок и валидатора – 670 мм, между задними кожухами – 780 мм. И, как выяснилось, из-за ступеньки сзади не возникает толчеи перед дверью, так как низкие арки не стесняют движения. Да и к поручням не приходится тянуться, к тому же их оранжевый цвет очень выигрышно смотрится на фоне зеленой окраски у «коллег».

Рационально использовать место в районе задних арок «Волжанину» не удалось Задние колесные арки? А что это? В МАЗе все пространство использовано по максимуму

Гости без гармошек

А вот здесь однозначного ответа нет. Сочлененные автобусы не проигрывают 15-метровым, Но некоторые выводы можно сделать из ситуации, сложившейся недавно в Белоруссии. Когда в начале года в Минске массово появились МАЗ-107, то на сайт КУП «Минсктранса» посыпались пожелания, жалобы и даже требования немедленно убрать их с улиц, так как они вмещают меньше пассажиров, чем сочлененные МАЗ-105. При этом «благодетели» не учли, что «107-е» встали на замену не только «105-х гармошек», но и 12-метровых МАЗ-103.

Впрочем, руководство «Минсктранса» сначала тоже неправильно позиционировало 15-метровые и просто приравняло их к сочлененным машинам, хотя вскоре пересмотрело это заблуждение. С одних маршрутов, где даже «гармошки» весь день работают с большой нагрузкой, «107-е» ушли вообще. На других стали работать совместно со «105-ми», на третьих со «103-ми».

Основные «печки» в «СитиРитм-15» подвешены под сиденья… …а та, что около задней двери, укрыта коробом У ГолАЗ-6228 над отопителем возле 2-й двери пришлось устанавливать защиту… …а около 3-й – эта мера не понадобилась Решение конструкторов МАЗа мне импанирует больше всего Решение конструкторов МАЗа мне импанирует больше всего
Люки в крыше на всех автобусах соседствуют с вентиляторами. У МАЗа и «Волжанина» поручни на всех люках
Люки в крыше на всех автобусах соседствуют с вентиляторами. У МАЗа и «Волжанина» поручни на всех люках
Люки в крыше на всех автобусах соседствуют с вентиляторами. У МАЗа и «Волжанина» поручни на всех люках

Но это скорее вопросы организации движения, а что же получили непосредственно пассажиры? Естественно, молодым и крепким парням появление «107-х» никакой выгоды не принесло. Скорее наоборот: стало меньше места в салоне, исчезла одна посадочная дверь, а то, что нет ступенек, так наличие таковых для них никогда проблемой не было. Зато инвалиды, пожилые, мамы и папы с детскими колясками наконец получили автобус большой вместимости, посадка и высадка из которого перестали быть проблемой.

Если говорить о тестируемых автобусах, то тут ситуация неординарная.

Место, не занятое топливным баком на «Волжанине», никак не используется Площадка на ГолАЗе  тоже не рациональна, но хоть сумку можно поставить Лидерство за МАЗом – у него такой площадки вообще нет
Зеленые поручни «Волжанина»… …и ГолАЗа теряются на фоне серого салона Об оранжевых «мазовских» этого не скажешь

«СитиРитм-15» – это скорее знаковый автобус с ориентацией на рынки Европы и, конечно, Москвы. Его основной козырь – возможность смело заявлять о том, что на маршруте работает полностью низкопольная машина. А насколько это актуально в данных условиях эксплуатации – вопрос второстепенный. К тому же для использования в час пик «Волжанин» не очень подготовлен.

ГолАЗ-6228 – меньше всех из троицы подходит для использования на городских маршрутах. Высокая половина автобуса будет постоянно недогружена, а средняя перегружена. Основной плюс голицынской машины – 35 мест для сидения, из которых 31 размещено по ходу движения. Поэтому ее место там, где большие перегоны между остановками и маленький пассажирооборот. Недаром же теперь основной в производстве стала пригородная версия.

МАЗ-107-065 – это 15-метровик, сущность которого наиболее четко определяет словосочетание «сотканный из компромиссов». С одной стороны, и сидений у него меньше, чем у конкурентов, и полностью низкопольным его назвать нельзя. А с другой, «мазовская» компоновка салона самая оптимальная из описанного трио для использования в наших городах. Ведь реальные условия эксплуатации у нас так же далеки от заявленного эталона, как «Правила пользования пассажирским транспортом» от их исполнения.

Что же касается концепции 3-осных одиночных автобусов, то мое мнение таково:

1. Ступенчато изменяемый пол – самый дешевый для производителей, но при этом самый неудобный для пассажиров вариант.

2. Плавное повышение уровня пола является самым приемлемым способом соединить экономию заводчан на производстве с последующим удобством использования.

3. Полная низкопольность – дорогое удовольствие, которое (это же парадокс!) к тому же и пассажирам пока приносит больше хлопот, чем пользы…

Технические характеристики автобусов
«Волжанин-6270 СитиРитм-15» ГолАЗ-6228 МАЗ-107-065
Колесная формула 6х2х4 6х2х4 6х2х4
Полная масса, кг 23 800 24 000 24 500
Снаряженная масса, кг 15 280 14 300 14 300
Пассажировместимость, чел.,
в том числе для сидения
116
34
147
37
145
25
Допустимая нагрузка, кг:
  • 1-й оси
  • 2-й оси
  • 3-й оси
7000
11 200
6500
6500
11 500
6000
6500
11 500
6500
Габаритные размеры, мм 14 685х2550х2970
15 220х2500х3150
14 952х2500х3010 14 480х2500х2838
Высота пола 340 340* 335*
Двигатель:

  • рабочий объем, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
Deutz BF6M1013FC, турбодизель I-6
7145
272 при 2520 мин-1
1050 при 1400 мин-1
Scania DC 9 03, турбодизель, I-6
8974
300 при 1900–2000 мин-1
1400 при 1100–1300 мин-1
MB OM 906LA, турбодизель, I-6
6374
279 при 2200 мин-1
1100 при 1200–1600 мин-1
Коробка передач ZF Ecomat 2 plus 6 HP502C, ГМП ZF 5 HP602C, ГМП Voith Diwa D 851,3E, ГМП
Подвеска Пневморессоры Пневморессоры Пневморессоры
Тормозная система Пневматическая, двухконтурная, с ABS Пневматическая, двухконтурная, с ABS Пневматическая, двухконтурная, с ABS
Минимальный радиус поворота, м 12,5 12 12,5
Вместимость топливного бака, л 250 238 220
*Уровень пола у 1- и 2-й дверей.
Комментировать ... >>